РИТМОДЕКЛАМАЦИЯ – НОВОЕ, ИНТЕРЕСНОЕ, ПОЛЕЗНОЕ
консультация
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
РИТМОДЕКЛАМАЦИЯ –
НОВОЕ, ИНТЕРЕСНОЕ, ПОЛЕЗНОЕ
Ритмодекламация – это четкое произношение текста или стихотворения в заданном ритме.
Цель - развитие поэтического слуха, чувства слова, воображения
Ритмодекламация представляет собой синтез поэзии и музыки. Она широко применялась композиторами ещё в XX веке. Её называли «музыкальной речью», «речевым интонированием в ритме». Название же «ритмодекламация» подчёркивает именно ритмизацию текста при выразительном речевом интонировании.
В современной музыкальной методике обучения дошкольников ритмодекламация рассматривается как одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма у детей.
На первом плане в ритмодекламации выступает соединение одного из важнейших параметров музыкального языка – ритма – и выразительного речевого интонирования. При этом поэтический текст очень тонко взаимодействует с музыкой, отражая малейшие изменения в настроении, характере музыкальной ткани, что многократно усиливает эмоциональный эффект от прослушивания. Чёткая ритмическая организация музыкально-исполнительского процесса активизирует у детей развитие внимания, сосредоточенности, быстроты реакции, координации слуха, голоса и движения, способствует интенсивному развитию чувства ритма. Отстранение же от пения, с одной стороны, упрощает процесс музыкального интонирования (детям проще и естественнее говорить, чем петь), с другой стороны, направлено на развитие интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым. До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь.
Почему же ритмодекламация, как вид музыкальной деятельности, так нравится всем детям, почему даже плохо поющие ребята с огромным желанием исполняют эти модели?
Во-первых- это интересное, зачастую необычное, завораживающее своей новизной соединение стилистически разноплановой, красивой, эмоционально-образной музыки (от старинных музыкальных произведений XV – XVII вв. до современных джазовых импровизаций, от образцов мирового музыкального детского фольклора до компьютерной музыки) и ярких, самобытных поэтических текстов (от детских потешек, скороговорок до высоко художественных произведений поэтов эпохи Возрождения, романтизма, неоклассицизма).
Передача таких ярких музыкально-художественных образов вызывает у ребёнка живой интерес, побуждает активно искать соответствующие интонации в голосе, выразительную характеристику мимики, пластику движения.
Во-вторых- это доступность и удобство исполнения данных моделей. Опора здесь на речевое интонирование даёт возможность равноценного участия в процессе музицирования всех детей, несмотря на певческий диапазон голоса и уровень развития вокально0-слуховой координации. Даже дети с плохой координацией слуха и голоса с удовольствием исполняют ритмодекламации, не испытывая неуверенности в себе, закомплексованности, не чувствуя себя «ущербными». Именно благодаря ритмодекламации у многих таких ребят возникает интерес к музыкальной деятельности, в частности, к пению. Музыка начинает увлекать, активно развивается музыкальный слух, координация слуха и голоса. Благодаря чередованию во многих ритмодекламациях пения и речи голосовые мышцы ребёнка успевают отдохнуть в процессе исполнения, снимается излишняя напряжённость, тем самым детский голос предохраняется от усталости и перенапряжения.
Таким образом, исполнение ритмодекламаций развивает у детей весь комплекс музыкальных способностей: музыкальную отзывчивость, эмоциональность, творческое воображение, эстетическое восприятие музыки, чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в коллективе. Дети с удовольствием музицируют, получая радость от общения с музыкой
РИТМОДЕКЛАМАЦИЯ-РЕЛАКСАЦИЯ «ОСЕНЬ»
(по методике Т.Боровик)
Тихо-тихо-тихо-тихо,
В наши двери входит тихо,
Входит осень не кричать,
А баюкать и качать.
Осень песенку поёт,
Сны повсюду раздаёт:
Сон весенний, летний, зимний,
Сон воде, траве, осине,
Сон лугам – душистый, жаркий,
Клумбам сон – цветной и жаркий.
В этом – птицей улетят,
В этом – все деревья спят.
Тихо-тихо-тихо-тихо,
Всюду дрёма и покой.
Улетает птицей осень
В тихий домик за рекой.
И.Токмакова.
(Каждая строчка произносится дважды: вначале родители, а затем дети, как «эхо».)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чтобы прогулка стала интересной, полезной и познавательной.
В эти игры можно поиграть в любое время: на прогулке с ребенком, за семейным столом, т.к. они не требуют ни большого игрового поля, ни значительного количества...
СЦЕНАРИЙ СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ТЕМА: «МНЕМОТЕХНИКА – ЭТО ИНТЕРЕСНО, ПОЛЕЗНО И ЛЕГКО!»
В конспекте, в который входит актуальность проблемы, способов решения, взаимодействия по данной теме с детьми и их родителями.Расширить знания родителей о том, что такое мнемотехника и мнемотаблица....
"Фитбол - гимнастика в ДОУ - это интересно, полезно, увлекательно!"
Опыт работы дошкольного учреждения по использованию технологии "Фитбол - гимнастика"....
ФУТБОЛ – это интересно, полезно и весело!
ФУТБОЛ – это интересно, полезно и весело!...
Весёлая, интересная, полезная физкультура дома.
Предлагаю всем активным взрослым немного размяться и взбодриться вместе с детьми....
Занимаем малыша. Быстро. Интересно. Полезно
Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами, так как мышление реб...
Ритмодекламация – новое, интересное, полезное
В современной музыкальной методике обучения дошкольников ритмодекламация рассматривается как одна из перспективных форм развития...