Песочна терапия
консультация
Песочная игровая терапия. Как сособ снятия внутреннего напряжения, посредством работы с писком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pesochnaya_igrova_terapiya.docx | 40.58 КБ |
Предварительный просмотр:
«Песочная игровая терапия»
Внедрение принципиально новых подходов к ребенку требует во многом и новейших технологий. Такой инновацией, в частности, стала работа с песком. Она взяла начало от древних детских игр с этим любимым материалом.
При организации игры с песком необходимо опираться на психотерапевтические рекомендации Карла Густава Юнга и его последователей, опыт коллег. Передавая детям знания о песке, знакомим их с окружающим миром, развиваем у дошкольников желание познавать, экспериментировать.
Песок является прекрасным средством для развития и саморазвития детей, а игра с ним положительно влияет на их эмоциональное состояние.
Песок состоит из отдельных песчинок, которые символизируют индивидуальность человека, а песочная масса - жизнь во Вселенной.
Податливость песка дает каждому ребенку возможность почувствовать себя творцом. Ребенок создает сооружения из песка, любуется ими, играет, а затем разрушает, чтобы появилось что-то новое. Один сюжет сменяется другим, и так без конца. Кто-то может подумать: слишком все просто, но именно эта простота, естественные для человека действия таят в себе уникальную тайну: в сети нет ничего такого, что было бы окончательно разрушено - просто старое уступает новому. Много раз проживая это, ребенок достигает состояния душевного равновесия.
Не стоит также игнорировать коррекционно-развивающие ресурсы занятий с песком в работе с детьми, имеющими недостатки развития. В песочнице создаются дополнительные возможности для развития тактильной чувствительности, «мануального интеллекта» ребенка. Итак, имеем дополнительный эффект в решении традиционных учебных и развивающих задач: с одной стороны, значительно усиливается мотивация ребенка к учебной деятельности, с другой - интенсивнее и гармоничнее развиваются познавательные процессы.
Когда дети касаются песка, погружают в него руки, у них развиваются тактильно-кинестетическая чувствительность и мелкая моторика. Кроме того, песок имеет удивительную способность «заземлять» негативную психическую энергию, поэтому является прекрасным психопрофилактические средством.
Мешкая в песке, реализуя свой замысел, малыш приобретает жизненный опыт, учится взаимодействовать со сверстниками, выражая свои мысли и поддерживая диалог, представляя свои сооружения, передавая собственные чувства. У него интенсивнее развиваются речь, познавательные процессы. Манипулирование с песком способствует развитию фантазии, образного мышления, отработке точности движений.
Метод (песочной игры) предоставляет неограниченные возможности для организации интегрированной деятельности дошкольников. Следовательно, нет ничего проще и доступнее, удобнее и разнообразнее, естественного и объемного, чем песочная игра.
Другими словами, использование песочницы на практике дает комплексный учебный, терапевтический и воспитательный эффекты.
Работу с песком можно органично вплетать в образовательно-воспитательный процесс, который способствует развитию творческого потенциала детей, дает возможность эффективно организовать коррекционную работу.
Средства реализации
Организация игр с песком требует создания специальной пространственной среды.
Для работы с песком понадобятся:
- Песочница
- Песок;
- Вода;
- Набор миниатюрных фигурок;
- Природные материалы (камни, ракушки, шишки и т.д.);
Психологи рекомендуют, чтобы цвет песочнице сочетал в себе краски дерева, неба и воды. Эти цвета успокаивающе влияют на человека.
Наряду с песочницей следует разместить все необходимое для опытов, экспериментов: набор миниатюрных фигурок для обыгрывания зданий и сооружений из песка, природный материал и тому подобное.
Работа с песком имеет многовекторную направленность. Для примеров есть несколько направлений ее влияния.
Ожидаемые результаты
Формирование у детей ключевых составляющих жизненной компетентности:
- ценностное отношение к миру;
- вера в собственные возможности;
- базовые качества личности - самостоятельность, человечность, трудолюбие, наблюдательность, креативность
- развитость практических умений, творческих способностей;
«Песочные игры»
1. Игра с песком - одна из форм естественной деятельности детей.
Она доставляет удовольствие детям. Это необычная техника, благодаря которой ребенок строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. При этом ребенок выражает на песке то, что спонтанно возникает у нее в сознании.
Создавая сама свой мир на песке, ребенок чувствует себя волшебником, она не боится что-то менять, ломать старое или строить новое. В работе с песком все проще: если сделал что-то не так, проведи ладонью по песку и начни сначала.
Песочные игры не только интересные но и полезны.
Игра с песком эффективна в работе с дошкольниками с задержкой психического развития, для детей с нарушением речи. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает более воспитательный и образовательный эффект, чем стандартные формы обучения.
Во-первых, развивается мелкая моторика пальцев рук при манипуляциях с мелкими предметами, фигурами, песком.
Во-вторых, развивается творчество, фантазия, когда ребенок придумывает целый мир на песке.
В-третьих, развивается речь, потому что часто игра сопровождается комментариями, историями, диалогами.
В-четвертых, развиваются коммуникативные и социальные навыки, когда ребенок играет не одна, она взаимодействует с партнерами по игре.
В-пятых, развивается эмоциональная сфера, потому что в игре находят воплощение ситуации, волнующие ребенка, развиваются психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление.
Именно поэтому мы предлагаем Вам, уважаемые родители, сделать мини-песочницу дома, или играть с ребенком в песочнице на улице в теплое время года. (Играть с ребенком в песочные игры дома)
2. Как сделать песочницу дома?
Для домашнего использования можно взять небольшой деревянный или пластмассовый ящик (коробку, поднос). Песком заполняется 1/3 ящика. Перед использованием песок нужно просеять, промыть и прокалить в духовке.
Материалы и предметы, используемые для игры:
- вода, сито для песка, формочки, фигурки людей и животных; сказочные герои: добрые и злые.
- природные объекты: камни, куски дерева, сухие растения, желуди, семена, перья и т.п.;
- игрушечные предметы быта, мебель, посуда, транспорт;
- объекты окружающего мира: дома, заборы, мосты, ворота и т.п.;
- пластмассовые и деревянные буквы и цифры, геометрические фигуры;
3. Предлагаем вам несколько игр с песком для детей старшего дошкольного возраста:
- Во-первых, рассмотрим игры, направленные на развитие мелкой моторики рук и тактильной чувствительности.
Давай сначала смочим песок
Игра «Следы»:
- Упражнение «Идут медвежата» - сначала кулачками будем нажимать на песок, теперь ладошками, нажимаем с силой;
- Упражнение «Прыгают зайцы» - будем ударять по поверхности песка двумя пальчиками, движемся в разных направлениях; теперь тремя сгруппированными пальчиками (потом 4 и 5 пальчиками)
- «Ползут змейки» - сначала расслабленными пальчиками (показать) сделаем поверхность песка волнистой; а теперь пальчики напряжем (в разных направлениях). А теперь выполним упражнение ребром ладони.
- «Бегут жучки» - двигаем всеми пальчиками, как бегают насекомые; можно погружать ручки полностью в песок, они касаются друг друга, как бы «жучки здороваются»;
- «Ожерелье для мамы» - из чего делают бусы? (из бусинок). А на что нанизывают бусинки? (На ниточку). Нарисуй пальчиком ниточку и бусинки. Выложи бусинки из камней и фасоли.
(Уважаемые родители, таким образом можно предложить ребенку выложить любую фигуру, букву или предмет по желанию ребенка, используя любой подручный материал).
Математические игры с песком:
- «Сколько?» - я спрятала в песке предметы, найди считай их и отметь соответствующей цифрой (7 каштанов, 8 желудей)
- «Соседи» - соседи - это те, кто живет по соседству, рядом. Помоги цифре 4 найти своих соседей. Проведи дорожки пальчиком.
- «Геометрическая мозаика» - выложи из мозаики фигуры: квадрат, прямоугольник, ромб. Как эти фигуры можно назвать? (Четырехугольниками) Почему? Сколько сторон у любого четырехугольника? У какой фигуры есть 3 угла и 3 стороны? Нарисуй ее. Нарисуй фигуры, которые не имеют углов.
(геометрические фигуры, цифры можно преподавать, рисовать по образцу, по памяти, или словесными указаниями взрослого)
Сейчас предлагаем игры по обучению грамоте и речевого развития:
- «Кто спрятался?» - необходимо найти в песке фигурки и назвать первый/последний звук в слове; (Тянуть звук)
- «Веселые превращения» - нарисуй букву Р, а теперь попробуй ее превратить в букву В, а ее в Ь - Б - Д - Т;
- «Угадай» - я закрою глаза, а ты спрячешь в песке какое-то животное. Подскажи мне, что ты спрятал. Загадай загадку. Не забудь назвать части тела животного, что умеет делать, где живет, какую пользу приносит людям.
(при выполнении этого упражнения сначала вместе с ребенком рассмотрите животное, составьте о нем предложения, дайте образец ответа и загадайте животное сами, а потом предложите ребенку составить сначала предложения, а потом рассказ - загадку)
4. Кинетический песок своими руками
Предлагаем порадовать детей приятным и необычным песком. Песок этот называется кинетическим. Это необходимый материал для многих практикующих психологов, при проведении занятий с дошкольниками.
Самое интересное-это его свойства. Они не совсем такие как у обычного песка. Он очень интересно себя ведет. Если его примять - становится плотным, при нажатии на него - распадется. Удивительно то, что этот песок никогда не высыхает. Он также совершенно не прилипает к детским ладошкам, поэтому дети охотно с ним взаимодействуют. Фигурки, которые вылеплены из этого песка прекрасно сохраняют свою форму. Одним словом, на вид это обычный песок, но свойства его совсем другие.
Его запросто можно купить в магазине, однако цена его достаточно высока. Кинетический песок очень легко приготовить самостоятельно в домашних условиях из безопасных ингредиентов, которые найдутся у каждого.
Для приготовления кинетического песка понадобится:
4 части мелкого просеянного песка. Подойдет песок для аквариумов. Он очень мелкий, чистый и светлый;
2 части кукурузного крахмала;
1 часть воды.
Смешайте все ингредиенты в чистой емкости и песок готов! Можно приступать к игре. Если Вам требуется придать ему какой-то определенный цвет, рекомендуем добавить несколько капель красителя.
Если со временем песок подсохнет, разомните его и добавьте немного воды.
5.Придерживайтесь следующих правил при организации игр на песке:
- Подбирайте задачи, соответствующие возможностям ребенка;
- Выключайте негативную оценку действий ребенка и его идей;
- Поощряйте фантазию и творческий подход.
Успехов Вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального коррекционного занятия с использованием песочной терапии "Путешествие в песочную страну" (Автоматизация и дифференциация звуков С и Ш)
В конспекте представлена структура занятия с использованием песочницы...
«Путешествию в «песочную» сказку. Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.
«Путешествию в «песочную» сказку.Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.Сказка на песке – это прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, справи...
Занятие по песочной терапии для детей раннего возраста на тему "Песочная поляна".
учить детей определять на ощупь свойства песка, активизировать в речи слова шершавый,твёрдый,мягкий....
Программа по песочной терапии "Песочная фантазия"
Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пл...
Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии, игровой терапии и песочной терапии.
Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является: партнерский подход -- более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родит...
« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»
Статья о гармонизации детско - родительских отношений с использованием разных методов терапии...
« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»
Взаимодействие с родителями - важное направление в деятельности дошкольного учреждения...
- Мне нравится (1)