программа для приемных родителей
консультация
: Подготовить потенциальных приёмных родителей морально и практически к приему ребёнка в свой дом, дать системные знания, необходимые для успешного и надёжного создания новой семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_priemnyh_roditely.doc | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
КУ ХМАО-Югра «Урайский специализированный Дом ребенка»
Программа для приёмных родителей.
Составила: Лейман О.Н.
Цель: Подготовить потенциальных приёмных родителей морально и практически к приему ребёнка в свой дом, дать системные знания, необходимые для успешного и надёжного создания новой семьи.
Задачи:
- Оказать полноценную социально-правовую, психолого-педагогическую подготовку и поддержку кандидатам в будущие родители и замещающим семьям.
- Помочь будущим родителям оценить свои возможности и способности принятия ребёнка на воспитание в семью.
-
Содействовать в создании оптимальных условий для воспитания и развития ребёнка в замещающей семье.
Подготовка идет по программе обучения, включающей следующие блоки:
1. Нормативно-правовой – федеральное и региональное законодательство; требования, нормы и правила.
2. Медицинский– возрастная физиология, особенности здоровья детей.
3. Психолого-педагогический- подготовка семьи к появлению ребёнка, приемы воспитания детей. Возрастная психология ребенка.
Структура программы, формы работы и кадровый состав
Продолжительность обучающего периода 1,5 – 2 мес., периодичность занятий 2 раза в неделю
Количество времени, затраченное в процессе реализации программы по всем формам
Количество времени, затраченное в процессе реализации программы по всем формам деятельности Форма работы | Количество времени (час) |
1. Обучающее занятие | 9 |
2. Социально-психологический тренинг | 35 |
3. Диагностика | 6 |
ИТОГО | 50 |
В обучающую программу включены следующие формы деятельности:
1. Информационно-просветительская работа:
- ознакомительные, практически ориентированные беседы с потенциальными замещающими родителями по проблеме принятия в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
2. Консультирование:
- первичные индивидуальные консультации потенциальных замещающих родителей с психологом, воспитателями;
- юридические, социальные и психологические консультации потенциальных замещающих родителей по индивидуальным запросам.
3. Социально-психологический тренинг:
- групповые социально-психологические занятия;
Информационно-просветительская работа включает в себя два вида деятельности: информирование и просвещение.
Информирование предназначено для первичного освещения всего спектра вопросов содействия семейным формам устройства детей, оставшихся без попечения родителей, привлечения всех заинтересованных лиц и организаций к участию в программе и помощи в ее реализации.
Просветительская работа – это создание специально организованного процесса изучения теоретического и практического материала по проблеме принятия в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Основная цель такой работы — создание реалистичных представлений у потенциальных замещающих родителей о процессе принятия в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в юридическом, медицинском, психолого-педагогическом и социальном аспектах.
Потенциальные замещающие родители получают возможность детально изучить законодательные и административные основы процесса передачи ребенка в замещающую семью, получают информацию о психофизических и возрастных особенностях детей, лишенных родительской заботы.
Консультирование как форма реализации задач программы идет в двух направлениях:
1.консультирование применяется для передачи первичной юридической, административной, медицинской, психолого-педагогической информации и осуществляется специалистами в данных областях знания, а также — для получения сведений о потенциальных замещающих родителях посредством сбора соответствующих данных социальным работником и посредством психолого-педагогической диагностики, проводимой психологом.
2. консультирование используется как вид психологической помощи потенциальным замещающим родителям в процессе подготовки к принятию в их семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Данное направление ориентировано на работу в индивидуальном, семейном или групповом режиме.
При реализации всей программы консультирование может выполнять как основную, так и вспомогательную функцию в подготовке потенциальных замещающих родителей.
Основная цель первичных консультаций состоит в формировании адекватной позиции у потенциальных замещающих родителей в отношении своих потребностей и потенциальных
возможностей при принятии в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Тематика таких консультаций определяется специалистом психологом. Она основывается на материале программы и реализуется с учетом потребностей группы, если консультация проводится в групповой форме, или строится, исходя из индивидуально-личностных потребностей каждого потенциального родителя, если консультирование идет в форме индивидуальных занятий.
На последних этапах программы необходимость консультативной работы определяется индивидуально с каждым участником программы.
Социально-психологический тренинг - основная форма реализации данной программы. Это вид специально организованного обучения, подразумевающий активные методы групповой работы, использование специфических форм сообщения знаний, обучения навыкам и умениям в сферах общения, деятельности, личностного развития и коррекции.
В данной программе тренинг призван решить следующие задачи:
1) создание условий для овладения участниками тренинговой программы медико-социальными и психологическими знаниями, умениями, навыками по проблеме подготовки себя и своей семьи к принятию ребенка, оставленного без попечения родителей;
2) развитие способности у участников тренинговой программы познавать себя, свои желания, мотивы, возможности и потребности в рамках изучения проблемы принятия в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
3) повышение уровня социально-психологической и психолого-педагогической компетенции участников программы как потенциальных замещающих родителей.
Кадровое обеспечение программы
Реализация программы обеспечивается работой штатных специалистов учреждения: директором, педагогом-психологом, социальными педагогами, медицинскими работниками, воспитателями, заместителем директора по воспитательной работе.
По окончании прохождения программы предусматривается выдача свидетельства о прохождении курсов по определенному образцу и заключения психолога о готовности потенциальных замещающих родителей воспитывать ребёнка в семье.
Содержание обучающей программы «Школа приемных родителей»
Раздел I. Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители
Семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей, подразумевает формирование нового семейного пространства – замещающей семьи. Замещающая семья живет и развивается по тем же законам, что и любая другая семья, выполняет те же функции. При этом выполнение ее основной функции – воспитание детей – специфично и зачастую не связано с функцией рождения детей. Замещающая семья берет на себя обязательства по воспитанию ребенка, принятого извне, имеющего свое прошлое, не связанное с данной семьей. Ребенок, принятый в данную семью, изначально не является ее продолжением, а становится им в процессе развития семьи.
Именно поэтому очень важно вначале провести с каждым из кандидатов в приемные родители индивидуальное собеседование (структурированное интервью) в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка).
Данное направление посвящено первым этапам подготовки потенциальных замещающих родителей к принятию ребенка, оставшегося без попечения родителей, в свою семью. В направлении рассматриваются основополагающие вопросы создания замещающей семьи: мотивы принятия ребенка в свою семью, психологическая готовность людей стать замещающей семьей. В рамках данного раздела происходит повышение уровня психолого-педагогического потенциала будущих замещающих родителей, формирование у них информационной медико-социально-правовой базы.
Цель: проведение психологического обследования кандидатов в приемные родители для выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития
Задачи:
- оказание помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;
- ознакомление кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
- формирование у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
- формирование у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
- ознакомление кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами «трудного» поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
- ознакомления кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
- ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.
Темы раздела:
1. Содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители;
2. Понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки;
3. Причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей;
4. Процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей;
5. Общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Формы реализации раздела:
1. Консультирование.
2. Социально-психологический тренинг.
3. Обучающие занятия
4. Диагностика.
На данном этапе работы по программе наиболее активно ведется информационная деятельность. Тщательно готовится и распространяется качественная достоверная информация по вопросам устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Проводятся ознакомительные беседы с потенциальными замещающими родителями по проблеме принятия в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Консультирование в первом направлении выступает как форма получения информации об участниках программы путем сбора данных и по средствам первичной психолого-педагогической диагностики потенциальных замещающих родителей.
Также этот вид психологической помощи осуществляется в ходе тренинга в групповой форме, в процессе индивидуальных занятиях по темам направления.
Ожидаемые результаты:
-осознанное восприятие потенциальными замещающими родителями своих чувств, ожиданий, мотивов в процессе принятия решения стать семьей ребенку, оставшемуся без попечения родителей;
- повышение психолого-педагогической и медико-социально-правовой компетенции замещающих семей;
- развитие способности у потенциальных замещающих родителей применять полученные теоретические знания на практике.
Собрать первичные данные о потенциальных приемных родителях можно с помощью методов психодиагностики: анкетирования, тестирования.
Анкетирование по «Входной анкете для родителей» обеспечивает сбор общих сведений об участниках программы, их семьях, а также — об их уровне подготовки к принятию ребенка.
По завершении прохождения первого направления потенциальными замещающими родителями может быть использована «Анкета обратной связи», позволяющая получить первых этапах и результатах реализации программы, отзывы и замечания ее участников.
Тестирование может проводиться на основе следующих методик:
1. Методика ценностных ориентации Рокича.
2. Методика «Незаконченные предложения» (вариант разработанный Саксом и Леви).
3. Методика ММР1. актуальную информацию о а
Раздел II. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан
Цель: Изучение правового положения детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью
Темы раздела:
1. Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства;
2. Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители; порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем;
3. Порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
4. Правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка;
5. Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения;
6. Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье;
7. Порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью;
8. Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства;
9. Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка;
10. Порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом;
11. Правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей;
12. Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку;
13. Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства;
14. Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.
Формы реализации раздела:
1. Социально-психологический тренинг.
2. Обучающие занятия
Ожидаемые результаты:
Компетентность в знании основ законодательства Российской Федерации об устройстве детей
Раздел III. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными
организациями, предоставляющими услуги детям и семьям
Цель: Вселить уверенность в потенциальных родителей о взаимодействии и взаимопомощи в деле воспитания приемных детей социального окружения, органов опеки и попечительства,
родительского сообщества
Темы раздела:
1. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия;
2. Информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи;
3. Взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.
Формы реализации раздела:
1. Социально-психологический тренинг.
2. Обучающие занятия
Ожидаемые результаты:
- Повышение психолого-педагогической и медико-социально-правовой компетенции замещающих семей
Раздел IV. Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей.
Данное направление включает в себя характеристику основополагающих моментов подготовки детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в государственном учреждении, к переходу в замещающую семью.
Цель: Понять мотивацию приемных родителей
Темы раздела:
1. Изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать;
2. Проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы;
3. Проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.
Формы реализации раздела:
1. Социально-психологический тренинг.
2. Обучающие занятия
Ожидаемые результаты:
- Осознанное отношение к оценке имеющихся компетенций к воспитанию ребёнка, оставшегося без попечения родителей
Раздел V. Этапы развития ребенка
Цель: Дать общую характеристику основных возрастных периодов развития ребенка,
Темы раздела:
1. Младенчество,
2. Ранний возраст
3. Дошкольный возраст
4. Младший школьный возраст
5. Подростковый возраст,
6. Юношество
7. Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.
Формы реализации раздела:
1. Социально-психологический тренинг.
2. Обучающие занятия
Ожидаемые результаты:
-развитие способности у потенциальных замещающих родителей применять полученные теоретические знания на практике.
Раздел VI. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению.
Цель: Показать особенности развития и поведения детей, испытавших жестокость и насилие
Темы раздела:
1. Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка
2. Диспропорции развития ребенка; понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличия;
3. Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение
4. Оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.
Формы реализации раздела:
1. Социально-психологический тренинг.
2. Обучающие занятия
Ожидаемые результаты:
- Уверенность приемных родителей в успехе перевоспитания ребёнка, пережившего жестокое обращение
Раздел VII. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося
без
попечения родителей
Цель: Изучить виды нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери,
формирование личной и семейной идентичности
Задачи:
- создание условий для адекватного восприятия замещающими родителями факта рождения принятого ими ребенка и факта его появления в их семье;
- формирование у замещающих родителей психологической готовности ответить на вопрос ребенка о его происхождении и появлении в замещающей семье;
-формирование у замещающих родителей реалистичной, адекватной позиции по проблеме взаимодействия приемного ребенка с кровной семьей;
- содействие построению нового адекватного сценария жизни ребенка в замещающей семье как профилактика асоциального поведения у детей, принятых на воспитание замещающей семьей.
Темы раздела:
1. Потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка;
2. Причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей;
3. Типы «нарушенной привязанности»:
- «негативная (невротическая) привязанность»,
- «амбивалентная привязанности»,
- «избегающая привязанность»,
- «дезорганизованная привязанность
4. Понятие «горя и потери» в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей;
5. Психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие);
6. Последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.
Формы реализации раздела:
1. Социально-психологический тренинг.
2. Обучающие занятия
Ожидаемые результаты:
- Меньший процент возвратов ребёнка в будущем
- Способствование осознанному восприятию замещающими родителями факта появления ребенка в семье;
- Формирование у замещающих родителей адекватного отношения к прошлому ребенка и его биологическим родителям;
- Формирование у заменяющих родителей осознанной позиции по проблеме информирования ребенка о его происхождении и появлении в принимающей семье;
- Создание у замещающих родителей теоретической базы и развитие практических умений взаимодействовать с ребенком, биологическими родителями, окружающими по вопросу его происхождения.
Раздел VIII. Адаптация приемного ребенка и приемной семьи
Цель: Изучение этапов адаптационного периода ребёнка и приемного родителя. Содействие
принимающим семьям в процессе подготовки к осознанному выбору ребенка и созданию
оптимальных условий для его экологичного перехода из учреждения в новую семью.
Задачи:
1) создание условий для осознания потенциальными приемными родителями своих желаний, ожиданий и критериев при выборе ребенка;
2) информирование потенциальных приемных родителей об особенностях подготовки ребенка в учреждении для передачи в семью;
3) подготовка принимающей семьи к знакомству и сближению с ребенком в учреждении.
Темы раздела:
1. Особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации;
2. Подготовка родственников к появлению приемного ребенка;
3. Этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации;
4. Тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный;
5. Роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.
Формы реализации раздела:
1. Социально-психологический тренинг.
2. Обучающие занятия
3. Диагностика
Ожидаемые результаты:
- Сформированная позитивная мотивация общения с ребёнком у приемных родителей и окружения
- Владение технологиями преодоления трудностей адаптации
- Сформированность у потенциальных приемных родителей осознанного восприятия ситуации выбора ребенка;
Раздел IX.»Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным»
поведением ребенка
Цель: Найти наиболее эффективные способы управления поведением ребёнка
Темы раздела:
1. Формы «трудного» поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними;
2. Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка;
3. Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм;
4. Понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты.
Формы реализации раздела:
1. Социально-психологический тренинг.
2. Обучающие занятия
Ожидаемые результаты:
- Сформированность у потенциальных приемных родителей четких представлений об особенностях процесса адаптации принятого в семью ребенка;
-Более грамотная родительская позиция потенциальных приемных родителей в вопросах воспитания и формирования привязанности у принятого в семью ребенка.
Раздел X. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка
Цель: Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни
Темы раздела:
1. Воспитание ребёнка в зависимости от нахождения его в различных условиях: в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством
2. Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним
3. Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах
4. Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.
5. Дети с Вич-инфекцией.
Формы реализации раздела:
1. Социально-психологический тренинг.
2. Обучающие занятия
Ожидаемые результаты:
- Повышение уровня медико-социальной компетентности замещающих родителей
Раздел XI. Особенности полового воспитания приемного ребенка
Цель: Повысить уровень психолого-педагогической компетентности замещающих родителей в
вопросах полового воспитания
Темы раздела:
1. Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения;
2. Формирование половой идентичности у ребенка
3. Полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности
4. Способы защиты ребенка от сексуального насилия.
Формы реализации раздела:
1. Социально-психологический тренинг.
2. Обучающие занятия
Ожидаемые результаты:
- Развитие практических умений взаимодействовать с ребенком при проявлениях детской сексуальности
Раздел XII. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка
Цель: Выработка индивидуальной тактики и стратегии у замещающих родителей в вопросах
взаимодействия с ребенком в различных ситуациях.
Темы раздела:
1. Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка
2. Стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители;
3. Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации;
4. Социальные связи семьи кандидата в приемные родители;
5. Система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи;
6. Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции;
7. Понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.
1.Социально-психологический тренинг.
2.Обучающие занятия.
Ожидаемые результаты:
-Сформированность у потенциальных приемных родителей четких представлений о потребностях развития и реабилитации ребенка в семье.
Раздел XII. Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители
Цель: Проведение контроля результативности программы на основе диагностического инструментария.
Темы раздела:
1. Обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий;
2. Обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители;
3. Проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание;
4. Составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью
Формы реализации раздела:
1. Консультирование.
2. Социально-психологический тренинг.
3. Обучающие занятия
4. Диагностика.
Для диагностики потенциальных замещающих родителей может быть использована проективная методика «Рисунок семьи».
По окончании программы проводится анкетирование, что позволяет получить следующие данные:
- информацию о теоретических и практических успехах каждого потенциального приемного родителя на пути создания замещающей семьи;
- список недостаточно раскрытых тем и не до конца решенных вопросов каждого участника программы;
- систему актуальных и уже решенных задач, поставленных перед собой каждым участником программы на пути достижения цели – создания замещающей семьи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ахмарова Г.О. Осемейно-воспитательных группах.// Социальное обеспечение. – 2003. — №11. – С.84.
2. Бореева Л.И.Социальное сиротство. Опыт социологического исследования// Социс. – 2004. — №4.– С.44.
3. Горева С.В.Стратегия интенсивной реабилитации дезадаптированных подростков на базесоциально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.// Вестник психосоциального и коррекционно-реабилитационной работы. – 2004. — №3. – С.96.
4. Коринь Л.П.Комплексное сопровождение воспитанников в семейных воспитательных группах социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.// Работник социальной службы. – 2004. — №2. – С.77.
5. Котельникова А.Е.Семейно- воспитательные группы// Социальная защита. – 2003. — №11. – С.63.
6. Чиганов И.К.Правовые аспекты проблемы социального сиротства в России/ Социальная политика и социология. – 2004. — №2. – С.84.
7. Малдончев Л.С.Новый старт программы «Дети России».// Социальное обеспечение – 2002. — №9. –С.51.
8. Матвеенко В.Е.Актуальные вопросы социальной психологии России// Международная жизнь. – 1999.- №4. – С.48
9.Починюк А.Н. Недолжно быть в стране беспризорных детей.// Социальная работа. – 203. — №1. –С.59.
10. Понятовская В.И.Как прервать цепочку сиротства// Социальная защита. – 2003 — №7. – С.77.
11. Тетенева П.А .Социально-психологическая реабилитация в условиях дома интерната// Социальная работа. – 2004. — №1. – С.74.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа практических занятий для Школы приемных родителей
Программа практических занятий для Школы приемных родителей...
Программа практических занятий для Школы приемных родителей
Программа практических занятий для Школы приемных родителей....
Программа практических занятий для Школы приемных родителей
Программа практических занятий для Школы приемных родителей....
Рабочая программа взаимодействия с родителями воспитанников по реализации основной образовательной программы ДОУ
Рабочая программа...
Программа с приемными семьями "Я Родитель"
Цель программы: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя, интересов дру...
Программа «Взаимодействия с родителями воспитанников по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ».
старшая группа...
Консультация для родителей «Права и обязанности приемных родителей»
Приемный родитель – это лицо, которому передан на воспитание ребенок (дети), находящиеся на попечении органов опеки и попечительства на основании трудового договора....