Биоэнергопластика в работе с дошкольниками с ОНР
консультация (старшая группа)

Кострюкова Инна Алексеевна

Биоэнергопластика в работе с дошкольниками с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bioenergoplastika.docx378.1 КБ

Предварительный просмотр:

Использование биоэнергопластики в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи

 

Развитие всех компонентов речи – одна из важнейших задач обучения детей с общим недоразвитием речи в детском саду. Формирование речи неразрывно связано с развитием мелкой моторики. По данным ученых движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Речь – это деятельность, которая осуществляется при согласованной работе слухового, зрительного, двигательного и кинестетического анализаторов. Для коррекционной работы важным является соединение движений кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата. Использование приемов биоэнергопластики существенно ускоряет исправление неправильно произносимых звуков, потому что работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Язык и ладонь ребенка при выполнении артикуляционных упражнений работают одновременно, ритмично.

Метод выполнения артикуляционной гимнастики с движениями рук, улучшает развитие артикуляционного и моторного праксиса, помогает активизировать координацию движений, позволяет значительно быстрее сформировать у ребенка кинестетические ощущения положения органов артикуляции и убрать зрительную опору (зеркало).  

 При проведении артикуляционной гимнастики учитываются индивидуальные двигательные, неврологические и психические особенности детей с различной речевой патологией. Рука ребенка подключается только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнения его без ошибок.  Необходимо привлечь внимание ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти, их ритмичности и четкости. Логопед следит за ритмичным выполнением упражнения. С этой целью можно использовать счет, музыку, стихи.

 Поза пальцев рук в данной гимнастике указывает на положение языка при выполнении артикуляционных упражнений, а счёт или стихотворные строки помогают удерживать нужный темп.

Основные упражнения в сочетании с движениями пальцев рук:

1.«Улыбка»: улыбнуться, показать верхние и нижние зубки. Удерживать в таком положении под счет до 5. 

http://io.nios.ru/sites/io.nios.ru/files/styles/fotostatija/public/images/2018/02/image009_2.jpg?itok=uMklFb5n

2. «Трубочка»: вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти. Затем чередовать упражнения «Улыбка» и «Трубочка» на счет «раз-два». 

http://io.nios.ru/sites/io.nios.ru/files/styles/fotostatija/public/images/2018/02/image037.jpg?itok=5Cjo0GAS

3. «Бублик»: зубы сомкнуть, губы округлить и выдвинуть вперед. http://io.nios.ru/sites/io.nios.ru/files/styles/fotostatija/public/images/2018/02/image035.jpg?itok=hxavgRwk

4. «Лопатка»: Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии насчет до пяти.  

http://io.nios.ru/sites/io.nios.ru/files/images/2018/02/image041.jpg

5. «Иголочка»: узкий, напряженный язык высунуть как можно дальше. Удерживать в таком положении под счет до 5.

http://io.nios.ru/sites/io.nios.ru/files/styles/fotostatija/public/images/2018/02/image022.jpg?itok=C36pIYug

6. «Часики»: рот приоткрыть, перемещать кончик языка из правого угла рта в левый. Повторить 5-10 раз. 

http://io.nios.ru/sites/io.nios.ru/files/styles/fotostatija/public/images/2018/02/image018.jpg?itok=UMT4EcNU

7. «Качели»: открыть рот. Попеременно поднимать и опускать кончик языка то на верхнюю, то на нижнюю губу. Повторить 5-10 раз. 

http://io.nios.ru/sites/io.nios.ru/files/styles/fotostatija/public/images/2018/02/image049.jpg?itok=ePkRtQXd

8. «Лошадка»: открыть рот. Пощелкать кончиком языка. Следить за тем, чтобы нижняя   челюсть оставалась неподвижной. Повторить несколько раз.

http://io.nios.ru/sites/io.nios.ru/files/styles/fotostatija/public/images/2018/02/image057.jpg?itok=kYD9K_xo

9. «Горка»: Открыть рот, улыбнуться, поставить кончик языка за нижние резцы, спинку языка поднять вверх. Удерживать язык в таком положении на счёт до 10.

http://io.nios.ru/sites/io.nios.ru/files/styles/fotostatija/public/images/2018/02/image020.jpg?itok=WYdl6VGS

10. «Парус»: открыть рот. Кончик языка поднять к бугоркам (альвеолам) за верхними зубами. Удерживать в таком положении под счет от 5 до 10.

http://io.nios.ru/sites/io.nios.ru/files/styles/fotostatija/public/images/2018/02/image051.jpg?itok=ImPxaZYp

11. «Барабан»: рот открыть, показать зубы. Кончиком языка энергично стучать за верхними зубами: Д-Д-Д-Д-Д. Рот не прикрывать. Выполнять 10-15 секунд.

http://io.nios.ru/sites/io.nios.ru/files/styles/fotostatija/public/images/2018/02/image053.jpg?itok=-awUB8w2

12. «Самолёт»: Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук Ы-Ы-Ы. Необходимо слегка прикусить кончик языка  (слышится звук «л»). 

      http://io.nios.ru/sites/io.nios.ru/files/styles/fotostatija/public/images/2018/02/image047.jpg?itok=F7ULaEmC

Основные этапы работы с использованием биоэнергопластики.

Подготовительный этап:

 • Учитель-логопед знакомит ребенка с органами артикуляции и с артикуляционными упражнениями.

 • Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, учитель-логопед сопровождает гимнастику движениями ведущей руки.

 • Рука ребенка в выполнение упражнений пока не вовлекается.  

 Основной этап.

 • Учитель-логопед вместе с ребенком выполняет упражнение, сопровождает показ движением одной руки. Ребенок учится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и движение кистью одной руки. Постепенно подключается вторая рука.  

Заключительный этап.

 •На данном этапе используются различные артикуляционные сказки, стихотворения. Педагог рассказывает сказку, называет упражнение, а ребенок выполняет их и сопровождает движениями обеих рук.

 •Артикуляционные сказки сначала выполняются перед зеркалом.

 •Когда дети смогут ощущать положения органов артикуляции, дифференцировать положения языка, губ, челюсти, артикуляционные сказки можно выполнять без зрительной опоры.

Особенности работы с применением биоэнергопластики.

 • Учитывать индивидуальные особенности детей.

 • Подключать руки ребенка только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок.

 • Следить за тем, чтобы кисти ребенка не напрягались, движения были плавными и раскрепощенными.

 • Соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук.

 • Соблюдать последовательность выполнения упражнений с усложнением и ускорением темпа.  

Совместные движения руки и артикуляционного аппарата облегчают постановку и введение звуков в речь, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребенка, помогает длительно удерживать интерес ребенка к артикуляционной гимнастике что способствует более быстрому преодолению речевых нарушений.

Список литературы.

1. Буденная. Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: “Детство-Пресс”, 2001.

2. Верясов Т. В. Система упражнений по развитию ручного и артикуляционного праксиса.Екатеринбург, 2000.

3. Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Логопедические упражнения: артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2004.

4 Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу. М.: Арктур, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Биоэнергопластика в работе логопеда

Биоэнергопластика как фундамент развития артикуляции. Использование биоэнергопластики в логопедической работеБиоэнергопластика как фундамент развития артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики...

Биоэнергопластика в работе логопеда

В результате использования метода биоэнергопластики происходит синхронизация работы речевой и мелкой моторики, что сокращает время занятий и усиливает их результативность....

Мастер – класс для педагогов ДОУ «Биоэнергопластика в работе с детьми, имеющими нарушения речи»

Предлагаю вашему рассмотрению мастер - класс для педагогов ДОУ на тему: «Биоэнергопластика в работе с детьми, имеющими нарушения речи»,где педагоги узнали, что означает термин "биоэнергопластика", поз...

Опыт использования метода биоэнергопластики в работе логопеда как эффективного средства в преодолении речевых нарушений у дошкольников

Опыт использования метода биоэнергопластики в работе логопеда как эффективного средства в преодолении речевых нарушений у дошкольников...

Консультация "Технология биоэнергопластики в работе с дошкольниками"

Технология биоэнергопластики - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки....

Биоэнергопластика в работе учителя-логопеда с дошкольниками со сложной структурой дефекта

Биоэнергопластика в работе учителя-логопеда с дошкольниками со сложной структурой дефекта...