Гендерное воспитание
картотека
Гендерное воспитание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_gendernoe_vospitanie_-_podgotovitelnaya_gruppa.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«МАМА». ЦЕЛЬ: развитие представлений детей об обязанностях мамы в семье и на работе, воспитание любви к близким людям, желание делать для них приятное; закрепление значения «волшебных слов», которые помогают дарить радость, сохранять дружбу. ХОД: Педагог предлагает детям придумать рассказ на тему «Моя мама дома и на работе». Описать портрет мамы. Дальше он создает игровые ситуации: «Выбираем подарок для мамы (бабушки, сестры)», «Поищем и найдем «волшебные слова» для мамы». В конце игры дети вместе определяют самых внимательных: дочку, сына и внучат и обсуждают, почему они сделали именно такой выбор. |
«НАСТРОЕНИЕ». ЦЕЛЬ: формирование у детей умений определять настроение близких людей по внешнему виду. ХОД: педагог предлагает детям вспомнить, как по внешнему виду определить настроение близкого человека. Взрослый может рассказать какую-либо ситуацию, описать поступок, желание и предложить детям попытаться определить настроение, сопутствующее им, I Например, мама заболела, папа уехал в командировку, у сестры день рождения, семья на отдыхе, ребята подрались, разбилась чашка и т.д. Во время последующего проведения игры воспитатель заранее готовит набор фотографий или иллюстраций с изображением людей, находящихся в различных эмоциональных состояниях. Сначала взрослый предлагает придумать рассказ по одной картинке (фотографии), затем исходное количество постепенно увеличивается и выкладывается в различной последовательности в процессе развертывания сюжетной линии. В дальнейшем в качестве опоры для придумывания рассказов воспитатель может использовать графические модели различных эмоций. |
«КЕМ Я БУДУ И КАКИМ?». ЦЕЛЬ: осмысление ребенком планов на будущее, формирование умения делать выбор в соответствии со своими интересами и способностями, осознание значимости любой профессии. ХОД: педагог задает детям следующие вопросы: «Сколько профессий может освоить человек? От чего зависит название профессии? Зачем человеку нужна профессия? Какая профессия самая лучшая? Почему? Какие профессии называются женскими, какие мужскими?» Далее воспитатель читает стихотворение «Разные профессии» А, Шибаева, дети слушают и вставляют свои ответы: Самолетом правит ...(летчик), Трактор водит... (тракторист), Электричку —... (машинист), Стены выкрасил... (маляр), Доску выстрогал ...(столяр), В доме свет провел ... (монтер), В шахте трудится ... (шахтер), В жаркой кузнице — ...(кузнец), За прилавком — ... (продавец). Кто все знает — ...(молодец)! После прочтения стихотворения воспитатель продолжает: «Может случиться так, что женщина хочет овладеть мужской профессией, а мужчина — женской?» Педагог подводит детей к выводу, что главное — любить и хорошо знать свое дело. Дети рассказывают, кем бы они хотели быть, когда станут взрослыми. И чему должны научиться для этого. |
«СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА». ЦЕЛЬ: Формирование доброжелательных отношений между мальчиками и девочками; развитие способности и желания говорить красивые слова своим товарищам. ХОД: Мальчикам и девочкам предлагают по желанию изобразить спящего принца или спящую красавицу. Остальные дети по очереди подходят к «спящему» герою и пытаются подобрать такие хорошие, сказочные слова, которые, по их мнению, смогли бы «разбудить» спящих принца или красавицу. |
«СКАЗКА НАОБОРОТ», ЦЕЛЬ: Формирование умения войти в образ героя противоположного пола, понять интересы и ценности героев противоположного пола. ХОД: придумывают сказку с известными сказочными персонажами. Только мужских героев (Карлсон, Буратино, Карабас-Барабас, Незнайка) изображают девочки, а женских героинь (Красная Шапочка, Крошечка-Хаврошечка, Золушка, Мальвина) — мальчики. |
«ЦВЕТЫ И ПЧЁЛКИ». ЦЕЛЬ: овладение нормами межполового общения. ХОД: Педагог предлагает детям распределиться на две команды — девочек и мальчиков. Девочки — пчелки, а мальчики -цветы. Дети разбегаются по группе. По сигналу педагога они начинают выполнять заранее распределенные роли. Девочки изображают пчелок: передвигаются грациозно, машут крылышками, качают головами, подражая жужжанию пчелы. Мальчики изображают цветы: встают на одно колено, расправляя руки, как лепестки. По второму сигналу дети меняются ролями. Мальчики становятся шмелями: машут руками, словно крыльями, притопывая ногами, жужжат, словно большие шмели, а девочки изображают красивые цветы. |
«НАЙДИ СВОЮ ПАРУ». ЦЕЛЬ: овладение нормами межполового общения. ХОД: Мальчики и девочки делятся по парам, держась за руки. По сигналу дети самостоятельно разбегаются по I площадке, изображая различные предметы. По второму сигналу педагога все девочки и мальчики должны найти свою пару. Те мальчик и девочка, которые первыми возьмутся за руки и объяснят, как их предметы могут дополнить друг друга, получают поощрительный приз. |
«МОРЕ». ЦЕЛЬ: овладение нормами межполового общения. ХОД: Педагог просит детей сесть в круг и предлагает им вспомнить лето, когда они купались в речке, в пруду. «Но лучше всего купаться в море, — говорит он, потому что в море волны, и так приятно, когда они ласково гладят и омывают тебя. Волны такие веселые, добрые! И все очень похожи друг1 на друга. Давайте попробуем искупать друг друга в таких волнах! Давайте встанем, улыбнемся и попробуем изобразить волны руками». Дети вслед за I педагогом изображают «ласковые» и «веселые» волны. После такой «тренировки» взрослый предлагает всем детям по очереди «искупаться в море». «Купающийся» становится в центре, а «волны» по одной подбегают к нему и ласково поглаживают его, совершая одинаковые движения. Когда все волны «погладят купальщика», он превращается в волну, а в море «ныряет» следующий. |
«ПРИМИ РЕШЕНИЕ» ЦЕЛЬ: Формирование у детей умения самостоятельно принимать решения, ориентируясь на эталоны мужского и женского поведения, принятые в обществе. ХОД: Педагог читает детям сказку: «В одном городе жила девочка. Она была добрая, умная девочка, но очень рассеянная. Однажды девочка очень торопилась в школу, но никак не могла найти ключи от квартиры Наконец, ключи были найдены и она пустилась бежать вниз по лестнице. Внизу, у подъезда, на лавочке сидел незнакомый малыш и тихонько всхлипывал. Рядом никого не было...» Детям предлагается самостоятельно продолжить сказку. Ответы детей обсуждаются. |
«ПОДАРОК». ЦЕЛЬ: овладение нормами межполового общения. ХОД: все дети сидят в круге (мальчик — девочка — мальчик — девочка). Воспитатель предлагает каждому подарить соседу подарок, но ненастоящий. Для этого ребенку нужно руками изобразить, что он дарит, сказать, что-то приятное и преподнести подарок. Воспитатель дает установку: «Подумайте, какой подарок было бы приятно получить вашему (вашей) соседу (соседке). По окончании игры можно спросить у детей, что им подарили, и сопоставить, насколько верно они это поняли. Дети делятся своими впечатлениями о чувствах, которые они испытывали при получении и при дарении подарка. |
«СДЕЛАЙ КОМПЛИМЕНТ». ЦЕЛЬ: овладение нормами межполового общения. ХОД: педагог рассаживает детей по кругу и предлагает каждому по очереди сказать своему соседу что-нибудь приятное. Тот, к кому обращались, обязательно должен поблагодарить за комплимент. В следующий раз педагог просит детей сделать комплимент каким-нибудь необычным способом, например, мальчики делают комплимент так, как бы это сделали рыцари или мушкетеры, увидевшие даму своего сердца иги королеву, а девочки — как Золушка, попавшая на бал. После этого воспитатель вместе с детьми обсуждают: чей комплимент был самым необычным или неожиданным? Что помогло придумать необычные комплименты? |
«ПРЕДМЕТ _ МУЖЧИНА, ПРЕДМЕТ _ ЖЕНЩИНА». ЦЕЛЬ: овладение нормами межполового общения. ХОД: воспитатель предлагает рассмотреть предмет (кувшин, лампа, подушка, карандаш и пр.) и представить, каким бы он был, если бы был человеком (мужчиной или женщиной). Дети обыгрывают эти предметы, изображая их взаимодействие, посредством жестов или речью. |
«КТО ЖИВЁТ В ТВОЁМ СЕРДЦЕ». ЦЕЛЬ: овладение нормами межполового общения. ХОД: дети рассматривают карточки символы: солнышко — доброта, травинка — чуткость, нотка нежность, рука — самостоятельность и т.д., отбирают те, которые, па их взгляд, обозначают ценности, определяющие и направляющие поведение мальчика и девочки. |
«МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГЕРОЙ». ЦЕЛЬ: овладение нормами межполового общения. ХОД: дети рисуют любимый мужской или женский персонаж (выдуманный или уже существующий). Рассказывают, какой он — этот персонаж. Прикосновение «волшебной палочки», и каждый превращается в того героя, которого нарисовал. Игра предусматривает символические действия и творческое взаимодействие с другими членами группы. Используются мимические и пантомимические способности для предельно естественного воплощения в заданный образ. |
«МОДНИЦА». ЦЕЛЬ: овладение нормами межполового общения. ХОД: девочки заранее с мамами готовят наряды для участия в конкурсе. Участницам предлагается войти в образ, спеть, станцевать, пройти походкой манекенщицы, тем самым демонстрируя достоинства своего костюма. |
«МАЛЕНЬКАЯ ХОЗЯЙКА». ЦЕЛЬ: овладение нормами межполового общения. ХОД: девочки соревнуются в кулинарных способностях (приготовление бутербродов, салатов и т.д.), знании кулинарных рецептов, умении сервировать стол, принимать гостей. |
«ДИАЛОГ С КАРТИНКАМИ». ЦЕЛЬ: побуждать детей вступать в культурный, содержательный, информационный диалог, учить в процессе диалога выделять полоролевые ценности прошлого и настоящего. ХОД: перед детьми выставляются репродукции картин разных художников, изображающих портреты детей из прошлого, картины семейной жизни русского народа. Педагог предлагает придумать диалог, разговор на основе импровизации «Если бы я был в картине...» (О чем бы я узнал? О чем бы спросил героев картины? Как бы поступил? Что бы рассказал героям картины?). |
«ДИАЛОГ С ГЕРОЯМИ СКАЗКИ». ЦЕЛЬ: развитие взаимоотношений между мальчиками и девочками; обучение детей действовать в соответствии с выбранной ролью. ХОД: педагог предлагает детям выбрать одну из набора карточек с изображением сказочных персонажей, превратиться в героя или героиню (Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Снегурочка, Змей Горыныч, Иванушка-Дурачок, Емеля, Крошечка-Хаврошечка, Марья-Искусница и др.) и выступить от его имени. Дети выбирают себе пару (мальчик — девочка) и воспитатель предлагает одну из ситуаций: 1. я сочинить разговор двух персонажей на определенную тему (о погоде, желаниях, любимых занятиях, о нечаянной встрече); 2. придумать разговор сказочных персонажей по телефону (на любую тему); 3. придумать текст письма или телеграммы, которыми могли бы обменяться друг с другом герои и др. |
«САМЫЕ ЗАВЕТНЫЕ СЛОВА». ЦЕЛЬ: обучение детей нахождению в сказке значимых слов, раскрывающих полоролевые ценности, пониманию их смысла. ХОД: педагог предлагает детям вычленить значимые слова в сказке, раскрывающие нравственный смысл поступков героев и героинь. Это могут быть как волшебные слова, сказочные приговоры, так и слова, несущие смысловую нагрузку. Например, рассуждения героя о своих поступках, которые позволяют ему не только оценить происходящее, но и свою роль в этом, т.е. самоопределиться и осуществить развитие своей индивидуальности. Так, заветными словами в сказке «Морозко» стали «Тепло, Морозушко, тепло, батюшка!», которые произносила падчерица. Ее терпение, доброта, трудолюби мягкость были вознаграждены. В былине «Вольга и Микула» заветш ми словами являются слова богатыря: «Простой крестьянин я, земл нашу. Хлебом Русь кормлю. А зовут меня Микула Селянович». Отв га, сила, смелость, трудолюбие, любовь к родине всегда утвержд лись главными ценностями на русской земле. |
«ВОЛШЕБНЫЕ ИМЕНА». ЦЕЛЬ: обучение детей выявлению смысла и значения различных сказочных имен. ХОД: после чтения какой-либо сказки воспитатель вместе с детьми выявляет смысл и значение различных имен сказочных персонажей, их роль в достижении цели героя. (Воспитатель может обратиться к этимологии имени, выяснить причины, побудивш. автора дать герою именно такое имя.) Например, почему девочка которая все время хлопотала у печки, нарекли Золушкой? Откуда произошли названия имен Елена Прекрасная, Марья-Искусница Василиса Премудрая, Иван — крестьянский сын, Илья Муромец др.? Дети совместно с воспитателем выясняют, как имена повлияв на характер персонажа и в чем это отражается? |
«ЦАРЕВНА - КОРОЛЕВНА». ЦЕЛЬ: овладение нормами полоролевого поведения, повышение самооценки ребенка. ХОД: участники игры становятся в хоровод, за круге находится девочка («царевна»), выбранная с помощью считалки, все поют хором: По за городу гуляет Царевна-королевна. Пожалуйте в городок, (участники хоровода поднимают руки марками») Царевна-королевна. К кому хочешь подойди, Царевна-королевна. Да пониже поклонись, Царевна-королевна, Да по городу пройдись, Царевна-королевна. В соответствии с текстом песни «царевна» подходит к выбран ному мальчику, кланяется, вдет под руку с ним навстречу движению хоровода, затем выводит его за хоровод («за город»). Игра начинается снова, но со словами. |
«РЫЦАРСКИЙ ТУРНИР». ЦЕЛЬ: овладение нормами межполового общения. ХОД: мальчики-рыцари соревнуются в ловкости, сноровке (попадание в цель, бег с препятствиями, прохождение по лабиринту и т.д.), силе (перетягивание каната, армреслинг и т.д.), смекалке (отгадывание кроссвордов, задач, головоломок и т.д.), галантности (приглашение на танец, составление комплимента, признание в любви оригинальными способами и т.д.), остроумии (рассказ забавного случая, придумывание названия к смешным картинкам и т.д.). Подводят итоги и награждают победителей девочки. |
«СДЕЛАЙ КОМПЛИМЕНТ». ЦЕЛЬ: овладение нормами межполового общения. ХОД: педагог рассаживает детей по кругу и предлагает каждому по очереди сказать своему соседу что-нибудь приятное. Тот, к кому обращались, обязательно должен поблагодарить за комплимент. В следующий раз педагог просит детей сделать комплимент каким-нибудь необычным способом, например, мальчики делают комплимент так, как бы это сделали рыцари или мушкетеры, увидевшие даму своего сердца иги королеву, а девочки — как Золушка, попавшая на бал. После этого воспитатель вместе с детьми обсуждают: чей комплимент был самым необычным или неожиданным? Что помогло придумать необычные комплименты? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по гендерному воспитанию "Простые правила воспитания мальчиков"
Полноценное развитие мальчика происходит при правильном его воспитании...
"Опыт гендерного воспитания в детском саду" Рекомендации для коллег по гендерному воспитанию дошкольников.
Так случилось, что один из выпусков был практически однородным по гендерному составу - 17 мальчиков и всего 3 девочки, а в старшей группе и вовсе- одни (!) мальчики. Поэтому в...
Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста
В современной науке используются два термина: Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...
Гендерное воспитание.ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК
Этапы полоролевого развития Новорожденность. Настройка на определенный пол.- Раннее детство (1 – 3 года). Принятие пола без наполнения его содержанием - Младший возраст (3-4 года). Диф...
ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ТРАНСФОРМАЦИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ . Статья в электронном журнале
Агибалова (Лазарева) Е.А. студент группА ЗДО-5-12, факультет психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК «КИПУ» Республика Крым, Симферополь Научный руководитель: Амет-...
Проект «Современные культуросообразные технологии полоролевого воспитания дошкольников (гендерное воспитание)» в подготовительной группе
Цель проекта: Формирование гендерной идентичности у детей в условиях ДОО.Задачи: 1. Сформировать у детей представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к опр...
«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...