Статья "Формирование ответственной родительской позиции"
статья

Важнейшую роль в развитии каждого ребёнка играет его семья. Именно родители становятся самым первым социальным окружением малыша. В данной статье были приведены примеры семей, создающих благоприятные и неблагоприятные условия для развития личности ребёнка. А так же подчёркивается необходимость психологического консультирования семей ребёнка с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_otvetstvennoy_roditelskoy_pozitsii.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Формирование ответственной родительской позиции».

Как известно, важнейшую роль в формировании личности ребёнка играет его семья. По утверждению многих педагогов, отношение родителей к ребёнку впоследствии транслируется в отношении ребёнка к окружающим.

По влиянию на развитие личности ребёнка с ОВЗ условно можно выделить 2 группы родителей:

1) Создающие благоприятные условия для развития:

- Понимающие родители, хорошо знающие своего ребенка, реально оценивающие его возможности, адекватно реагирующие на разные ситуации;

- Родители, реально оценивающие возможности ребенка, реагирующие на его запросы и потребности, но в общении с ним занимающие позицию старшего. Они не принимают диалога, считают свою точку зрения единственно правильной;

- Родители, часто не знающие возможностей ребенка, но заботящиеся о внешних результатах: их дети хорошо одеты, ухожены и научены поведению, принятому в обществе.

2) Семьи, создающие неблагоприятные условия для развития:

- Подавляющие родители, эмоционально отвергающие ребенка. Все запрещают и приказывают. Они уверены, что хорошо знают своего ребенка, но не могут предсказать его поведение в разных ситуациях;

- Родители, неплохо знающие своих детей, сенситивные по отношению к ним, но не уверенные в правильности своего поведения, и поэтому порой жестоки к ребенку;

- Родители, крайне жесткие, не готовы к диалогу. Их ожидания и требования к нему завышены;

- Родители, мало знающие особенности своего ребенка по причине отстраненности и не желания вникать в его проблемы, уделять внимание, замечать изменения. Эмоциональные отношения выражены не ярко, преобладает элемент отвержения. Они не знают, что чувствует и переживает их ребенок.

Можно сказать, что у родителей первой группы сформирована ответственная родительская позиция, когда как у второй группы нет, что проявляется в неприятии проблемной ситуации развития ребенка, стремлении оградить семью и ребенка от факта наличия нарушений развития.

Таким образом, в родительскую позицию входят 2 составляющие: эмоциональное принятие и контроль, сочетание которых определяет поведение родителей и ребенка при взаимодействии.

Помощь в формировании ответственной зрелой родительской позиции у родителей детей с ОВЗ может осуществляться в процессе социально-педагогического консультирования. Такое консультирование предполагает доверительную беседу с родителями в ходе, которой им рассказывают об особенностях развития ребенка, вариантах его адаптации и социализации, возможных в условиях специальной помощи и без нее. Так же во время социально-педагогического консультирования родителям раскрывают типичные ошибки: (нарушение потребностей ребенка (в том числе образовательных)), акцентируют внимание на важности развития самостоятельности у ребенка (т.е. на ценность развития бытовых навыков), информируют о вариантах получения профессионального образования и трудоустройства детей с ОВЗ. Результатом такого консультирования должно стать смена родителями позиции  отношению к ребёнку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

5 родительских позиций

Пять родительских позиций, которые искажают ход психического развития ребёнка:Отвержение/ ребёнка не воспринимают как личность, родители занимают позицию само отражения. У ребёнка появляется агр...

Проект «Формирование активной родительской позиции посредством создания условий эффективного взаимодействия с семьей»

Я уверена, в душе воспитателей должно быть место для родителей детей. Я должна уметь понимать, что они - самые лучшие, других нет, ребенок получил от них жизнь – драгоценный дар. В результате общения ...

Родительские позиции и установки при воспитании детей.

Консультация для родителей по теме "Родительские позиции и установки при воспитании детей"....

РОДИТЕЛЬСКИЕ ПОЗИЦИИ В ВОCПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ (статья)

27.03.2015 Глубоцкая Е. Педагогические чтения, посвященные К.Д. УшинскомуРОДИТЕЛЬСКИЕ ПОЗИЦИИ В ВОCПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ (статья)...

Консультация на тему «Внедрение нетрадиционных форм оздоровления детей: «Подвижные игры, как фактор формирования активной родительской позиции, в оздоровлении детей».

Цель: формировать активную позицию родителей в оздоровлении детей, через нетрадиционные формы и подвижные игры. Не секрет, что проблема здоровья подрастающего поколения становится все более актуальной...

"Современные формы и методы работы по формированию активной родительской позиции в процессе образовательной деятельности"

Как показывают современные исследования, основными социальными инститиутами воспитания явояются семья и дошкольное образовательное учреждение. Современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитан...

Формирование субъектной родительской позиции в условиях деятельности родительского клуба «Мамина школа» (из опыта работы)

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста трудно переоценить. Всегда нужно помнить, что родители для дошкольника – самые близкие люди. Они влияют на...