"Адаптация детей раннего возраста в ДОО"
методическая разработка
....Проблема психологической готовности ребёнка раннего возраста к "выходу" из семьи представляется ничуть не менее важной, чем проблеме готовности к школьному обучению. Игнорирование её и порождает в дальнейшем так называемого "несадовского" (а потом и "нешкольного" ребёнка, не могущего и не желающего принять иные, более жёсткие, чем в семье, социальные нормы и выдвигающего в качестве защитного механизма бесконечные соматические и нервные заболевания.....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
phpaqxlb1_netodicheskoe-posobie-adaptaciya-detej-rannego-vozrasta.docx | 542.83 КБ |
Предварительный просмотр:
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
В ДОУ
Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации.
Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям.
Поступление ребёнка в детский сад сложный период в его жизни. В условиях семьи ребёнок привык к установленному распорядку дня. У него сложились привычки, выработался свой стиль поведения отношений с членами семьи. Ребёнок тяжело переносит даже временную разлуку с родителями, домом и привычным для него укладом жизни. Он часто отказывается от общения с незнакомыми людьми. У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок – в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается. Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического развития, потере веса, иногда к заболеванию.
Поначалу в яслях ребёнку покажется всё непривычным. Его волнует, а иногда и пугает новая обстановка: большая комната, незнакомые дети, вокруг чужие взрослые-воспитатели, няни. В первое время для него непривычен и уклад жизни в детском саду: другой режим дня, еда, отличающаяся от домашней, необходимость соблюдения правил поведения, установленных в группе. В это время дети становятся робкими, замкнутыми, вялыми, плаксивыми, капризными, упрямыми, беспокойными.
Часто они упорно не хотят покидать дом, а у дверей детского сада в страхе прижимаются к родителям.
В поведении вновь принятых детей можно наблюдать черты свойственные детям раннего возраста. Возможно временное нарушение некоторых навыков. У детей может появиться недержание мочи и кала. Случается и неврогенные нарушения: срыгивание, рвота, повышение температуры, появление сыпи и т.п. Нарушается сон у одних детей, у других отсутствие аппетита.
В среднем адаптация у детей раннего возраста длиться 2-3 недели. В детском саду дети болеют чаще, чем дома. Это и понятно т.к. в группе может быть заболевший ребёнок, который становиться источником инфекций для других детей. В период адаптации возможность заболевания ребёнка особенно трудно привыкающего к новым условиям, возрастает, поскольку под влиянием эмоционального напряжения снижаются защитные силы организма.
Большие трудности в этот период испытывают дети, привыкшие к общению только с родителями. Замкнутый образ жизни семьи, причины, тормозящие образованию у малыша умений контактировать с незнакомыми взрослыми. А это значит, что в первые, дни он будет негативно относиться к воспитателям и няне.
Плохо приспосабливаются дети к коллективной жизни, которых чрезмерно опекают в семье, которые не знают родительского «нельзя».
Выработка единых требований к поведению ребёнка, в детском саду и дома важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.
Выделяют три степени адаптации: лёгкую, средней тяжести и тяжёлую.
При легкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние длится недолго. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение первого месяца после поступления в детский сад по мере привыкания к новым условиям все нормализуется. Ребенок как правило не заболевает в период адаптации.
При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевание длится 7-10 дней и завершается без каких-либо осложнений.
Самой нежелательной является тяжелая адаптация, когда эмоциональное состояние ребенка нормализуется очень медленно (иногда этот процесс длится несколько месяцев). В этот период ребенок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения. Тяжелая адаптация отрицательно влияет как на состояние здоровья, так и на развитие детей.
От чего же зависит характер и длительность адаптационного периода?
Исследования педагогов, медиков показывают, что характер адаптации зависит от следующих факторов:
· возраст ребенка. Труднее адаптируются к новым условиям дети в возрасте от 10-11 месяцев до 2-х лет. После 2-х лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту они становятся более любознательными, хорошо понимают речь взрослого, у них более богатый опыт поведения в разных условиях.
·состояния здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации.
· сформированности предметной деятельности. Такого ребенка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.
· индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста по разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребенка меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребенок с интересом следит за игрой товарищей. Другие, наоборот в первый день внешне спокойны. Без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участия в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель.
· условий жизни в семье. Это создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т.д.). Если ребенок приходит из семьи, где не были созданы условия для его правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к условиям дошкольного учреждения.
· уровня тренированности адаптационных механизмов, опыта общения со сверстниками и взрослыми. Тренировка механизмов не происходит сама по себе. Необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т.п.), легче привыкают к дошкольному учреждению. Важно, чтобы в семье у ребенка сложилось доверительные отношения со взрослыми, умение положительно относится к требованиям взрослых.
Объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются:
· глубокий сон;
· хороший аппетит;
· бодрое эмоциональное состояние;
· полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;
· соответствующая возрасту прибавка в весе.
Чтобы снизить напряжение необходимо переключить внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие. Это, в первую очередь, игра.
Игры в период адаптации ребенка к детскому саду
Пришел Мишка
Материал. Игрушка-мишка, погремушка.
Ход игры. Взрослый приносит мишку, рассматривает.
Мишка гремит погремушкой, потом дает погремушку ребенку. Они вместе с мишкой встряхивают погремушками, радуются.
Покружимся
Материал. Два игрушечных мишки.
Ход игры. Взрослый берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку. Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет те же движения.
Я кружусь, кружусь, кружусь,
А потом остановлюсь.
Быстро-быстро покружусь,
Тихо-тихо покружусь,
Я кружусь, кружусь, кружусь
И на землю повалюсь!
Прячем мишку
Ход игры. Взрослый прячет знакомую ребенку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Говоря: "Где мишка?", ищет его вместе с ребенком. Когда малыш найдет игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам взрослый (например, за стул, чтобы его было частично видно), громко произнося "ку-ку!" Когда ребенок найдет его, он перебегает и прячется в другом месте. В конце игры взрослый предлагает спрятаться ребенку.
Ловись, рыбка
Материал. Готовая игра: рыбки и удочка.
Ход игры. В картонную коробку помещают рыбок. Взрослый показывает ребенку, как выуживать рыбок из коробки, притягивая удочкой. Если рыбки разного цвета, то малышу можно предложить вытянуть, например, красную рыбу.
После того как будут извлечены рыбки, взрослый считает их ("Вот как много рыб мы поймали!"), и игра начинается сначала. Игра способствует развитию согласованности движений.
В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно "пальчиковыми" играми. Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений (примерные игры «Сорока-ворона», «Ладушки»).
Кто в кулачке?
Ход игры. Взрослый раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак. Читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения.
Кто залез ко мне в кулачок?
Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак.)
Ну-ка, ну-ка, вылезай!
Это пальчик? Ай-ай-ай! (Выставить вперед большой палец.)
Ладушки
Ход игры. Ребенок выполняет хлопки в ладоши, вначале подражая взрослому, потом по его команде: перед собой, над головой, за спиной, в положении стоя, сидя на корточках, лежа на животе и на спине. Взрослый задает темп, вначале медленный, потом с ускорением.
Ира с пальчиками
Ход игры. Ребенок сидит перед взрослым на стуле, или на коленях. Взрослый читает стихи, сопровождая их последовательным загибанием пальцев на обеих руках.Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то родители помогают ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик — прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики — «Ура»!
В детский сад идти пора! (М. Кольцова)
Пальчики в лесу
Ход игры. Взрослый держит перед собой левую руку ребенка ладонью к себе.
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять!
Этот пальчик — гриб нашел, Загибает мизинец.
Этот пальчик — чистит стол, Загибает безымянный палец.
Этот — резал, Загибает средний палец.
Этот — ел. Загибает указательный палец.
Ну, а этот — лишь глядел! Загибает большой палец, щекочет ладошку.
Сорока - сорока
Ход игры: Взрослый берет ручку ребенка и водит по ладони указательным пальцем, приговаривая:
Сорока-сорока, Кашу варила,
Деток кормила. Этому дала,
Этому дала, Этому дала,
Этому дала, А этому не дала:
Ты воды не носил, Дров не рубил,
Каши не варил — Тебе нет ничего!
Игры, развивающие речевую активность
Покатаемся на лошадке
Материал. Лошадка-качалка (если лошадки нет, можно посадить ребенка на колени).
Ход игры. Взрослый сажает ребенка на лошадку-качалку и говорит: "Маша едет на лошадке, (произносит тихим голосом) нно-нно". Ребенок повторяет тихо: "Нно-нно". Взрослый: "Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: "Нно-нно, беги, лошадка!" (Сильнее раскачивает ребенка.) Малыш повторяет фразу вместе с взрослым, затем самостоятельно. Взрослый добивается, чтобы ребенок произносил звук "н" протяжно, а все звукосочетание - громко и четко.
Игра развивает речевую активность.
Выдувание мыльных пузырей
Ход игры. Взрослый на прогулке выдувает мыльные пузыри. Сколько пузырей? (много). Пытается вместе с ребенком поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у ребенка, куда он пропал (лопнул). Затем учит ребенка выдувать мыльные пузыри.
Напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи.
Дуть во что-нибудь и на что-нибудь
Ход игры. Взрослый дует на маленький воздушный шарик через трубочку для коктейля, заставляя его перемещаться по комнате. Дует на все пальцы, затем на каждый отдельно. Сдувает листочек с ладони ребенка. Дует на цветок или травинку. Ребенок повторяет действия взрослого.
Игра способствует развитию речевого аппарата.
Подуй на шарик, подуй на вертушку, подуй в рожок
Материал. Воздушный шарик, вертушка, рожок.
Ход игры. На уровне лица ребенка подвешивается воздушный шарик, а перед ним на стол кладут вертушку и рожок. Взрослый показывает, как надо дуть на воздушный шарик, чтобы он высоко взлетал, и предлагает ребенку повторить действие. Затем взрослый дует на вертушку, чтобы она завертелась, дудит в рожок, ребенок повторяет.
Игра способствует развитию речевого аппарата.
Книжка-угадайка
Материал. Записная книжка с проволочной спиралью.
Ход игры. Наклеивают в записной книжке через страницу (на правой стороне) картинки с изображением известных ребенку предметов. Каждую страницу без картинок разрезают на 2-3 горизонтальные полоски, начиная с левого края. Рассматривая книжку вместе с малышом, взрослый постепенно отворачивает полоску за полоской. Ребенок старается догадаться, что изображено на картинке.
Игра развивает воображение и логическое мышление.
Чертим разные фигуры
Материал. Принадлежности для рисования (бумага, маркеры, фломастеры).
Ход игры. Взрослый садится с ребенком за стол. Рисует на бумаге круг. Затем дает ребенку маркер и водит его рукой с карандашом по бумаге, стараясь нарисовать круг. Говорит ему, когда закончит: "Какая хорошая получилась картинка". Таким же образом помогает малышу рисовать другие фигуры, проводить зигзагообразные линии, и каждый раз повторяет: "Какая хорошая получилась картинка". Затем предлагает ребенку действовать карандашом самостоятельно.
Каждый раз, начиная игру, взрослый берет маркер другого цвета - это поможет ребенку научиться различать цвета.
Подобные игры способствуют развитию творческих навыков, мелкой моторики рук.
Собираем игрушки
Пригласите ребенка помочь вам собрать разбросанные игрушки, в которые он играл. Сядьте рядом с малышом, дайте в руки игрушку и вместе с ним положите ее в коробку. Затем дайте другую игрушку и попросите самостоятельно положить ее в коробку. Пока вы складываете игрушки, напевайте что-нибудь вроде: "Мы игрушки собираем, мы игрушки собираем! Тра-ляля, тра-ля-ля, их на место убираем".
Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи.
Мяч в кругу
Ход игры. Взрослый садятся на пол напротив ребенка на небольшом расстоянии (50 см), ноги в стороны, и прокатывают мяч друг другу. Взрослый показывает, как отталкивать мяч двумя руками, чтобы он катился в нужном направлении.
Мы топаем ногами
Ход игры. Играющие становятся напротив друг друга. Взрослый произносит текст медленно, с расстановкой, выполняют движения по тексту:
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем. (Берутся за руки, образуя круг.)
Мы бегаем кругом.
Через некоторое время взрослый говорит: "Стой". Все останавливаются. Игра повторяется.
Итак, что могут сделать родители, помимо игровой деятельности с детьми:
Как готовить родителям ребенка к поступлению в
детский сад
1. Тренировать, буквально с самого рождения, систему адаптационных механизмов у ребенка и приучать его заблаговременно к таким условиям и ситуациям, в которых ему надо менять формы поведения.
2. Заранее узнать у участкового врача, какой тип адаптации возможен у ребенка по прогностическим критериям и своевременно принять меры при неудовлетворительном прогнозе.
3. Как можно раньше провести оздоровительные или корригирующие мероприятия, которые назначил врач.
4. Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.
5. Заранее узнать все новые моменты в режиме дня в детском саду и ввести их в режим дня для ребенка дома.
6. Повысить роль закаливающих мероприятий.
7. Как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы, куда он в скором времени придет.
8. Стараться отдать его в группу сада, где у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе.
9. «Раскрыть секреты» малышу возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми.
10.Учить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
11.Не угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за непослушание его.
12.Чтобы Ваш ребенок был подготовлен к саду, прослушать цикл лекций в детской поликлинике об адаптации детей к дошкольным учреждениям.
13.Готовить Вашего ребенка к временной разлуке с Вами и дать понять ему, что это неизбежно лишь только потому, что он уже большой.
14.Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад.
15.Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового организованного коллектива, у Вас была бы возможность оставлять его там не на целый день.
16.Все время объяснять ребенку, что он для Вас, как прежде, дорог и любим.
Как надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал посещать впервые детский сад.
1.Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
2.Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.
3.Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
4.Не увеличивать, а уменьшать нагрузки на его нервную систему.
5.На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.
6.Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.
7.Не кутать своего малыша, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
8.Создать в воскресные дни дома для него такой же режим, как в детском учреждении.
9.Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы.
10.При выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания врача.
Как не надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал посещать
впервые детский сад.
1. В присутствии ребенка плохо говорить о детском саде.
2. «Наказывать» ребенка детским садом и поздно забирать его
домой.
3. Мешать его контактам с детьми в группе.
4. Все время кутать, одевать не по сезону.
5. Конфликтовать с ним дома.
6. Наказывать за детские капризы.
7. В воскресные дни резко изменять режим ребенка.
8. Все время обсуждать в его присутствии проблемы, связанные
с детским садом.
9. Не обращать внимания на отклонения в обычном поведении
ребенка
10.Не выполнять все предписания врача.
МОМЕНТ РАССТАВАНИЯ…….
На протяжении всей беременности ребёнок не расстается со своей мамой ни на секунду. И в младенчестве мама посвящает большую часть времени своему малышу. Но так уж задумано природой, что для гармоничного развития человека необходимо постепенное и планомерное отделение детей от родителей. Каждый ребёнок проходит этапы этого отделения в своё время, существуют лишь примерные границы, которые будут описаны.
С рождения до года малыш находится не только в психологической, но и в физической зависимости от мамы: она кормит его, переодевает, носит на руках, поскольку он пока ещё не способен передвигаться в полной мере самостоятельно. Поэтому расставание с мамой в этот период может вызвать панический страх остаться в полном одиночестве без возможности выжить. В психологии этот страх принято называть «страхом потери себя».
С постепенным взрослением возможность самостоятельного взаимодействия с миром увеличивается. Дети уже умеют сами ходить, держать ложку, умеют сообщать взрослым, в чём они нуждаются. Но здесь тревогу вызывает непонимание того, куда же пропала мама, что с ней происходит в этот момент, как долго продлится её отсутствие и вернется ли мама вообще когда-нибудь. Такой страх психологи называют «страхом потери объекта», и он является нормой примерно до двух лет.
Эти два этапа переживают абсолютно все дети в той или иной мере. Знание некоторых закономерностей поможет разобраться нам в том, что же чувствует на самом деле малыш, расставаясь с родителями. Избежать этих этапов невозможно, но в наших силах помочь нашим детям как можно быстрее и легче пережить столь нелёгкое время. Самой первой и важной помощью, как ни странно, может стать всеми любимая игра в прятки. Поначалу для ребёнка даже спрятанная под пелёнку игрушка перестаёт существовать - всё, что выпадает из его поля зрения, просто исчезает в его сознании, поэтому вновь появившуюся игрушку ребёнок воспринимает уже как новую. Но постепенно приходит понимание, что предметы не исчезают навсегда, что они существуют, даже если он их не видит. Подобные занятия дают возможность обыграть различные ситуации «потери объекта» и усвоить получаемые знания в благоприятной обстановке без настоящих расставаний с близкими людьми. С взрослением ребёнка во многих семьях появляется потребность отлучения мамы на какое-то время из дома. Чаще всего это происходит как раз после года. Но мама - это не просто игрушка. Мама - объект любви, тот человек, в котором нуждаешься и к которому сильно привязан. Поэтому сюда подключаются ещё и эмоциональные составляющие, на которые ни в коем случае нельзя закрывать глаза. Достаточно часто можно встретить ситуацию, когда рыдавший пять минут назад малыш успокаивается почти сразу, как только мама уходит за порог. И прекрасно чувствует себя всё время в разлуке. О чём может говорить такой плач? Далеко не всегда дети устраивают нам сцены потому что боятся, что им будет плохо с бабушкой, няней или воспитателями в детском саду. Но их тревожит сам уход мамы, они не знают, что будет происходить с мамой за пределами этих стен, они не понимают, зачем ей надо уходить и как долго они ещё её не увидят - и именно на эти вопросы они ждут ответов. Самое худшее, что может сделать в этот момент мама, - это незаметно уйти, пока малыш отвернулся или отвлёкся на что-то. Чем же этот подход так неправилен? Во-первых, дети видят, что родители избегают расставаний, - значит, это на самом деле что-то плохое и тяжёлое и надо стараться удерживать возле себя то, что тебе дорого. Надо ли говорить о том, что подобная позиция только усугубит ситуацию в будущем. Во-вторых, ребёнок может чувствовать себя обманутым и недостойным того, чтобы считались с его чувствами и желаниями. И раз мама считает, что он недостоин её внимания, значит, есть что-то гораздо важнее и интереснее для неё, чем он сам. Подобные чувства вызовут лишь ревность малыша к работе или другим маминым делам.
Какой же выход будет правильным? Только один - умение прощаться. Даже для взрослых расставание бывает достаточно тяжёлым испытанием, а уж для маленького неопытного ребёнка - тем более. Чтобы помочь родителям и детям вместе пережить эти минуты, дадим несколько советов. Итак, повторим то, что важно знать малышу при расставании с мамой. В первую очередь, куда мама идёт и когда вернётся. Во-вторых, что будет происходить с ней и с ним во время разлуки.
Момент первый. Оставьте минут пять-десять на то, чтобы обнять малыша, посадить себе на колени, показать, как вы его любите и как будете скучать. Но важно, чтобы это время не растянулось надолго, иначе вы рискуете вообще никуда не уйти. Чем дольше вы будете прощаться, чем больше заостряете на этом внимание, тем сложнее ребёнку будет вас отпустить.
Момент второй. В это время расскажите малышу правду о том, куда вы идёте, зачем и чем будете там заниматься. Здесь очень важна ваша интонация. Спокойный и уверенный тон даст понять ребёнку, что мама идёт в безопасное и полезное место. Ни в коем случае не разговаривайте извиняющимся или сожалеющим тоном - ребёнок должен почувствовать вашу уверенность.
Момент третий. Также сообщите своему ребёнку о том, когда вы вернетесь. Совсем не обязательно называть точное время (к тому же маленьким детям это не о многом скажет), лучше выбрать вариант, например, такой: «Я приду за тобой, когда ты поиграешь с бабушкой и немного поспишь». Только не подрывайте доверие своих детей, обязательно постарайтесь выполнить это условие. Хорошо бы также рассказать, чем в это время будет заниматься сам ребёнок: «А ты поиграешь пока с детками, вы вместе покушаете, сходите погулять...»
И напоследок стоит упомянуть ещё об одном важном условии, которое может мешать при расставании мамы с ребёнком - это страх расставания непосредственно у взрослого. Всем нам известно ощущение разрывающегося сердца, когда мы вынуждены оставить свою кровиночку с кем-то другим. Если мама не уверена в том, что она сможет устоять перед плачем, или в том, насколько ей самой важен уход из дома, ребёнок способен это почувствовать. И, поверьте, дети, которые и сами не хотят расставаться с мамой, обязательно воспользуются этой «лазейкой». Поэтому прежде чем куда-то уйти от своего малыша, вы должны взвесить все за и против и точно определиться в ваших желаниях и возможностях.
Как же часто мамам не хочется отпускать своего ещё такого маленького кроху в жизнь, где её не будет рядом. Тем не менее, приходит время, когда это пойдёт только на пользу ребёнку. Новорождённый ребёнок почти всё время проводит рядом с мамой. Годовалый малыш уже способен оставаться один в соседней комнате или с бабушкой. Дети постарше начинают посещать садик или развивающие занятия сначала вместе с мамой, позже самостоятельно. В школе дети уже значительное время днём проводят без мамы. А вырастая большими и сильными, и вовсе перестают нуждаться в частом мамином присутствии рядом. Это закон, по которому движется человек в своём развитии - от внутриутробной жизни до жизни в социуме. Главное - вовремя определить этот момент для каждого ребёнка и очень осторожно отпускать его от себя.
И если уж вы решили отдать ребенка в ясли, будьте тверды и последовательны в своих поступках. Не позволяйте ребенку манипулировать собой и вынуждать вас из-за слез и капризов забирать его домой. Ваше спокойствие, доброжелательное отношение поможет ребенку обрести спокойствие.
Зная, что ваш малыш трудно переживает каждое утро разлуку с вами, попробуйте накануне, заранее придумать и отрепетировать несколько разных способов прощания. Например, воздушный поцелуй, крепкое рукопожатие, обоюдное поглаживание по спинке и др. М. Сигал утверждает, что это поможет отвлечь ребенка от грустных мыслей, а со временем, став своеобразным ритуалом, станет радовать и ребенка, и родителей.
Забирая ребенка из яслей, спросите воспитателя, чем занимался малыш в течение дня. Попросите воспитателя обязательно заметить утром, какое красивое платье на вашей дочке. Иногда даже такой обычный прием отвлекает ребенка от грустных мыслей и переживаний и делает воспитателя более близким и понятным ребенку.
Даже если вы устали после работы, раздражены, сердиты на мужа или на начальника, постарайтесь не показывать это ребенку. Как бы он ни был мал, он обязательно «прочитает» ваше состояние. Пусть лучше малыш почувствует, что момент встречи с ним для вас праздник. Будьте внимательны к нему. Похвалите, поцелуйте. Сходите вместе с ним в парк, на игровую площадку. Даже если у вас совсем мало времени.
А. И. Захаров рекомендует родителям дать ребенку возможность после детского сада побегать, попрыгать, поиграть в подвижные игры. А вечером дома устройте небольшой семейный праздник, например, совместное чаепитие, во время которого вы можете похвалить ребенка за проведенный день в яслях при всех участниках этого маленького праздника.
Все это поможет ребенку понять, даже если он совсем мал и не умеет говорить, что его любят, ждут его прихода из яслей, гордятся им. Скорее всего, подобная доброжелательная обстановка поможет ребенку быстрее адаптироваться к условиям детского сада и не переживать во время прощания с вами.
ИТАК:
- Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду.
- Приучайте ребенка к детскому саду постепенно.
- Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства.
- Попросите других членов семьи отводить ребенка в ясли.
- Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-то предмет.
- Принесите в группу свою фотографию.
- Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания.
- Присутствуйте в группе вместе с ребенком первые дни или недели.
- Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из яслей.
- После яслей погуляйте с ребенком в парке, на детской площадке. Дайте возможность ребенку подвигаться, поиграть в подвижные игры.
- Устройте семейный праздник вечером.
- Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу.
- Наберитесь терпения.
БУДЬТЕ СЧАСТЛИВЫ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"
Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным на...
Информационный проект «Оптимизация адаптации детей раннего возраста к ДОУ» организация адаптации к условиям детского сада детей от 2 до 3 лет.
Родители задумываются, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение, или продолжать воспитывать его дома. С одной стороны, ребенку необходимо общество сверстников, кроме того, в детском саду работ...
Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"
С чего начинается детский сад? Как это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ Психолого-педагогическая адаптация детей 2-го года жизни к дошкольному образовательному учреждению
Статья: " Определение психолого-педагогических условий успешной адаптации детей раннего возраста к доу"...
Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, детей и родителей в период подготовки к адаптации и собственно адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Радужный Мостик»
Данная программа предназначена для профилактики негативных последствий стрессовых ситуаций у детей и родителей в период адаптации к условиям ДОУ....
Адаптация детей в ДОУ. Игры в период адаптации детей раннего возраста.
Данный материал познакомит с понятием адаптация детей к условиям ДОУ. Будут даны советы родителям для легкой адаптации детей, а также описаны ошибки, которые часто допускают родители. В материал...
Сценарий родительского собрания Для родителей детей первой группы раннего возраста Тема: «Адаптация детей раннего возраста к детском саду».
Сценарий родительского собрания...