«Поговорим о доброте»
консультация (средняя группа)

Краснокутская Евгения Владимировна

Многие дети понимают, что такое доброта, но не всегда их поступки бывают добрыми. И наша задача, задача взрослых, состоит в том, чтобы воспитывать у них с раннего детства потребность совершать добрые поступки.

Что такое доброта?На этот вопрос ответ прочитаем в толковом словаре Ожегова: «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

• Доброта – это очень сложное и многогранное качество личности. В книге выделено семь основных «ступеней»доброты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pogovorim_o_dobrote_.docx45.34 КБ

Предварительный просмотр:


Консультация для родителей «Поговорим о доброте»

Многие дети понимают, что такое доброта, но не всегда их поступки бывают добрыми. И наша задача, задача взрослых, состоит в том, чтобы воспитывать у них с раннего детства потребность совершать добрые поступки.

Что такое доброта?На этот вопрос ответ прочитаем в толковом словаре Ожегова: «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

• Доброта – это очень сложное и многогранное качество личности. В книге выделено семь основных «ступеней»доброты.

• Дружелюбие – открытое и доверительное отношение к людям.

• Честность – искренность и правдивость в поступках и мыслях.

• Отзывчивость – готовность помогать другим людям.

• Совесть – нравственная ответственность за свои поступки.

• Сострадание – сочувствие, сопереживание, умение чувствовать чужую боль.

• Благородство – высокая нравственность, самоотверженность.

• Любовь – глубокое сердечное чувство, высшая степень положительного отношения.

Не секрет, что многие молодые родители полагают, что в ребенке надо воспитывать не доброту, а сильный характер, который поможет ему в жизни. По мнению таких взрослых, сегодня выживает и процветает тот, кого отличают себялюбие, напористость, умение отстаивать свои интересы любой ценой.

В нашем детском саду было проведено исследование с целью выявления уровня представлений дошкольников о таких нравственных качеств «доброта»«милосердие»«культура поведения». Обследовались дети подготовительной к школе группе в количестве 20 человек. В ходе исследования нами использовался метод проблемных ситуаций. Детям были предложены игровые ситуации, в которых необходимо было сделать нравственный выбор.Ситуации включали в себя следующее:

1 ситуация. Исследование проявления милосердия.

Дети играют во дворе. Вдруг один из них упал и сильно ушибся. От боли он заплакал.

2 ситуация. Исследование проявления доброты.

На занятии Маша рисовала дерево. Вдруг у нее сломался зеленый карандаш. Она расстроена.Говорит своему товарищу«Я сильно нажимала и сломала карандаш»

3 ситуация. Исследование культуры поведения.

Мальчик (девочка) возвращается домой из детского сада. Навстречу ему идет другой мальчик,нечаянно задевает его и говорит«Извини!»

Дети выбирали различные варианты поведения в данных ситуациях. Одни из них, показавшие высокий уровень нравственных представлений, в ситуации «милосердие» прекращали игру, успокаивали товарища, оказывали первую помощь; в ситуации «Доброта» сочувствовали Маше и предлагали свой карандаш; в ситуации «Культура поведения» спокойно реагировали на произошедшее,отвечая«Ничего страшного!»«Бывает!» и т. п. Другие – в первой ситуации проявляли сочувствие на словах («Ну как же ты так!»«Больно»«Не плачь» и т. д.) ; во второй ситуации предлагали обратиться за помощью воспитателю,в третьей ситуации высказывали неудовольствие«Смотреть нужно!» и т. д.

Третьи – или не обращали внимания на своего товарища, попавшего в беду, смеялись над ним, дразнили; не проявляли сочувствия девочке, сломавший карандаш, («Нужно было не нажимать так сильно», вступали в конфликт.

Анализ результатов исследования показал, что у детей в основном преобладает средний уровень сформированности добрых чувств, представлений, адекватного поведения, т. е. дети, понимали бедственное положение товарища, сочувствовали ему, но не выражали желания помочь делом. Полученные результаты утвердили нас в мысли, что необходима систематическая и целенаправленная работа по нравственному воспитанию дошкольников.

Подобная педагогическая позиция, когда доброта противопоставляется «агрессивным» качествам личности, ошибочна и вредна не только для общества, но и для самих детей, независимо от того, растет в семье мальчик или девочка. Настоящие волевые качества не только не исключают доброты, отзывчивости и чуткости, но в значительной мере должны предопределяться ими. В противном же случае из человека вырастает жестокосердный эгоист.

Воспитывать в ребенке доброту и чуткость нужно с такой же, если не с большей, настойчивостью и последовательностью, как и силу воли. И самое главное – воспитать доброту можно только добром.

Сочувствию и сопереживанию человек учится всю жизнь. Маленький человек, еще не научившийся всему этому, часто не отдает себе отчет в том, что он делает больно другому. Особенно плохо, когда близкие взрослые не объясняют это, а поощряют в детях жестокость. (Галина М. родитель)

Воспитание ребенка не должно пониматься как регламентирование его поведения и чтение ему нравственных проповедей. Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше почувствовал реальность чужого страдания и сопереживал ему, чтобы умел любить, жалеть, прощать, помогать. Задача родителей – создавать и постоянно поддерживать в своей семье атмосферу любви и доброты, милосердия и взаимопомощи.

Родители – первые проводники малыша в понимании и усвоении нравственных требований, помогающие ему приобретать социальный опыт. То, что посеяно родителями в семье, будет произрастать всю жизнь. А «сеют» родители главным образом с помощью личного нравственного примера. Воспитание строится на примере жизни отца и матери, оно всегда активно, независимо от того, говорят в семье о морали и нормах поведения или нет.

В наши дни произошла, если можно так сказать, подмена понятий.Иногда приходится слышать нечто подобное: «Мальчик из благополучной семьи. Мама – экономист преуспевающей компании. У папы свой бизнес. Как же этот ребенок мог так ужасно поступить?» Но благополучие семьи определяется не ее материальным положением, а высоким уровнем внутрисемейной нравственности, когда взрослые члены семьи всем своим поведением (а не нравоучениями) воспитывают у детей чуткость, отзывчивость, сопереживание.

Общаясь с ребенком, не забывайте подавать ему примеры доброты.

Далеко не все родители понимают, что воспитание доброты начинается с поощрения за хороший поступок. Вот малыш первый раз протянул маме свою игрушку. «Ах, какая чудесная пирамидка! – должна сказать ему она. – Как мне хочется поиграть с ней. И как хорошо ты сделал, что дал мне эту игрушку! Спасибо тебе, мой добрый малыш!» Мама же вместо этих слов торопливо, не замечая первого великодушия и доброты своего ребенка,говорит совсем иное«Играй сам. Это же твоя пирамидка!»

Доброте учит взрослый, ненавязчиво привлекая внимание малыша, прежде всего,к личности другого ребенка«Не обижай девочку»«Малыш заплакал, подойди и успокой его»«Дай мальчику свою машинку поиграть, она ему понравилась».

Сущность доброты – способность сопереживать. Нередко взрослые позволяют ребенку обижать животных. Если карапуз замахнулся палкой на птичку или кошку, не стоит смеяться, оправдывать его, полагая, что он еще маленький, ничего не понимает. Нужно спокойно, но уверенно сказать о недовольстве его поведением. Возможно, малыш захочет повторить свой эксперимент, но родители должны быть непреклонны.

Таких уроков потребуется немало. Начинать их надо очень рано. Прививать добрые чувства нужно, опираясь на то хорошее, что уже сформировалось в характере или начинает складываться.

Начинать воспитывать в детях такие, казалось бы, «старомодные», но необходимые для выживания в социуме качества, как доброта, взаимопомощь, уступчивость, нужно уже с самых ранних лет. Не стоит думать, что дети в возрасте до 3х лет мало что понимают и ничего не запоминают. Как раз в этот период все их существо готово учиться и познавать мир, усваивать его законы и правила. Все, что он видит и слышит в первые годы жизни, откладывается на подкорке головного мозга. Так что впоследствии он может и не вспомнить,что именно в 1 год и 1 месяц мама ему сказала«Нужно заботиться о братьях наших меньших», но будет это знать как бы интуитивно, как само собой разумеющееся.

Начните прививать своим детям сочувствие к людям, умение сопереживать, радоваться чужому счастью, любовь и уважение к природе, растениям, животным. Для этого придется начать с себя, ведь родители – это самый главный образец для подражания.

Говорите о сложном просто

Для духовного воспитания детей очень важно читать малышу поучительные сказки со счастливым концом, в которых добро всегда побеждает зло. Лучше, если в детской книжке со сказками будут красочные рисунки, по которым можно объяснить самым маленьким деткам своими словами, что происходит.

Детям постарше (от 2-3 лет) можно разрешать смотреть добрые поучительные мультфильмы или детские телепередачи, где главные герои учатся творить добро. Дети намного ярче воспринимают зрительные образы.

Как поощрять или наказывать ребенка?

Также очень важно поощрять ребенка за правильные поступки, давая ему понять, что люди на добрые дела всегда отвечают благодарностью и могут наградить того, кто им помог в беде.

Если же ваш ребенок совершил какую-то пакость (ударил дворовую кошку, вырвал с корнем ни в чем неповинный цветок, поговорите с ним, как со взрослым, объясните, что за такие поступки всегда наказывают. Но если вы видите, что малыш раскаивается, помогите ему загладить свою вину (погладьте и накормите обиженную кошку, посадите вырванный цветок на место).

Наказывая, подумай? Зачем!

Семь правил о наказании:

1. Наказание не должно вредить здоровью ни физическому, ни психическому. Наказание должно быть полезным.

2. Если есть сомнения, наказывать или не наказывать, не наказывайте.

3. Наказание ни за счет любви, чтобы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы или награды.

4. Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим

5. Наказан – прощен (о старых грехах ни слова)

6. Наказывайте, но не унижайте.

7. Наказание должно быть понятно. Ребенок должен точно знать почему его наказали.

Самое главное – не забывайте, что ребенок, как зеркало, отражает поведение своих родителей. Развивайтесь сами духовно, и ваш малыш будет расти вслед за вами!

Как воспитать ребенка на личном примере?

• Ребенок должен видеть ежедневно доброе отношение родителей к людям.

• Не кричите на детей и членов семьи, прощайте и жалейте домашних.

• Оправдывайте людей и их поступки. Учитесь замечать не зло, а обстоятельства.Например: не «Какой ужасный ребенок – насыпал в глаза тебе песок», а «Он не хотел, не обижайся».

Так же родителям следует учить ребенка принципу «давать всегда приятнее, чем брать». Это очень сложно, т. к. дети сосредоточены на себе, своих желаниях. И слова «возьми, это тебе» звучат намного приятнее, чем слово «отдай». Так на пример, прежде чем купить новую игрушку, договоритесь о том, что две старых он отдаст малышу-соседу, но при этом пусть сам выберет игрушки которые подарит. Необходимо вложить в ребенка любовь к добрым делам. Учить его давать везде и всегда.

Необходимо общаться с ребенком:

• Рассказывайте ему придуманные вами сказки о добрых людях.

• Вместе посмотрите добрые мультфильмы.

• Чаще читайте поучительные народные сказки с последующим их обсуждением.

• Учите ухаживать за животными, читайте книги о них, смотрите фильмы с их участием.

• Учите малыша делиться, расскажите жадничать – плохо.

• Поговорите с ребенком о разнообразии людей вокруг нас. Расскажите, как непросто живется детям-инвалидам и детям-сиротам.

• Не учите давать сдачу. Это учит агрессии и тому, что конфликт невозможно решить словами.

• Научите ребенка помогать в домашних делах. Так привычка заботится о родных закрепится навсегда.

• Хвалите малыша за добрые дела. От добрых дел нужно получать удовольствие.

Советы родителям в воспитании детей

1. Никогда не воспитывайте в плохом настроении.

2. Ясно определите, что вы хотите от ребенка и объясните ему это. А также узнайте, что он думает по этому поводу.

3. Представьте ребенку самостоятельность, не контролируйте его каждый шаг.

4. Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки – не одно и то же.

5. Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь, что сочувствуете ему, верите в него. Несмотря на его оплошности.

6. Родитель (воспитатель) должен быть твердым, но добрым.

Одна из заповедей в воспитании детей – ребенок должен быть добрым, щедрым, уметь делится с друзьями, с большей радостью отдавать, чем брать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Поговорим о доброте»

Занятие учит детей быть дружелюбными, терпеливыми друг к другу, формирует понимание дружбы, создавая её зримый образ – «портрет»; развивает системность мышления, воображения, творчества, зрительную и ...

Конспект комплексной организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Поговорим о доброте».

Программное содержание:Продолжать развивать речь детей как средство общения.Помогать детям употреблять слова правильно, в точном соответствии со смыслом.Продолжать совершенствовать диалогическую форму...

Конспект открытой интегрированной НОД "Поговорим о доброте" в подготовительной группе

Программное содержание: дать детям представление о душевной красоте и душевном здоровье человека, о значении добра для гармонии и счастья, воспитывать в детях способность помогать и сочувствовать людя...

Интегрированное занятие по театрализованной деятельности и художественному творчеству "Поговорим о доброте"

В конспекте представлена беседа с детьми о доброте и сценарий пьесы "Добрые снеговики". В инсценировке используются крупные плоскостные фигурки героев пьесы, элементы костюма к которым дети дорисовыва...

НОД Тема:ПОГОВОРИМ О ДОБРОТЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГОВИДА № 5 «ДУБОК»  СТАНИЦЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙМУНИЦИПАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН...

Поговорим о доброте.

Каким родители мечтают видеть своего ребенка?Им очень важно, чтобы ребенок умел ставить перед собой цели, шел к ним и добивался успеха. И все же гораздо важнее станут ли наши дети сострадательными и г...