Статья «Стадии развития психики»
консультация
Формирование психики ребёнка начинается ещё до рождения малыша. Развитие психики включает в себя различные умения и навыки: двигательное развитие и познание своего тела, эмоциональное развитие, речевое становление, появление и развитие мышления, формирование базы знаний, появление и развитие новых форм информации, переход с простой стадии на более сложную.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_k_seminaru.docx | 18.1 КБ |
stadii_razvitiya_psihiki.docx | 292.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Формирование нравственности дошкольника»
Нравственность - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность- это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.
Таким образом, духовно - нравственное воспитание - это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.
Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.
« …Человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах», - говорил Аристотель.
Пройдет время и другой философ – Гегель – сформулирует эту мысль так: «Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим еще не добродетель; он добродетель лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера».
Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Уроки, посвященные сказкам, становятся уроками духовности и патриотизма. Детям надо помочь получить эстетическое наслаждение, читая русские сказки, учить почитанию старших, постичь основы праведной жизни. Сказки учат читателей следовать заповедям предков жить в гармонии с собой и миром. Героический эпос русского народа дает детям образец истинного патриотизма. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия.
Таким образом, опираясь на все вышеизложенное, мы можем сделать вывод о том, чтение литературы способствуют духовно-нравственному воспитанию детей.
Продуктивной формой занятий может стать ролевая игра. Инсценировка игры учит анализировать сложные проблемы человеческих отношений, в разрешении которых важно не только правильное решение, но и обоюдное поведение, отношения, тон и т.д.
Эти задачи реализуются в следующих видах деятельности:
- Познавательная – работа над учебным материалом, включающим в себя фольклорные произведения.
- Ценностно-ориентировочная –формирование умения принимать решения в ситуации выбора.
- Эстетическая – развитие способности выражать свои эмоции, чувства, настроения художественными средствами: в стихах, рисунках.
- Коммуникативная деятельность, или общение, являющееся условием познания.
«Если вы хотите, чтобы ваши питомцы стремились к добру, – воспитывайте тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца» - сказал В.А.Сухомлинский
Педагогический смысл работы по духовно - нравственному становлению личности дошкольника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
Конечно же восптание детей должно идти в связи с взаимодействием родителями. В этой работе педагогом ставятся задачи
воспитывать:
- уважительное отношение друг к другу, демонстрируя положительные примеры прошлого и современности, реальные взаимоотношения людей;
- понимание Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями;
- негативное отношение к вредным привычкам;
- чувство прекрасного, художественных способностей, эстетических вкусов, идеалов;
- понимание взаимосвязей между человеком, обществом, природой.
формировать:
- духовно-нравственные ориентиры;
- верность духовным традициям России;
- общественную активность, сознательное отношение к народному достоянию, уважение к национальным традициям;
создавать:
- ситуации практического применения духовно- нравственных категорий в реальной ситуации;
- условия для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья учащихся;
развивать:
- значение понятий «истинное» и «ложное», научить отвечать за последствия своих поступков, принимать верные решения;
- представления о семейных ценностях;
Беседы: «Спешите делать добро», «Кому легче жить культурному или некультурному человеку?», «Страна, в которой мне хотелось бы жить», «Роль книги в жизни человека», «Еще раз о товариществе и дружбе», «Военная летопись моей семьи», «Вредные привычки. Как от них избавиться?», «Национальные традиции в моей семье», «В дружбе - сила», «Моя «малая родина», «Памятные даты моей страны», «Люди, на которых хотим быть похожими», «Профессии милосердия и добра».
Экскурсии в библиотеку: «В мире интересного», «Родная природа».
Выставки рисунков: «Я и моя семья», «Мой город», «Моя семья».
Таким образом, можно сделать следующий вывод: для того чтобы достичь главной цели обучения и воспитания это научить ребёнка жить счастливо. Ребёнок, решающий нравственную задачу, умеет выражать свои взгляды, убеждения, делать выводы, благодаря чему приобретает навыки принимать в жизни правильные собственные решения. Как сеазал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II «Судьба России, её будущее - в руках педагогов, воспитателей, учителей. Нам нужно вновь увидеть и понять: школа станет мертвенной, а её труд безотрадным, если педагоги будут передавать ученикам лишь некоторую сумму знаний. Нет, и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребёнку стать личностью самостоятельной, одухотворённой, способной отдавать себя ближнему, нашему народу и нашему Отечеству».
ГБДОУ №83 Приморского р-на Санкт-Петербург
Алексеева Инна Анатольевна
Предварительный просмотр:
Формирование психики дошкольника
Формирование психики ребенка начинается еще до рождения малыша. Нервная система включается в работу в первой трети беременности, позволяя малышу двигаться, ворочаться, сосать пальчик. Развитие психики ребенка включает в себя различные умения и навыки: двигательное развитие и познание собственного тела; эмоциональное развитие; речевое становление; появление и развитие мышления, формирование базы знаний; появление и развитие сложных форм обработки информации, переход с простой стадии на более сложную. Выделяют несколько стадий развития психики ребенка: 1-я стадия — развитие двигательных функций и зарождение первых психологических реакций. Начинается с момента рождения и длится приблизительно до 12 месяцев; 2-я стадия — развитие сложных двигательных функций, появление речи, зарождение чувственной сферы. Характеризуется осознанием собственного Я. Продолжается приблизительно до 3-х лет; 3-я стадия — развитие эмоциональной сферы, совершенствование речевого общения, зарождение мыслительных процессов (с 3 до 12 лет); 4-я стадия — созревание мыслительной деятельности, развитие логического мышления, формирование сложных абстрактных понятий ( с 12 лет).
Следует помнить, что каждый малыш индивидуален и развивается с собственной скоростью, но сильное опережение стандартов или задержка развития требует контроля со стороны специалистов.
1-я стадия психического развития
Первый год жизни малыша характеризуется интенсивным созреванием нервной системы и активной подготовкой психики ребенка к разностороннему развитию. В момент рождения нервная система крохи еще очень несовершенна. Все действия мальчиков и девочек обусловлены врожденными безусловными рефлексами, направленными на обеспечение организма питанием, защитой. В первые недели жизни большинство реакций нервной системы — реакция на внутренние или внешние раздражители (кроха чувствует голод, приближение мамы). На протяжении первых трех месяцев нервная система обрабатывает первичную информацию об окружающем мире, составляет базовое понимание о приятном и неприятном. В результате процессов, происходящих в нервно-психическом развитии, к 3 месяцам у ребенка появляются новые реакции: улыбка на приятные ощущения; новые звуки; попытки контролировать движения своего тела. С 3-
4 месяцев движения ребенка все больше поддаются условным рефлексам, контролю. В этот период кроха учится управлять ручками, познает свое тело. К первичным знаниям об окружающих предметах добавляются дополнительные знания о вкусе, о звучании. К 6 месяцам малыш достаточно хорошо овладевает движениями ручками и ножками, становится физически сильнее, ему уже хочется узнать, что находится дальше доступного для взора. К году, благодаря развитию двигательных навыков, количество и качество информации, получаемой ребенком от основных органов чувств, многократно возрастает. Головной мозг активно обрабатывает полученные данные, формирует общее представление о предметах и их свойствах. Параллельно с двигательным развитием на первых месяцах жизни формируются первые эмоции и чувства. Вначале проявляются негативные реакции на голод и боль, выражающиеся плачем и криком. В основном они носят рефлекторный характер. К 3-м месяцам начинают проявляться условные (связанные с определенными внешними условиями) эмоции: улыбка; возгласы. Первичные условные позитивные эмоции вызываются знакомыми и приятными для малыша событиями и предметами: приближение мамы; появление перед глазами груди, бутылочки. Эмоциональная реакция на игрушки появится ближе к 6 месяцам. Постепенно расширяя познания о предметах, формируя первичную базу знаний, малышу к 9 месяцам доступны новые эмоции: ревность; удивление. Их появление свидетельствует о: зарождении познавательного отношения к предметам; начальном этапе появления долговременной памяти; развитии возможности сосредотачивать внимание на отдельном предмете. В этот период память, как основной инструмент психики, еще слабо развита, но для ее развития ребенку нужно находиться в “хороших” условиях, ощущать любовь и теплоту родителей, развивать физические умения.
2-я стадия психического развития ребенка
Условно 2-я стадия психического развития ребенка начинается с того момента, когда малыш начинает учиться ходить. При этом: усложняются двигательные реакции; формируются новые навыки; открываются новые, неизведанные горизонты. Умение ходить вносит в жизнь маленьких мальчиков и девочек: множество новых эмоций; развивает возможность общения с людьми; многократно увеличивает объем доступной информации. С года до 3 лет происходит качественный перелом в восприятии окружающих предметов. Ребенок теперь не просто перемещает игрушки с места на место, а пытается осознанно понять их особенности, возможности, предназначение. От предметной деятельности постепенно переходит к игровой. Теперь карапуз не только стучит погремушкой об пол, он пытается понять, почему она издает шум. Для 2-й стадии развития психики ребенка характерно активное развитие речи. Если до года ребенок общался преимущественно звуками и интонациями, то в течение последующих 2-х лет речь преображается, становится наполненной большим количеством слов, словосочетаний, предложений. Для формирования психики ребенка характерно зарождение волевых качеств, проявление настойчивости. Малыш теперь не только хочет получить возможность изучить предмет, он требует этого, применяя доступные методы воздействия на окружающих людей. Через волю, настойчивость, познание своих возможностей у ребенка зарождается осознание собственного Я. Итогом психологического развития на 2-й стадии становится кризис 3-х лет. Обычно к 2,5 — 3 годам малыш отделяет себя от родителей. Пытаясь соответствовать своему восприятию собственного Я, кроха проявляет повышенное желание контролировать свою жизнь, все делать самому, но двигательного развития для этого пока недостаточно. На фоне этого несоответствия происходят кризисные явления
(в основном, истерики, смена настроения, попытка командовать взрослыми). Если до 3-х лет скорость развития психических функций в большей степени зависела от наследственных и биологических факторов, то с 3-х лет основное влияние имеют: воспитание; обучение; влияние окружающих людей. С появлением осознанного восприятия собственного Я у ребенка начинают проявляться элементарные эстетические представления, познавательные эмоции. Удивление от увиденного начинает сменяться любознательностью.
3-я стадия психического развития ребенка.
От 3 до 12 лет третья стадия. На третьей стадии психического развития ребенка происходят процессы формирования глубоких, устойчивых эмоциональных реакций. Ребенок начинает испытывать такие важные чувства, как симпатия, привязанность. С развитием психо-эмоциональной сферы ближе к 6 годам проявляются чуткость и забота, дружба, долг и другие морально-нравственные качества. Наиболее качественно малыш может понять те нормы морали, которые может прочувствовать и представить. Самый доходчивый способ объяснить сыну или дочке правила поведения — наглядный образ героя, который попадает в сложную ситуацию: сказки и рассказы; мультфильмы; детские фильмы (после 6 лет). В психике ребенка продолжает накапливаться все больше информации. Постепенно малыш учится не только запоминать предложенный материал, но и применять к нему различные аналитические операции, формировать взаимосвязи, находить аналоги. Все эти операции доступны пока только с применением наглядного примера, умение выполнять их в уме постепенно появляется после 10 лет. Речь наполняется большим количеством слов, используемых в правильной форме. С 3 до 12 лет происходит видимое преображение
используемых слов, ярко выражено словотворчество. Мальчики и девочки любят поиграть с разными слогами, создавая их Между 3 и 12 годами продолжают развиваться и усложняться: восприятие; ощущения; память; внимание. Психическая система ребенка к 12 годам уже обладает большинством функций, доступных взрослым людям.
4-я стадия психического развития.
С 12 лет и старше 4 стадияС 12 до 17 лет психическое развитие ребенка проходит завершающий этап. В этот период происходит завершение формирования мыслительной деятельности. Дети учатся рассуждать и выстраивать логические цепочки. Опираясь на полученные ранее знания, мальчики и девочки учатся делать умозаключения, формируют собственное отношение ко всему происходящему. На 4-й стадии ребенку становится доступным абстрактное мышление, оперирование фактами вне наглядных действий. К 14 годам дети могут рассуждать, как взрослые, принимать осознанные решения, активно участвовать в жизни семьи. 4-й период психического становления ребенка — время отрицания. В этот период мальчики и девочки уже не воспринимают сказанное родителями или учителями на веру, они ищут доказательств. Обостренные эмоции: чувство справедливости, поиск правды, вместе с непонятными для ребенка изменениями, связанными с половым развитием, часто влияют на отношения между родителями и детьми. “Время бунта” — подростковый возраст позволяет ребенку через кризис прийти к полноценному психологическому
становлению. Психическое развитие ребенка — сложный, многогранный процесс, который происходит в течение всего периода взросления. Для
нормального, качественного закрепления всех необходимых знаний, умений, эмоций, детям необходимы нормальные условия, которые позволят учиться на положительных примерах в интеллектуальной и доброжелательной обстановке.
Источник Kukuriku - Все о детях и для детей: https://kukuriku.ru/razvitie/psychological/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стадии развития
Стадии развития...
Стадии развития личности ребенка в рамках психоаналитической теории З.Фрейда
Стадии развития(оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная) по З.Фрейду...
Стадии развития психики по Эриксону
Этапы развития психики по Эриксону ВозрастЗадачи этапа.Описание стадии. I стадия. Орально-сенсорная первый год жизнибазисное доверие против базисног...
Стадии развития речи ребенка дошкольного возраста
В материалах для родителей рассматриваются возрастные нормы появления звуков в речи ребенка....
Стадии развития детского рисунка
Один из наиболее частых вопросов, волнующих родителей - что должен уметь ребенок в своем возрасте. Статья позволяет рассмотреть этапы развития детского рисунка, как самого наглядного вида творчества, ...
"Языковая" стадия развития речи
"Языковая" стадия развития речиПримерно с полутора лет ребёнок начинает осваивать грамматический строй речи. Вначале действия обозначаются аморфными словами (типа "бух" - падать, упасть, удариться). З...
Этапы и стадии развития детского изобразительного творчества
Характеристика этапов развития детского рисунка детей дошкольного возраста...