Формирование субъектной родительской позиции в условиях деятельности родительского клуба «Мамина школа» (из опыта работы)
статья
Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста трудно переоценить. Всегда нужно помнить, что родители для дошкольника – самые близкие люди. Они влияют на все стороны его развития: физическую, нравственную, этическую и умственную. Сколько бы усилий не было приложено со стороны педагогов и специалистов для воспитания, развития или коррекции недостатков у детей, без помощи семьи результата не будет. Деятельность родителей, педагогов и специалистов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом оказать помощь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении, гармонизации детско – родительских отношений. Для решения перечисленных проблем особенно важным на сегодняшний день видится создание таких организаций для взрослых и детей, где в атмосфере сотрудничества, доверия и взаимоуважения решались бы педагогические и психологические значимые задачи. Решение этих задач, на наш взгляд, возможно с помощью оптимальной и особенно актуальной формы такой организации, как клуб для родителей и детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_subektnoy_roditelskoy_pozitsii.docx | 26.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование субъектной родительской позиции в условиях деятельности родительского клуба «Мамина школа»
(из опыта работы)
Подготовила: педагог-психолог МБДОУ№ 37
г. Ачинска
Красноярского края
Юсупова М.М.
Человечность, сердечность, отзывчивость – этот моральный иммунитет против зла приобретается лишь тогда, когда человек в раннем детстве прошёл школу доброты, школу подлинно человеческих отношений, а этой школой может быть только хорошая семья….
В.А.Сухомлинский
Роль семьи в воспитании развитии детей дошкольного возраста трудно переоценить, поэтому всегда нужно помнить, что родители для дошкольника – самые близкие люди. Они влияют на все стороны его развития: физическую, нравственную, этическую и умственную. Сколько бы усилий не было приложено со стороны педагогов и специалистов для воспитания, развития детей, без помощи семьи результата не будет. Деятельность родителей, педагогов и специалистов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, получить психолого - педагогическую помощь в понимании индивидуальных особенностей детей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении, гармонизации детско – родительских отношений.
Так у меня возникла идея создания клуба «Мамина школа», в котором были бы созданы все условия для развития зрелой родительской позиции, формирования детско-родительской общности и гармонизации детско – родительских отношений. Заседания клуба проходят в форме нетрадиционного общения с родителями, такими, как: «Круглый стол», «Семинар – практикум», «Мастер – класс», «Педагогическая игра», детско - родительские игровые занятия, обучающие тренинги. Деятельность и общение с родителями простроены на принципах открытости, взаимопонимания и доверии, интересах и запросах семьи. Родителям не навязывается готовая точка зрения; проблемная постановка вопроса заставляет их думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации, опираясь на свой опыт. В ходе заседания большинство родителей находят ответ, удовлетворяющий всех. Общение строится на основе диалога - открыто и искренне, без критики и оценки партнера по общению, что позволяет учесть не только актуальные потребности родителей, но и способствует формированию активной родительской позиции.
На мероприятие, приглашаются родители, которым, на их взгляд, или на взгляд специалиста необходимо получить информацию и освоить практические навыки для работы с ребёнком. Например, мастер – класс ««Сенсорное развитие детей в домашних условиях»» посетили родители младших групп, которым необходимо было пополнить знания по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей. Погружение в проблему сенсорного развития и развития мелкой моторики у детей, и разговор о важности организации развивающей среды в домашних условиях проходят ненавязчиво и оптимально по времени, в форме организационно – деятельностных игр с использованием интерактивного метода. Каждый участник делает выводы, вместе получают «обратную связь». А самое, главное – у родителей возникает желание помочь своему ребёнку, появляется умение правильно реагировать на проблему.
С целью повышения уровня знаний педагогов и родителей в вопросах адаптации, оказания практической помощи в решении возникающих проблем родителям вновь прибывших детей, в рамках «Маминой школы» провела круглый стол «Первый раз в детский сад», «Адаптируемся вместе», где родителям предлагаю практические упражнения, в ходе которых они должны были найти способы решения обозначенной проблемы. Использую приём «Устами младенца..», где родители обсуждают письма от детей, написанных с моих наблюдений и со слов детей, и переведённых на взрослый язык, делают выводы и получают рекомендации, советы. Именно это взаимодействие позволило родителям осознать, что они нуждаются в помощи и готовы принимать наши советы.
Для формирование субьектной позиции родителей по вопросам гендерного воспитания использую психологическую игру для родителей "Два взгляда на воспитание ребенка". Родители активно участвуют в дискуссии «Нужно ли мальчиков и девочек в дошкольном возрасте воспитывать по-разному?». Обмениваются опытом семейного воспитания девочек и мальчиков, обсуждают вопросы личностного развития детей разного пола.
Применение игрового моделирования на встречах с родителями, позволило родителям получить возможность пополнить арсенал своих воспитательных и игровых методов общения с ребенком. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает буквально заново открывать для себя радость общения с ребенком. Из «зрителей» и «наблюдателей» родители становятся активными участниками встреч, вовлекаются в исследования собственного родительского поведения, обогащая его новыми способами общения с ребенком и ощущая себя более компетентным в семейном воспитании.
На каждых заседаниях клуба, с помощью метода анализа собственной воспитательной деятельности сформировалась родительская позиция, позиция родителя, как педагога. Родители научились смотреть на ситуацию глазами ребёнка, понимать его.
В рамках «Маминой школы провожу тренинговые и игровые детско – родительские занятия, направленные на формирование навыков сотрудничества и взаимодействия родителей с ребёнком, и гармонизацию детско - родительских отношений. Участие родителей в совместной деятельности и использование таких технологии, как арттерапия (« рисование вдвоём с мамой»), телесная терапия («Печём пирог»), релаксация, вызывает у ребенка положительные эмоции, гордость за свою семью и своих родителей. Следовательно, создаётся детско-взрослая развивающая общность. Оснащение позиции родителя новыми способами действия предоставляет возможность развития личностной зрелости родителя, что, в свою очередь, вносит изменения в отношения со своим ребёнком и педагогами.
На основании опроса, анкетирования, родителей об эффективности родительского клуба «Мамина школа» можно выделить наиболее значимые показатели родительской позиции:
- лучшее понимание своего ребёнка, появление нового положительного опыта взаимодействия;
- ощущение эмоциональной близости с ребёнком;
- стремление создать обстановку, в которой удовлетворялись бы потребности и развивались бы способности ребёнка;
- позиция активного, непрерывного участника в жизни ребёнка;
- исчезла потребность в «хорошем ребенке»;
- родители чувствуют себя «успешными родителями» и полноценными участниками образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы родительского клуба "Мамина школа" на 2012-2013 год
Примерный план работы клуба на учебный год....
Презентация родительского клуба "Мамина школа"
краткое описание мсистемы работы с детьми перед поступлением в детский сад...
Детско-родительский клуб «Мамина школа »
Третий год жизни – непростой и чрезвычайно важный этап взросления малыша. Это период превращения бессознательного крохи в активного и самостоятельного деятеля, полноправного члена семьи. А источ...
родительский клуб "Мамина школа"
Всреча в клубе "Мамина школа" на тему "Мы и наши имена"...
родительский клуб "Мамина школа"
Материалы проведения клуба "Мамина школа"...
Занятия педагога-психолога с родителями в РОДИТЕЛЬСКОМ КЛУБЕ - МАМИНА ШКОЛА
В помощь педагогу-психологу для работы с родителями. В материале дается план мероприятий-занятий (последним листом) с родителями во время подготовительного периода к "поступлению" в детский сад. Вводн...
Родительское собрание в клубе "Мамина школа" (Художественно эстетическое развитие. Продуктивная деятельность)
Художественно - эстетическое развитие, продуктивная деятельность...