Стадии развития психики по Эриксону
статья по теме
Этапы развития психики по Эриксону | Возраст | Задачи этапа. | Описание стадии. |
I стадия. Орально-сенсорная |
первый год жизни | базисное доверие против базисного недоверия. Ценные свойства, приобретаемые на этом этапе: энергия и надежда
| Степень доверия младенца к миру зависит от заботы, проявляемой к нему. Обычное развитие происходит, когда его потребности скоро удовлетворяются, он долго не испытывает недомогания, его баюкают и ласкают, с ним играются и разговаривают. Поведение матери уверенно и предсказуемо. В таком случае вырабатывается доверие к миру, в который он пришел. Если он не получает подабающего ухода – вырабатывается недоверие, боязливость и подозрительность.задачка этого этапа – проработать нужный баланс меж доверием и недоверием к миру. Это поможет, уже будучи взрослым, не поддаваться на первую же рекламу, но и не быть “человеком в футляре”, недоверчивым и подозрительным ко всему и ко всем. В итоге успешного прохождения данной стадии вырастают люди, которые черпают жизненную веру не лишь в религии, но и в публичной деятельности и научных упражнениях. Не прошедшие успешно эту стадию люди, даже если исповедуют веру, практически, каждым вздохом выражают недоверие к людям
|
II стадия. Мышечно-анальная | 2-й – 3-й годы жизни. | автономия против стыда и сомнения. Ценные свойства, приобретаемые на этом этапе: самоконтроль и сила воли
| На этом этапе на первый план выходит развитие самостоятельности на базе моторных и психических способностей. Ребенок осваивает разные движения. Если родители предоставляют ребенку делать самому то, что он может, у него вырабатывается чувство, что он обладает своими иускулами, своими побуждениями, самим собой и, в значимой мере, средой. Возникает самостоятельность.Если воспитатели проявляют нетерпение и спешат сделать за дитя то, на что он и сам способен, развивается стыдливость и нерешительность. Если родители постоянно бранят дитя за мокрую постель, запачканные штанишки, пролитое молоко, разбитую чашку и т.П. – у дитя закрепляется чувство стыда и неуверенность в собственных способностях управлять собой и окружением.Внешний контроль на данной стадии обязан твердо убеждать дитя в его силах и возможностях, а также защищать от анархии. Исход данной стадии зависит от соотношения сотрудничества и своеволия, свободы самовыражения и её угнетения. Из чувства самоконтроля, как свободы распоряжаться собой без утраты самоуважения, берет начало прочное чувство доброжелательности, готовности к действию и гордости своими достижениями, чувство собственного достоинства. Из чувства утраты свободы распоряжаться собой и чувства чужого сверхконтроля происходит устойчивая склонность к сомнению и стыду.
|
III стадия. Локомоторно-генитальная | 4 – 5 лет – дошкольный возраст | инициатива (предприимчивость) против чувства вины. Ценные свойства, приобретаемые на этом этапе: направление и целеустремленность
| К началу данной стадии ребенок уже заполучил множество физических навыков, начинает сам выдумывать себе занятия, а не просто отвечать на деяния и подражать им. Проявляет изобретательность в речи, способность фантазировать.От того, как реагируют взрослые на затеи дитя, во многом зависит перевес свойств в характере. Дети, которым предоставлена инициатива в выборе деятельности (бегать, бороться, возиться, кататься на велике, санках, коньках), вырабатывают предприимчивость. Закрепляет её готовность родителей отвечать на вопросы (интеллектуальная предприимчивость) и не мешать фантазировать и затевать игры. Если взрослые показывают ребенку, что его деятельность вредна и нежелательна, вопросы назойливы, а игры бестолковы, он начинает ощущать себя виноватым и уносит это чувство вины во взрослую жизнь. Опасность данной стадии – в возникновении чувства вины за свои цели и поступки в ходе удовольствия новым локомоторным и ментальным могуществом, которые требуют энергичного обуздания. Поражение ведет к покорности, чувству вины и волнения. Подавляются и сдерживаются излишне оптимистические надежды и дикие фантазии. На данной стадии происходит самое принципиальное по последствиям разделение меж возможным триумфом человека и возможным полным разрушением. И конкретно тут ребенок навсегда становится разделившимся внутри себя: на детский набор, сохраняющий изобилие потенциалов роста, и родительский набор, поддерживающий и усиливающий самоконтроль, самоуправление и самонаказание. Развивается чувство моральной ответственности.Ребенок на данной стадии склонен обучаться скоро и жадно, стремительно взрослеть в смысле разделения обязанностей и дел. Желает и может заниматься совместными делами, совместно с другими детьми выдумывает и планирует дела. Подражает идеальным прототипам. Эта стадия связывает мечты ранешнего детства с целями активной взрослой жизни. |
IV стадия. Латентная | 6 – 11 лет. | трудолюбие (умелость) против чувства неполноценности. Ценные свойства, приобретаемые на этом этапе: система и компетентность
| Любовь и ревность находятся на данной стадии в скрытом состоянии (о чем и говорит её заглавие – латентная). Это годы начальной школы. Ребенок проявляет способность к дедукции, организованным играм, регламентированным занятиям. Энтузиазм к тому, как вещи устроены, как их приспособить, освоить. В эти годы он напоминает Робинзона Крузо и частенько интересуется его жизнью. Когда детей поощряют мастерить, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят за результаты, тогда у дитя вырабатывается умелость, способности к техническому творчеству. Когда родители видят в трудовой деятельности дитя одно “баловство” и “пачкотню”, это способствуют выработке у него чувства неполноценности. Опасность данной стадии – чувство неадекватности и неполноценности. Если ребенок отчаивается в собственных орудиях труда и рабочих навыках либо занимаемом месте посреди товарищей, то это может отбить охоту к идентификации с ними, ребенок считает себя безнадежным на посредственность либо неадекватность. Он обучается завоевывать признание, занимаясь полезным и необходимым делом.свита дитя на данной стадии уже не ограничивается домом. Влияние не лишь семьи, но и школы. Отношение к нему в школе оказывает существенное влияние на уравновешенность психики. Отставание вызывает чувство неполноценности. Он уже убедился на опыте, что в лоне семьи нет осуществимого грядущего. Систематическое обучение – во всех культурах происходит на данной стадии. Конкретно в этот период более обширное общество становится принципиальным в отношении предоставления ребенку возможностей для понимания важных ролей в технологии и экономике общества.Фрейд называет эту стадию латентной, т.К. Неистовые влечения находятся в спячке. Но это только временное затишье перед бурей полового созревания, когда все более ранешние влечения вновь возникают в новом сочетании, чтоб оказаться подчиненными генитальности
|
V стадия. Подростковый возраст и ранешняя молодость |
12 – 18 лет | идентичность против смешения ролей. Ценные свойства, приобретаемые на этом этапе: посвящение и верность
| основное затруднение на данной стадии – идентификационная спутанность, неспособность опознать свое “Я”.ребенок созревает физиологически и психически, у него развиваются новейшие взоры на вещи, новый подход к жизни. Энтузиазм к мыслям остальных людей, к тому, что они сами о себе думают. Влияние родителей на данной стадии – косвенное. Если ребенок благодаря родителям уже выработал доверие, самостоятельность, предприимчивость, и умелость, то его шансы на идентификацию, т.Е. На опознание своей особенности существенно растут.Обратное справедливо для ребенка недоверчивого, неуверенного, исполненного чувства вины и сознания собственной неполноценности. При трудностях самоидентификации появляются симптомы путаницы ролей. Это частенько бывает у молодых преступников. Девочки, проявляющие в подростковом возрасте распущенность, совсем частенько владеют фрагментарным представлением о собственной личности и свои беспорядочные связи не соотносят ни со своим интеллектуальным уровнем, ни с системой ценностей.Обособленность круга и отвержение “чужаков”. Опознавательные знаки “своих” – одежда, мейкап, жесты, словечки. Эта интолерантность (нетерпимость) – защита против “помрачения” сознания идентичности. Дети стереотипизируют себя, свои идеалы, собственных противников. Частенько дети отождествляют свое “Я” с образом, противоположным тому, что ждут их родители. Но время от времени лучше ассоциировать себя с “хиппи” и т.П., Чем вообще не обрести собственного “Я”. Дети испытывают способность друг друга хранить верность. Готовность к такому испытанию объясняет привлекательность для молодежи обычных и твердых тоталитарных доктрин. |
VI стадия. Ранняя взрослость | период ухаживания и ранние годы домашней жизни. От конца молодости до начала среднего возраста. | близость против изоляции. Ценные свойства, приобретаемые на этом этапе: аффилиация и любовь
| Ему принципиальна близость – не лишь физическая, но и способность заботиться о другом человеке, делиться с ним всем существенным без боязни утратить при этом себя. Новоиспеченный взрослый готов проявлять нравственную силу и в интимных, и товарищеских взаимоотношениях, оставаясь верным, даже если потребуются значимые жертвы и компромиссы. Проявления данной стадии – не непременно в сексуальном влечении, но и в дружбе. К примеру, меж однополчанами, сражавшимися бок о бок в тяжелых условиях, образуются тесные связи – эталон близости в широком смысле. Опасность стадии – избегание контактов, которые обязывают к близости. Избегание опыта близости из-за ужаса потерять эго приводит к чувству изоляции и последующему самопоглощению. Если ни в браке, ни в дружбе он не достигает близости – одиночество. Не с кем поделить свою жизнь и не о ком заботиться. Опасность данной стадии состоит в том, что и интимные, и соперничающие, и враждебные дела человек испытывает к одним и тем же людям. Другие – безразличны. И лишь научившись различать схватку соперников от сексуального объятия, человек осваивает этическое чувство – отличительный признак взрослого человека. Лишь сейчас проявляется истинная генитальность. Её нельзя считать чисто сексуальной задачей. Она есть объединение способов подбора напарника, сотрудничества и соперничества. |
VII стадия. Взрослость | зрелый. | генеративность против стагнации. Ценные свойства, приобретаемые на этом этапе: создание и забота
| Ко времени пришествия данной стадии человек уже прочно связал себя с определенным родом занятий, а его дети уже стали детьми. Для этого этапа развития характерна общечеловечность – способность интересоваться судьбами людей за пределами домашнего круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами грядущего общества и устройством грядущего мира. Для этого не непременно иметь собственных детей, принципиально активно заботиться о молодежи и о том, чтоб в будущем людям легче жилось и работалось. Те, у кого чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточиваются на самих себе, и их главной заботой становится ублажение собственных потребностей, собственный удобство, самопоглощенность. Генеративность – центральный момент данной стадии – это заинтересованность в устройстве жизни и наставлении нового поколения. Хотя есть отдельные лица, которые вследствие жизненных неудач либо особой одаренности в остальных областях, не направляют этот энтузиазм на свое потомство. Генеративность включает в себя продуктивность и креативность, но эти понятия не могут его заменить. Генеративность – самая принципиальная стадия как психосексуального, так и психосоциального развития. Когда такового обогащения не удается достичь, происходит регрессия к потребности в псевдоблизости, с чувством застоя и обеднением личной жизни. Человек начинает баловать себя, как если бы он был своим ребенком. Сам факт наличия детей либо желания их иметь – это еще не генеративность. предпосылки отставания – чрезмерное себялюбие, напряженное самосозидание преуспевающей личности за счет остальных сторон жизни, недочет веры, доверия, чувства, что он хотимая надежда и забота общества
|
VIII стадия. Зрелость | пенсионный. | целостность эго против отчаяния. Ценные свойства, приобретаемые на этом этапе: самоотречение и мудрость
| Основная работа в жизни закончилась, настало время раздумий и забав с внуками. чувство цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, чувствует ублажение. Кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, понимает, что начинать все поначалу уже поздно и упущенного не вернуть. Такового человека обхватывает отчаяние при мысли о том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь. Безнадежность. Отсутствие либо утрата скопленной целостности выражается в ужасе погибели: единственный и уникальный жизненный цикл не принимается как завершение жизни. Отчаяние выражает сознание того, что времени жить осталось не достаточно, чтоб попытаться начать новенькую жизнь и испытать другие пути к целостности. Отвращение прячет отчаяние, хотя и в виде “массы маленьких отвращений”, которые не складываются в одно огромное раскаяние.Сравнив эту стадию с самой первой, видим, как замыкается круг ценностей: целостность (integrity) взрослого и младенческое доверие, уверенность в честности (integrity) Эриксон обозначает одним и тем же словом. Он утверждает, что здоровые дети не будут бояться жизни, если окружающие их старики владеют достаточной целостностью, чтоб не бояться погибели
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stadii_eriksona.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Этапы развития психики по Эриксону | Возраст | Задачи этапа. | Описание стадии. |
I стадия. Орально-сенсорная | первый год жизни | базисное доверие против базисного недоверия. Ценные свойства, приобретаемые на этом этапе: энергия и надежда | Степень доверия младенца к миру зависит от заботы, проявляемой к нему. Обычное развитие происходит, когда его потребности скоро удовлетворяются, он долго не испытывает недомогания, его баюкают и ласкают, с ним играются и разговаривают. Поведение матери уверенно и предсказуемо. В таком случае вырабатывается доверие к миру, в который он пришел. Если он не получает подабающего ухода – вырабатывается недоверие, боязливость и подозрительность.задачка этого этапа – проработать нужный баланс меж доверием и недоверием к миру. Это поможет, уже будучи взрослым, не поддаваться на первую же рекламу, но и не быть “человеком в футляре”, недоверчивым и подозрительным ко всему и ко всем. В итоге успешного прохождения данной стадии вырастают люди, которые черпают жизненную веру не лишь в религии, но и в публичной деятельности и научных упражнениях. Не прошедшие успешно эту стадию люди, даже если исповедуют веру, практически, каждым вздохом выражают недоверие к людям |
II стадия. Мышечно-анальная | 2-й – 3-й годы жизни. | автономия против стыда и сомнения. Ценные свойства, приобретаемые на этом этапе: самоконтроль и сила воли | На этом этапе на первый план выходит развитие самостоятельности на базе моторных и психических способностей. Ребенок осваивает разные движения. Если родители предоставляют ребенку делать самому то, что он может, у него вырабатывается чувство, что он обладает своими иускулами, своими побуждениями, самим собой и, в значимой мере, средой. Возникает самостоятельность.Если воспитатели проявляют нетерпение и спешат сделать за дитя то, на что он и сам способен, развивается стыдливость и нерешительность. Если родители постоянно бранят дитя за мокрую постель, запачканные штанишки, пролитое молоко, разбитую чашку и т.П. – у дитя закрепляется чувство стыда и неуверенность в собственных способностях управлять собой и окружением.Внешний контроль на данной стадии обязан твердо убеждать дитя в его силах и возможностях, а также защищать от анархии. Исход данной стадии зависит от соотношения сотрудничества и своеволия, свободы самовыражения и её угнетения. Из чувства самоконтроля, как свободы распоряжаться собой без утраты самоуважения, берет начало прочное чувство доброжелательности, готовности к действию и гордости своими достижениями, чувство собственного достоинства. Из чувства утраты свободы распоряжаться собой и чувства чужого сверхконтроля происходит устойчивая склонность к сомнению и стыду. |
III стадия. Локомоторно-генитальная | 4 – 5 лет – дошкольный возраст | инициатива (предприимчивость) против чувства вины. Ценные свойства, приобретаемые на этом этапе: направление и целеустремленность | К началу данной стадии ребенок уже заполучил множество физических навыков, начинает сам выдумывать себе занятия, а не просто отвечать на деяния и подражать им. Проявляет изобретательность в речи, способность фантазировать.От того, как реагируют взрослые на затеи дитя, во многом зависит перевес свойств в характере. Дети, которым предоставлена инициатива в выборе деятельности (бегать, бороться, возиться, кататься на велике, санках, коньках), вырабатывают предприимчивость. Закрепляет её готовность родителей отвечать на вопросы (интеллектуальная предприимчивость) и не мешать фантазировать и затевать игры. Если взрослые показывают ребенку, что его деятельность вредна и нежелательна, вопросы назойливы, а игры бестолковы, он начинает ощущать себя виноватым и уносит это чувство вины во взрослую жизнь. Опасность данной стадии – в возникновении чувства вины за свои цели и поступки в ходе удовольствия новым локомоторным и ментальным могуществом, которые требуют энергичного обуздания. Поражение ведет к покорности, чувству вины и волнения. Подавляются и сдерживаются излишне оптимистические надежды и дикие фантазии. На данной стадии происходит самое принципиальное по последствиям разделение меж возможным триумфом человека и возможным полным разрушением. И конкретно тут ребенок навсегда становится разделившимся внутри себя: на детский набор, сохраняющий изобилие потенциалов роста, и родительский набор, поддерживающий и усиливающий самоконтроль, самоуправление и самонаказание. Развивается чувство моральной ответственности.Ребенок на данной стадии склонен обучаться скоро и жадно, стремительно взрослеть в смысле разделения обязанностей и дел. Желает и может заниматься совместными делами, совместно с другими детьми выдумывает и планирует дела. Подражает идеальным прототипам. Эта стадия связывает мечты ранешнего детства с целями активной взрослой жизни. |
IV стадия. Латентная | 6 – 11 лет. | трудолюбие (умелость) против чувства неполноценности. Ценные свойства, приобретаемые на этом этапе: система и компетентность | Любовь и ревность находятся на данной стадии в скрытом состоянии (о чем и говорит её заглавие – латентная). Это годы начальной школы. Ребенок проявляет способность к дедукции, организованным играм, регламентированным занятиям. Энтузиазм к тому, как вещи устроены, как их приспособить, освоить. В эти годы он напоминает Робинзона Крузо и частенько интересуется его жизнью. Когда детей поощряют мастерить, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят за результаты, тогда у дитя вырабатывается умелость, способности к техническому творчеству. Когда родители видят в трудовой деятельности дитя одно “баловство” и “пачкотню”, это способствуют выработке у него чувства неполноценности. Опасность данной стадии – чувство неадекватности и неполноценности. Если ребенок отчаивается в собственных орудиях труда и рабочих навыках либо занимаемом месте посреди товарищей, то это может отбить охоту к идентификации с ними, ребенок считает себя безнадежным на посредственность либо неадекватность. Он обучается завоевывать признание, занимаясь полезным и необходимым делом.свита дитя на данной стадии уже не ограничивается домом. Влияние не лишь семьи, но и школы. Отношение к нему в школе оказывает существенное влияние на уравновешенность психики. Отставание вызывает чувство неполноценности. Он уже убедился на опыте, что в лоне семьи нет осуществимого грядущего. Систематическое обучение – во всех культурах происходит на данной стадии. Конкретно в этот период более обширное общество становится принципиальным в отношении предоставления ребенку возможностей для понимания важных ролей в технологии и экономике общества.Фрейд называет эту стадию латентной, т.К. Неистовые влечения находятся в спячке. Но это только временное затишье перед бурей полового созревания, когда все более ранешние влечения вновь возникают в новом сочетании, чтоб оказаться подчиненными генитальности |
V стадия. Подростковый возраст и ранешняя молодость | 12 – 18 лет | идентичность против смешения ролей. Ценные свойства, приобретаемые на этом этапе: посвящение и верность | основное затруднение на данной стадии – идентификационная спутанность, неспособность опознать свое “Я”.ребенок созревает физиологически и психически, у него развиваются новейшие взоры на вещи, новый подход к жизни. Энтузиазм к мыслям остальных людей, к тому, что они сами о себе думают. Влияние родителей на данной стадии – косвенное. Если ребенок благодаря родителям уже выработал доверие, самостоятельность, предприимчивость, и умелость, то его шансы на идентификацию, т.Е. На опознание своей особенности существенно растут.Обратное справедливо для ребенка недоверчивого, неуверенного, исполненного чувства вины и сознания собственной неполноценности. При трудностях самоидентификации появляются симптомы путаницы ролей. Это частенько бывает у молодых преступников. Девочки, проявляющие в подростковом возрасте распущенность, совсем частенько владеют фрагментарным представлением о собственной личности и свои беспорядочные связи не соотносят ни со своим интеллектуальным уровнем, ни с системой ценностей.Обособленность круга и отвержение “чужаков”. Опознавательные знаки “своих” – одежда, мейкап, жесты, словечки. Эта интолерантность (нетерпимость) – защита против “помрачения” сознания идентичности. Дети стереотипизируют себя, свои идеалы, собственных противников. Частенько дети отождествляют свое “Я” с образом, противоположным тому, что ждут их родители. Но время от времени лучше ассоциировать себя с “хиппи” и т.П., Чем вообще не обрести собственного “Я”. Дети испытывают способность друг друга хранить верность. Готовность к такому испытанию объясняет привлекательность для молодежи обычных и твердых тоталитарных доктрин. |
VI стадия. Ранняя взрослость | период ухаживания и ранние годы домашней жизни. От конца молодости до начала среднего возраста. | близость против изоляции. Ценные свойства, приобретаемые на этом этапе: аффилиация и любовь | Ему принципиальна близость – не лишь физическая, но и способность заботиться о другом человеке, делиться с ним всем существенным без боязни утратить при этом себя. Новоиспеченный взрослый готов проявлять нравственную силу и в интимных, и товарищеских взаимоотношениях, оставаясь верным, даже если потребуются значимые жертвы и компромиссы. Проявления данной стадии – не непременно в сексуальном влечении, но и в дружбе. К примеру, меж однополчанами, сражавшимися бок о бок в тяжелых условиях, образуются тесные связи – эталон близости в широком смысле. Опасность стадии – избегание контактов, которые обязывают к близости. Избегание опыта близости из-за ужаса потерять эго приводит к чувству изоляции и последующему самопоглощению. Если ни в браке, ни в дружбе он не достигает близости – одиночество. Не с кем поделить свою жизнь и не о ком заботиться. Опасность данной стадии состоит в том, что и интимные, и соперничающие, и враждебные дела человек испытывает к одним и тем же людям. Другие – безразличны. И лишь научившись различать схватку соперников от сексуального объятия, человек осваивает этическое чувство – отличительный признак взрослого человека. Лишь сейчас проявляется истинная генитальность. Её нельзя считать чисто сексуальной задачей. Она есть объединение способов подбора напарника, сотрудничества и соперничества. |
VII стадия. Взрослость | зрелый. | генеративность против стагнации. Ценные свойства, приобретаемые на этом этапе: создание и забота | Ко времени пришествия данной стадии человек уже прочно связал себя с определенным родом занятий, а его дети уже стали детьми. Для этого этапа развития характерна общечеловечность – способность интересоваться судьбами людей за пределами домашнего круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами грядущего общества и устройством грядущего мира. Для этого не непременно иметь собственных детей, принципиально активно заботиться о молодежи и о том, чтоб в будущем людям легче жилось и работалось. Те, у кого чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточиваются на самих себе, и их главной заботой становится ублажение собственных потребностей, собственный удобство, самопоглощенность. Генеративность – центральный момент данной стадии – это заинтересованность в устройстве жизни и наставлении нового поколения. Хотя есть отдельные лица, которые вследствие жизненных неудач либо особой одаренности в остальных областях, не направляют этот энтузиазм на свое потомство. Генеративность включает в себя продуктивность и креативность, но эти понятия не могут его заменить. Генеративность – самая принципиальная стадия как психосексуального, так и психосоциального развития. Когда такового обогащения не удается достичь, происходит регрессия к потребности в псевдоблизости, с чувством застоя и обеднением личной жизни. Человек начинает баловать себя, как если бы он был своим ребенком. Сам факт наличия детей либо желания их иметь – это еще не генеративность. предпосылки отставания – чрезмерное себялюбие, напряженное самосозидание преуспевающей личности за счет остальных сторон жизни, недочет веры, доверия, чувства, что он хотимая надежда и забота общества |
VIII стадия. Зрелость | пенсионный. | целостность эго против отчаяния. Ценные свойства, приобретаемые на этом этапе: самоотречение и мудрость | Основная работа в жизни закончилась, настало время раздумий и забав с внуками. чувство цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, чувствует ублажение. Кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, понимает, что начинать все поначалу уже поздно и упущенного не вернуть. Такового человека обхватывает отчаяние при мысли о том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь. Безнадежность. Отсутствие либо утрата скопленной целостности выражается в ужасе погибели: единственный и уникальный жизненный цикл не принимается как завершение жизни. Отчаяние выражает сознание того, что времени жить осталось не достаточно, чтоб попытаться начать новенькую жизнь и испытать другие пути к целостности. Отвращение прячет отчаяние, хотя и в виде “массы маленьких отвращений”, которые не складываются в одно огромное раскаяние.Сравнив эту стадию с самой первой, видим, как замыкается круг ценностей: целостность (integrity) взрослого и младенческое доверие, уверенность в честности (integrity) Эриксон обозначает одним и тем же словом. Он утверждает, что здоровые дети не будут бояться жизни, если окружающие их старики владеют достаточной целостностью, чтоб не бояться погибели |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стадии развития
Стадии развития...
Стадии развития личности ребенка в рамках психоаналитической теории З.Фрейда
Стадии развития(оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная) по З.Фрейду...
Стадии развития речи ребенка дошкольного возраста
В материалах для родителей рассматриваются возрастные нормы появления звуков в речи ребенка....
Стадии развития детского рисунка
Один из наиболее частых вопросов, волнующих родителей - что должен уметь ребенок в своем возрасте. Статья позволяет рассмотреть этапы развития детского рисунка, как самого наглядного вида творчества, ...
Статья «Стадии развития психики»
Формирование психики ребёнка начинается ещё до рождения малыша. Развитие психики включает в себя различные умения и навыки: двигательное развитие и познание своего тела, эмоциональное развитие, речево...
Стадии развития личности по Эрику Эриксону
Согласно теории развития личности Эрика Эриксона, развитие личности продолжается всю жизнь, где один этап в случае благополучного разрешения внутренних противоречий приходит на смену другому....
Стадии развития ребенка по Эриксону
Стадии развития ребенка по Эриксону...