Консультация для родителей «В игры разные играем. Что мы в детях развиваем?»
консультация
Консультация для родителей
«В игры разные играем.
Что мы в детях развиваем?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint_2.pptx | 2.58 МБ |
konsultatsiya_dlya_roditeley.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут, который призваны изменять » М. А. Горький
Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что даёт ребёнку игра?
Когда одного учёного спросили « Что вы станете делать, если начнётся конец света?», он ответил: «Играть »
Что такое хорошая игрушка ?
в дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой ручной моторики.
Игры с пазлами В лего , пазлы и мазаики Любим мы играть. Эти игры помогают Пальцы развивать!
Игры с мозаикой
Игры с конструктором
Шнуровки Завязывать и развязывать узелки- мы умеем на перегонки
Игры с палочками и спичками
Желаю вам успехов!
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«В игры разные играем. Что мы в детях развиваем?»
Сегодня мы поговорим о том, во что играют наши дети. Зачем нужна ребенку игра? Какие игры воспитывают, какие игры вредны? Умеют ли дети сорадоваться, сострадать во время игры? Почему об этом мы предлагаем вам поговорить? Да потому, что наши современные мальчики и девочки, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. Чаще игры, в которые играют дети, невеселые, агрессивные. Поэтому наша задача осторожно направлять детей на гуманистический путь, воспитывать у них терпимость, желание помогать. Научить детей играть – значит научить жить. Прервалась цепочка передачи игровой традиции от одного детского поколения другому.
Слайд 4.
Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что даёт ребёнку игра? К сожалению, роль игры недооценивается некоторыми родителями. Хотя уже давно известно, что игра – потребность детского организма, средство разностороннего развития ребёнка. В игре ребёнок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, психические процессы: мышление, внимание, воображение, речь, восприятие, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, честность.
Играя, ребёнок как бы входит в жизнь, знакомится с ней, размышляет над увиденным. Но есть дети, которые не играют или играют мало в силу загруженности занятиями, из-за несоблюдения режима, чрезмерного увлечения телевизором или компьютером. Ребёнку необходимы время и игровое пространство, т.е. уголок, столик с любимыми игрушками, стул, правильно подобранный по возрасту игровой материал. Игра у ребёнка обычно возникает на основе и под влиянием полученных впечатлений. К сожалению, игра не всегда бывает с положительным содержанием, часто дети отражают в игре негативные представления о жизни. На вопрос «С кем ты играешь дома?» - 64% детей отвечают, что одни, 36%, что с братьями и сёстрами. На вопрос «Почему ты не играешь с папой или мамой?» я думаю, вы знаете, что они отвечают.
Слайд 5.
Когда одного учёного спросили «Что вы станете делать, если начнётся конец света?», он ответил: «Играть». Заметьте, не плакать, не спасаться, не молиться, а играть! Да, взрослые люди любят поиграть самозабвенно и азартно на биржах, на стадионах, в казино. Они играют в политику, в деньги, играют словами и обещаниями, играют в любовь и порядочность. Как говорят, разница между взрослым и ребёнком – в цене игрушек. Помните ли вы, уважаемые родители, во что вы играли в своём детстве? Сегодня мы с вами вспомним или узнаем, во что поиграть с ребёнком, чтобы развить в нём память, внимание, речь, воображение, мышление.
Слайд 6.
Вопрос о важности для детей общения с взрослыми ни у кого не вызывает сомнений: все единодушны в том, что это решающий фактор полноценного психического развития. Без общения с взрослыми развитие ребенка как человека невозможно, т.к. именно благодаря ему он усваивает общественно – исторический опыт человечества, который передается из поколения в поколение. А наиболее полноценно такое общение проявляется в совместной игре.
Дети нуждаются в совместной игре с взрослыми. Общение с родителями, их серьезное отношение к игре, игрушкам необходимы детям. Они будут чувствовать причастность родителей к своим проблемам, испытывать эмоциональный комфорт, положительные эмоции.
Важно направлять игру детей, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игры. Нельзя допускать, чтобы дети выбирали игры с отрицательным содержанием, поскольку переживания, связанные с игрой, не проходят бесследно.
Что нужно ребенку для полноценной игры? Среда, в которой разворачивается игра, должна быть безопасной, экологичной и экономичной, т.е. не допускающей пресыщения ею и отчуждения от неё. Ребёнку необходимо время и игровое пространство, т.е. уголок, столик с любимыми игрушками, стул, правильно подобранный по возрасту игровой материал.
У девочек и у мальчиков в игровом арсенале должны быть куклы. Именно кукла является прообразом человека, и игры с нею формируют у ребенка определенные человеческие качества: у мальчиков – мужественность, заботливое отношение к девочкам, «отцовские чувства»; у девочек – «материнские» чувства и бытовые качества (аккуратность, хозяйственность и проч.).
Наблюдая за играми своих детей в куклы, вы имеете возможность увидеть то, что волнует вашего ребенка в сложившихся семейных отношениях, свои воспитательные воздействия, применяемые к ребенку. Да и сами эти отношения в детских играх высвечиваются, как на экране телевизора, и могут показать отцу или матери, что конкретно в них надо изменить.
Вспомните свое детство и расскажите ребенку о том, как вы играли сами и со своими друзьями. Проявляйте уважение к личности ребенка, считайтесь с постепенностью становления игровой деятельности и не пытайтесь искусственно ее ускорить. Тактично, но не навязчиво предлагайте свою помощь в создании игровой среды: «А хочешь, я помогу тебе сделать гараж для твоей машины?», «Может быть, тебе понадобится моя кастрюля для приготовления супа?». Проявляйте инициативу и выражайте искреннее желание участвовать в игре. Получив согласие ребенка, поинтересуйтесь своей ролью («А кем буду я?») и безоговорочно, с благодарностью принимайте её. Тактично подключайтесь к уже начавшейся игре ребенка, принимая дополнительную роль в зависимости от того сюжета, который он использует.
Стимулируйте речевую активность детей, включая в сюжет игры различные игрушки, побуждая детей от их лица осуществлять ролевой диалог.
Вы знаете, что дети любят играть, поощряете их самостоятельные игры, покупаете игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр.
Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького ребёнка, является подбор игрушек по возрасту. Для малыша игрушка – центр игры, материальная опора. Она наталкивает его на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей. Иногда простая коробка из-под обуви ценнее любой заводной игрушки. Коробка может быть прицепом для машины, в которой можно перевозить кубики, солдат, кирпичики, или устроить в коробке коляску для кукол.
Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или дочерью о том, какая игрушка ему нужна, для какой игры. Часто девочки играют только с куклами, поэтому они лишены радости играть в такие игры, в которых формируется смекалка, находчивость, творческие способности. Мальчики обычно играют с машинами, с детским оружием. Такие игрушки ограничивают круг общения с девочками. Лучше, когда мы – взрослые, не будем делить игрушки на «девчоночьи» и на «мальчишечьи». Если мальчик не играет с куклой, ему можно приобрести мишку, куклу в образе мальчика, малыша, матроса, Буратино, Чебурашки и т.п. Важно, чтобы малыш получил возможность заботиться о ком-то.
Если у ребёнка нет сестёр и братьев, то игрушки фактически являются его партнёрами по играм, с которыми он делит свои горести и радости.
У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, чинят, дорисовывают стёршиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.
Слайд 7.
«Что такое хорошая игрушка?»
Прежде всего это игрушка безопасная, соответствующая возрасту ребёнка, должна быть похожа на "оригинал" и быть достаточно прочной. Чем разнообразнее игрушки. Тем интереснее игра малышей. Но разнообразие не означает их изобилие.
Детям следует приобретать игрушки разных видов:
Сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда и быта)
Двигательные (каталки, коляски, спортивные игрушки)
Строительные наборы (деревянные геометрические формы)
Дидактические (разборные башенки, пирамидки, настольно-печатные игры, мозаики и т.п.)
Игрушки-забавы
Полуготовые игрушки, которые можно доделать самому ребенку.
Помните!
Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.
Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берёт в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте её подальше, а через некоторое время, её появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребёнка.
И ещё один совет.
Не водите ребёнка слишком часто в игрушечный магазин с множеством соблазнительных, но очень дорогих игрушек. Эти переживания, когда ребёнок не может получить то, что очень хочется, ему совсем не нужны.
Только, когда вы сами готовы подарить ребёнку радость, ведите его в магазин и делайте ему праздник.
Дарите своим детям радость не только в дни рождения и в Новый год, но и просто так, от хорошего настроения.
Слайд 8.
Подробнее мне хотелось бы остановиться на играх, развивающих мелкую моторику. Почему? Потому, что в наше время даже в детских садах, школах есть много детей, у которых есть логопедические проблемы.
Все мамы знают, что в дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой ручной моторики. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведенных медико-психологических опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться.
Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на подчерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.
По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.
Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры.
Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков.
Слайд 9.
Рассмотрим наиболее простые и эффективные игры.
Игры с пазлами.
Пазлы бывают деревянные, картонные, пластмассовые. Начинать надо с самых простых, крупных.
Слайд 10.
Игры с мозаикой.
Для малышей подойдет мозаика в виде шестиугольных сот или в виде гвоздиков-грибочков.
Слайд 11.
Игры с конструктором.
Для малышей подойдут деревянные и пластмассовые конструкторы, с небольшими деталями, которые удобно держать в руках.
Слайд 12.
Слайд 13.
Игры с прищепками.
Игры с прищепками развивают не только мелкую моторику рук, а также развивают воображение и коммуникативную функцию речи, закрепляют сенсорные навыки и пространственные представления.
Знакомим малыша с прищепками, показываем и рассказываем, где мама их использует в быту, показываем, как прищепка умеет раскрывать и закрывать "ротик", даём ребёнку самостоятельно помочь прищепке раскрыть и закрыть "ротик", если малышу трудно, помогите ему и подскажите, что пальчики надо сжимать сильнее. Затем предлагаем малышу поиграть с прищепками. Для начала можно поиграть в простые игры.
Игры с пуговицами, бусинами.
«Витамины»
Возьмите пузырек с широким горлышком и предложите сложить туда «витаминки» (пуговицы).
«Разложи по цвету»
Возьмите баночки разных цветов (можно обклеить цветной бумагой), прорежьте в крышках круглые отверстия, предложите ребенку разложить пуговицы по цветам – красные – в красную, синие – в синюю и т.д.
«Разложи пуговицы»
Возьмите форму для изготовления льда и предложите ребенку разложить пуговицы по ячейкам.
Слайд 19.
Шнуровки
Предложите ребенку с помощью шнуровки «пришить» различные детали, протяни шнурок по краю картинки, протяни шнурок в каждое второе отверстие, выполни «обметку» через край, сделай шнуровку как на ботинках.
Слайд 20.
Игры с палочками и спичками.
Предложите ребенку сложить спички в коробок. Со спичек нужно предварительно удалить серную головку.
Фигуры из счетных палочек.
Из счетных палочек помогите выложить малышу дорожку, забор, домик, елочку, флажок, окно, лесенку, кроватку, ракету, танк и т.д.
Игры с крупами.
«Золушка»
Взять две пустые емкости и третью с крупами (рис и гречка, фасоль и горох). Действуя двумя руками ребенку необходимо разделить смесь на две части. Можно разбирать крупные и мелкие бусины, геометрические фигуры и т.д.
«Рисунки на манке»
Высыпьте на поднос манку, разровняйте ее, предложите ребенку нарисовать солнышко, шарик, дорожку, лесенку ит.д.
Игры с пластилином
Для игры понадобится дощечка, с нанесенным слоем пластилина, фасоль, горох, мелкие камешки. Задание: выложи из фасоли дорожку, солнышко, елочку, тучку и т.д.
Слайд 21.
Играйте с ребенком, но помните, что для ребенка – это игра. Не ограничивайте детскую свободу и раскованность. Занятия не должны превращаться в изучение и обучение. Пусть они станут для вашего ребенка новым и интересным средством познания окружающего мира.
Памятка для родителей с советами по проведению игр.
Правило первое: игра не должна включать ни малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей. Однако нельзя выбрасывать из нее трудные правила, выполнить которые нелегко.
Правило второе: игра требует чувства меры и осторожности. Игра не должна быть излишне азартной, унижать достоинства играющих. Иногда дети придумывают обидные клички за поражение в игре.
Правило третье: Не устраивайте специальных занятий, не дергайте ребят, даже когда у вас появилось свободное время: «Давай-ка займемся шахматами!» Не прерывайте, не критикуйте. Или учитесь играть вместе с детьми, незаметно и постепенно предлагая свои варианты какого-то дела, или оставьте их в покое.
Правило четвертое: не ждите от ребенка быстрых и замечательных результатов. Не торопите ребенка, не проявляйте свое нетерпение. Самое главное – это те счастливые минуты и часы, что вы проводите со своим ребенком. Играйте, радуйтесь открытиям и победам – разве не ради этого придумываем мы игры,затеи.
Правило пятое: поддерживайте активный, творческий подход к игре. Дети большие фантазеры и выдумщики. Они смело привносят в игру свои правила, усложняют или упрощают содержание игры. Но игра – дело серьезное и нельзя превращать ее в уступку ребенку, в милость по принципу «чем бы дитя ни тешилось».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании положительных взаимоотношений у детей"
КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ...
Консультация для родителей на тему: «Театрализованные игры как средство развития речи у детей»
Консультация для родителей. Пробудить интерес детей и родителей к театру. Заинтерисовать родителей. И дать сведения о способах обыигрывания театрализованых игр дома с детьми....
Консультация для родителей «Упражнения и развивающие игры на развитие сенсорных способностей для детей третьего года жизни»
В данной консультации представлены интересные и простые упражнения и игры на развитие сенсорных способностей детей раннего возраста....
Консультация для родителей на тему: «Театрализованные игры как средство развития речи у детей»
Консультация для родителей на тему: «Театрализованные игры как средство развития речи у детей» « Театрализованные игры как средство развития речи у детей»Боль...
Консультация для родителей на тему: «Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
Для современной образовательной системы проблема умственного, интеллектуального развития чрезвычайно важна. Необходимо компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний. На первый план выдвигае...
Консультация для родителей по теме: «Дидактические игры, как средство формирования интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
Цель – Познакомить родителей с дидактическими играми как средством формирования интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей на тему: «Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей на тему: «Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»...