Развитие речи в подготовительной группе
консультация (подготовительная группа)
Данная работа кратко знакмит родителей с целями и задачами образовательной области Речевое развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_podgotovitelnaya_gruppa.docx | 11.54 КБ |
zadanie_pr_razvitiyu_rechi.docx | 17.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи детей дошкольного возраста.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА.
Задача развития связной речи тесно связана со всеми другими речевыми задачами: овладением словарным богатством русского языка, правильным грамматическим и фонетическим оформлением высказывания.
Основные цели и задачи:
1.Развитие речи:
- формирование словаря — обогащение словаря детей, побуждать детей интересоваться смыслом слов, совершенствовать умение использовать разные части речи;
- звуковая культура речи — совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки русского языка, развивать фонематический слух;
- грамматический строй речи — учить детей согласовывать слова в предложении, образовывать однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени;
- связная речь — продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи.
- Подготовка к обучению грамоте- дать представление о предложении, упражнять в составлении предложения, учить составлять слова из слогов, выделять последовательность звуков в простых словах.
2. Приобщение к литературе.
- Развивать интерес к художественной литературе;
- развивать чувство юмора;
- совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений, драматизации.
- Формировать умение различать литературные жанры: потешка, сказка, рассказ, стихотворение, былина, басня.
В развитии связной речи на первый план выступает формирование умений дошкольников строить разные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение, контаминированные тексты), соблюдая их структуру и используя разнообразные способы связи между предложениями и частями высказывания.
Диалогическая речь в большей степени ситуативна и контекстуальна, поэтому многое в ней подразумевается благодаря знанию ситуации обоими собеседниками. Диалогическая речь непроизвольна, реактивна; она мало организована. Диалогическая форма речи, являющаяся первичной, естественной формой языкового общения, состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонация, которые могут изменять значение слова.
Монологическая речь — это организованный вид речи. Говорящий программирует не только каждое отдельное высказывание, но и всю свою речь, весь «монолог» как целое. Все вышесказанное позволяет подойти к проблеме развития связного монологического высказывания в недрах диалогической речи.
Приведем примеры игр и упражнений, которые формируют у детей представление о типах высказывания — описании, рассуждении, повествовании.
«ВЫБЕРИ КОНЦОВКУ РАССКАЗА»
Цель: определить наиболее подходящую концовку для описательных рассказов — деловых и художественных.
Прочтите детям описание, попросите сказать, о чем оно, какие признаки описываются в нем:
«Ты в осеннем лесу. Стоишь среди деревьев, а они как бы роняют прощальные слезы. Красавица рябина надела праздничные красные бусы».
Если мы так закончим текст: «Эти плоды являются кормом для птиц», будет ли это правильным? Как лучше закончить такое описание? Придумайте конец. А к какому тексту подойдет концовка, которую вам предложили?
«ВЫБЕРИ НАЧАЛО»
Цель: познакомить детей со структурой повествовательного текста и с первой частью — началом, вспомнить разные зачины в сюжетных рассказах и сказках. Прочитайте детям рассказ М. Пришвина «Еж», опуская начало.
(Раз шёл я по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа. Он тоже заметил меня, свернулся и затукал: тук-тук-тук. Очень похоже было, как если бы вдали шёл автомобиль. Я прикоснулся к нему кончиком сапога – он страшно фыркнул и поддал своими иголками в сапог.)
– А, ты так со мной! – сказал я и кончиком сапога спихнул его в ручей.
Мгновенно ёж развернулся в воде и поплыл к берегу, как маленькая свинья, только вместо щетины на спине были иголки. Я взял палочку, скатил ею ежа в свою шляпу и понёс домой.
Мышей у меня было много. Я слышал – ёжик их ловит, и решил: пусть он живёт у меня и ловит мышей.
Так положил я этот колючий комок посреди пола и сел писать, а сам уголком глаза всё смотрю на ежа. Недолго он лежал неподвижно: как только я затих у стола, ёжик развернулся, огляделся, туда попробовал идти, сюда, выбрал себе наконец место под кроватью и там совершенно затих.
Когда стемнело, я зажёг лампу, и – здравствуйте! – ёжик выбежал из-под кровати. Он, конечно, подумал на лампу, что это луна взошла в лесу: при луне ежи любят бегать по лесным полянкам.
И так он пустился бегать по комнате, представляя, что это лесная полянка.
Я взял трубку, закурил и пустил возле луны облачко. Стало совсем как в лесу: и луна и облако, а ноги мои были как стволы деревьев и, наверное, очень нравились ёжику: он так и шнырял между ними, понюхивая и почёсывая иголками задники у моих сапог.
— Какой части не хватает в рассказе? Почему вы решили, что не было именно начала? Вспомните, как начинаются многие рассказы? (Как-то раз, однажды, дело было летом и! т. п.). Сказки? (Жили-были, в некотором царстве и т. п.) Получился ли наш рассказ? Что надо сделать, чтобы он получился? Придумайте начало рассказа.
После того, можно прочитать начало, что бы дети сравнили.
Формирование словаря.
Продолжается работа по согласованию имен существительных и имен прилагательных в роде, числе, падеже, но задания усложняются. В специальных играх и упражнениях детям дается задание с помощью суффиксов изменить значение слова, придать ему другой смысловой оттенок.
«НАЙДИ ДРУГОЕ СЛОВО»
Цель: учить точно обозначать ситуацию; подбирать синонимы и антонимы.
Как вы понимаете выражение крепкий орешек! (Его трудно разбить, сломать.) Так говорят не только про орехи, но и про людей, которых никакие невзгоды не сломают. О них говорят: крепкий духом (значит — сильный, стойкий человек). — Предложите детям объяснить, что значат слова: крепкая ткань (прочная), крепкий сон (глубокий), крепкий чай (очень крепкий, не разбавленный кипятком). Какие выражения со словом крепкий вам встречались в сказках и в каких? (В сказке «Козлята и волк» коза крепко-накрепко (очень строго) приказывала детям, чтобы они крепко-накрепко (очень крепко) запирали дверь.)
— Придумайте предложения со словом крепкий.
— Назови слова с противоположным смыслом: длинный, глубокий, мягкий, легкий, тонкий, густой, сильный; говорить, смешить, падать, смеяться, бежать. — Придумайте рассказ, чтобы в нем были слова, противоположные по смыслу. Можете брать слова, которые только что называли.
Подготовка к обучению грамоте.
«ЧТО ТАКОЕ ЗВУК, СЛОВО, ПРЕДЛОЖЕНИЕ?»
Цель: уточнить представления детей о звуковой и смысловой стороне слова. Спросите у детей:
— Какие звуки вы знаете? (Гласные, согласные; твердые, мягкие; звонкие, глухие.) Как называется часть слова? (Слог.) Что обозначает слово... стол? (Предмет мебели.)
— Все, что нас окружает, имеет свое название и что-то обозначает. Мы поэтому говорим: «Что значит (или обозначает) слово...?» Слово звучит и называет все предметы вокруг, имена, животных, растения. — Что такое имя? Как мы различаем друг друга? (По именам.) Назовите имена своих родителей, родных и близких. У кого в доме есть кошка? собака? Как их зовут? У людей имена, а у животных... (клички). — У каждой вещи есть свое имя, название. Посмотрите вокруг и скажите, что может двигаться? Что может звучать? На чем можно сидеть? спать? ездить?
— У каждой буквы тоже есть свое имя. Какие буквы вы знаете? Чем буква отличается от звука? (Буква пишется и читается, звук произносится.) Из букв мы складываем слоги и слова. Придумайте слова на звуки Н, Р. О. Э, и тд.; слоги ШИ, РУ, ТА, ХА, ОТ, УК, ПРИ, СТУ, и тд.
«ИГЛА - ПИЛА»
Цель: дать представление о разных значениях многозначного слова; подбирать признаки и действия к заданным словам; определять количество слогов в словах, сходных по звучанию.
— Какие иглы ты знаешь? Какие предметы мы называем этим словом? (Игла у ежа, у елки, сосны, лиственницы.) Чем они похожи? (Все иглы острые.)
— Как называют иглы у елки? Какие они? (Еловые.) А у сосны? (Сосновые.) Чем отличаются иглы у елки и сосны? Отвечайте поскорей, какие из них длинней? (Сосновые.) А чем отличаются иглы у елки и у лиственницы? (Еловые иглы твердые, жесткие, а у лиственницы мягкие.)
— А еще какие иглы вы знаете? (Швейные) Как можно сказать про швейную иглу, какая она? (Длинная, тонкая, острая, металлическая, блестящая.) что делают швейной иглой? (Шьют.) Что шьют швейной Иглой? (Одежду.) А еще что можно делать швейной иглой? (Шить, вышивать, зашивать, подшивать, штопать.)
Скажи, много... чего? Ребенок называет предметы и дает форму родительного падежа множественного числа. (Много... игл или иголок.)
Предложите так же поработать над словами: коса, ручка, лук.
Предварительный просмотр:
Подготовка к обучению грамоте.
Предложите детям придумать концовку чистоговорок.
Читают родители | Здесь можно поместить картинку |
Дро-дро-дро -………………………… | ведро. |
Лили-лили- лили………………….. | полили. |
Люли-люли-люли -……………….. | гули. |
Жа-жа-жа-………………... | ежа. |
Си-си-си- …………. | караси. |
Ар- ар-ар-……………………... | комар. |
Ор-ор-ор-…………………….. | топор. |
Ски-ски-ски-………………….. | носик. |
Ина- ина-ина-……………………. | рябина. |
Предложите придумать детям свои читоговорки. И можно в течении недели оформить в таком же виде, но с текстом.
I Расположи слова оп порядку, чтобы получилось предложение.
(прочтите детям)
- Была, у брата, кошка, и сестры.
- Кошка, пропала, весной.
- Её, искали, везде, дети.
- Под, крышу, а кошка, залезла, сарая.
II Предложите детям составить (нарисовать) схему предложения.
- Катя мыла куклу.
- Петя надел синие шорты.
- Яблоко весит на высоком дереве.
III предложите детям придумать слова к звуковым схемам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегративная НОД по развитию речи в подготовительной группе детей с ФФНР." Развитие связной речи в разных видах деятельности. Экспериментирование с водой"..
конспект НОДРазвитие связной речи в разных видах деятельности в подготовительной группе. Экспериментирование с водой. используемые технологии:...
НОД по развитию речи в подготовительной группе по развитию речи "В гости к нам зима пришла"
Цель:расширение и обобщение знаний детей о зиме.Программные задачи:- расширять и активизировать словарь по теме «Зима»;- развивать умение поддерживать беседу, подбирать слова, пр...
Конспект открытого фронтального занятия в подготовительной группе с ОНР по физическому развитию и развитию речи в подготовительной группе. «12 апреля – День Космонавтики. Покорение космоса».
Конспект открытого фронтального занятия в подготовительной группе с ОНР по физическому развитию и развитию речи в подготовительной группе.«12 апреля – День Космонавтики.Покорение космоса&r...
Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе «Развитие речи детей старших дошкольников»
Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе«Развитие речи детей старших дошкольников»...
Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»
Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, пед...
Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»
Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития худ...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Моя мама» (подготовительная группа)
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Моя мама» (подготовительная группа) Конспект по развитию речи Тема: «Моя мама» (подготовительная группа) Цель: Создать услов...