Тренинг "Влияние стиля общения с ребенком"
материал
Общение между родителем и ребенком всегда было важно. Коммуникация со взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Тренинг направлен на знакомство родителей с приемами боле эффективного общения с детьми, формирование навыков рефлексии взаимоотношений родителей с ребенком, приобретение родителями опыта при общении и взаимодействии с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening.docx | 26.72 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад «Пукане» комбинированного вида
города Ядрин Чувашской Республики
Тренинг с участием родителей
Разработал:
Педагог-психолог
I кв. категории
Данилова С. А.
Ядрин, февраль 2020
Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей.
Задачи: познакомить родителей с приемами более эффективного общения с детьми; формирование и развитие навыков рефлексии взаимоотношений родителей с ребенком; приобретение родителями нового чувственного опыта при общении и взаимодействии с детьми.
Продолжительность: 60 мин.
Материал и оборудование: стулья по количеству участников, детская художественная литература, выставка книг для родителей по детской психологии, мяч.
Ход тренинга
Родители располагаются на расположенных по кругу стульях.
Организационная часть
Педагог-психолог: Здравствуйте. Я благодарю Вас за то, что Вы нашли время и пришли. Тема сегодняшней встречи – «Влияние стиля общения с ребенком». Итак, начнем с приветствия.
- Упражнение «Пересядьте все те, кто …»
Цель: способствовать установлению контакта между родителями, сформировать у них положительный настрой.
Педагог-психолог, стоящий в центре круга предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает общим признаком.
Педагог-психолог: Например, я скажу: «Пересядьте все те, кто родился весной» - и все, кто родился весной должны поменяться местами. При этом, тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из освободившихся мест, а кто останется в центре без места, продолжает игру.
После выполнения упражнения педагог-психолог задает вопросы родителям:
- Какие ощущения вызвало у Вас это упражнение?
- Как Ваше настроение?
- Не правда ли, общего у нас больше, чем различий?
Основная часть
2. Обсуждение в кругу «Общение – это …»
Цель: дать возможность родителям поделиться опытом семейного общения, подвести к анализу этого опыта.
Педагог-психолог: Как Вы думаете, что такое общение? Насколько важно общение для ребенка? Как Вы общаетесь с ребенком дома? А какие трудности у Вас возникают в общении с ребенком?
Участники отвечают на вопросы и обмениваются опытом общения со своими детьми дома.
Педагог-психолог: «Общение – один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата (М. И. Лисина)».
3. Мини-лекция «Значение общения со взрослым для развития ребенка»
Цель: показать важность общения родителей со своим ребенком и влияние стиля общения на успешность ребенка в будущем.
Педагог-психолог: Под общением понимается информационное, эмоциональное и предметное взаимодействие, в процессе которого реализуются, проявляются и формируются межличностные взаимоотношения.
Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию.
Экспериментальные исследования, проведенные под руководством М. И. Лисиной, показали, что на протяжении первых семи лет жизни последовательно возникают и сменяют друг друга несколько форм общения детей и взрослых. Основные из них:
- ситуативно-личностное общение (непосредственно-эмоциональное). Эта форма общения возникает в первой - и проходит до конца первого полугодия жизни. Особенность ситуативно-личностного общения состоит в том, что в рамках этой формы коммуникативной деятельности младенцы умеют тонко различать градации внимания взрослого и в то же самое время не отличают одного взрослого человека от другого. Также эта форма общения крайне тесно связана с эмоциями. На 2-м мес. жизни дети проявляют любовь к взрослому не только в ответ на его ласку, но и инициативно. Эмоциональные экспрессии детей выполняют две функции – и выразительную, и коммуникативную.
- ситуативно-деловое общение (предметно-действенное). Эта форма общения появляется в онтогенезе второй. Но она уже не занимает место ведущей деятельности — на это место выдвигается теперь предметно-манипулятивная деятельность детей. При ситуативно-деловом общении детям необходимо присутствие взрослого и его доброжелательное внимание, но этого недостаточно — ему нужно, чтобы взрослый имел отношение к тому, чем занимается ребенок, и участвовал в этом процессе.
- внеситуативно-познавательное общение. В первой половине дошкольного детства у ребенка можно наблюдать следующую, третью форму коммуникативной деятельности. Как и вторая, она опосредствована, но вплетена не в практическое сотрудничество с взрослым, а в совместную познавательную деятельность. Развитие любознательности и постоянное совершенствование способов ее удовлетворения, заставляют ребенка ставить перед собой все более сложные вопросы. Ребенок ощущает большую неуверенность, вступив в область умозрительных рассуждений и потеряв привычную опору на чувственно данную наглядность. Сотрудничество со старшими в этой новой сфере представляется ему возможным только в случае, наличия должного признания (воспринимаемого только через похвалу) У детей появляется тяга к словотворчеству, к игре со словом, благодаря которой они великолепно овладевают родной речью.
- внеситуативно-личностное общение. Появляется к концу дошкольного возраста у детей. Взрослый выступает перед детьми в наибольшей полноте своих дарований, характерных черт и жизненного опыта. Он становится для дошкольника не просто индивидуальностью или абстрактной личностью, но конкретным историческим и социальным лицом. Для старших дошкольников характерно стремление не просто к доброжелательному вниманию взрослых, а к взаимопониманию и сопереживанию с ними. Новая форма общения тесно связана с высшими для дошкольного детства уровнями развития игры. Ребенок теперь обращает меньше внимания на вещную сторону воспроизводимой им действительности.
Таковы основные формы общения ребенка с взрослым в дошкольном возрасте. При нормальном развитии ребенка каждая их этих форм общения складывается в определенном возрасте.
С возрастом содержание потребности в общении становится богаче, разнообразнее. При этом меняется и значение взрослого как объекта общения. Для детей до 6 месяцев взрослый является источником ласки и внимания, а само общение имеет для ребенка личностный смысл. Для детей от 6 месяцев до 3 лет взрослый - это партнер по игре, образец для подражания, оценщик знаний и умений ребенка; общение с ним имеет деловой смысл. Для ребенка от 3 до 5 лет взрослый - это источник познания, эрудит, и общение с ним имеет познавательный смысл. Для детей 5-7 лет взрослый - это старший друг, и общение снова принимает личностный смысл.
Современные исследования показывают, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно и бессознательно запечатлевается в психике ребенка в дошкольном возрасте. Стиль общения взрослого с ребенком бывает: авторитарный, либерально-попустительский, демократичный.
Родителям стоит помнить о том, что теплые, партнерские отношения мамы и папы это залог эмоционального благополучия ребенка и важнейшее условие его развития. Очень важно, чтобы в семье каждый мог слушать и слышать другого, уметь искренне выражать свои чувства и эмоции, взаимовыгодно разрешать конфликты и уважать достоинство другого.
4. Обсуждение «Безусловная любовь …»
Цель: поговорить о способах выражения безусловной любви к своему ребенку, способах принятия его; а также как правильно выражать недовольство ребенком, не задевая его чувств.
Вопросы к участникам:
Педагог-психолог: Как Вы думаете, как же надо общаться с ребенком? (ответы родителей) В первую очередь, нужно принять своего ребенка полностью, таким, какой он есть, со всеми его послушаниями и капризами, хорошими и «плохими» чертами характера, не забывать говорить ему про то, как вы его любите. С ребенком важно и нужно говорить на равных, тогда и он будет стремиться к общению.
Педагог-психолог: А как же можно выражать свою любовь к ребенку? (ответы родителей) Конечно, это и слова любви, и объятия, сказка перед сном, купание в теплой ванне, ваш ласковый взгляд, слова поддержки, одобрения.
Педагог-психолог: А Вы обнимаете своего ребенка? (ответы родителей) А вот известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендует обнимать ребенка от 8 раз в день, и это только для хорошего самочувствия, а для развития его как личности, будущего гения, и просто хорошего человека … посчитайте сами!
Педагог-психолог: Как Вы выражаете свое недовольство ребенком? (ответы родителей) Ведь если мы кричим на ребенка, шлепаем, и даже критикуем, он делает свой собственный маленький вывод: «Меня не любят». И как потом он будет доверять людям, близким, миру?
5. Упражнение «Чтение сказки»
Цель: показать родителям, насколько важен эмоциональный контакт с ребенком, и при чтении художественной литературы.
Педагог-психолог: Давайте посмотрим, как мы общаемся при чтении художественной литературы, в частности сказок?
Трем участникам предполагаются детские книги со сказками, первый участник читает отрывок сказки, отвернувшись спиной к родителям, второй – лицом родителям, но, не отрывая взгляда от текста, а третий – рассказывает эмоционально, используя жесты и мимику, выразительно, практически не смотря текст. После прочтения предлагается ответить на вопросы:
Педагог-психолог: Что вы чувствовали, когда к вам сидели спиной? (ответы родителей) А когда совсем не смотрели на вас? (ответы родителей) И понравилось ли эмоционально выразительное чтение, глаза в глаза? (ответы родителей) Каков вывод, как лучше преподносить художественную литературу? (ответы родителей)
6. Упражнение «Мой идеальный ребенок»
Цель: помочь родителям увидеть своего ребенка через призму положительного взгляда и сосредоточиться на зоне ближайшего развития.
Педагог-психолог предлагает родителям назвать себя от третьего лица и рассказать о своем ребенке в положительном ключе, а нежелательные (по мнению родителей) качества ребенка перевести по ходу рассказа, в положительные, также можно назвать качества, которых пока еще нет у ребенка, но они обязательно сформируются.
Педагог-психолог: Например, «У Натальи Ивановны есть замечательный сын Максимка. Он очень добрый мальчик, помогает маме мыть посуду. Дружно играет с ребятами в детском саду, он лидер, всегда придумывает новые игры, и уже лучше слушается взрослых, он стал более внимательным».
Заключительная часть
7. Заключение
Цель: подвести итоги тренинга, рефлексия
Педагог-психолог: Давайте обобщим все сказанное и вместе резюмируем приемы общения с ребенком в семье. Передавая мяч, расскажите о своих впечатлениях и чувствах, возникших в течение встречи. Что возьмете себе на заметку и в практику общения со своим ребенком?
Список литературы:
1. Новикова Л. М., Самойлова И. В. Настольная книга школьного психолога. – М.: Эксмо, 2008 г.
2. Сатир В. Вы и ваша семья: пер. с англ. Р. Кучкарова. – Изд-во Апрель-Пресс, Институт общегуманитарных исследований, 2011.
3. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – Изд-во АСТ, Апрель, 2011. – 240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мой стиль общения с ребенком"
Материал содержит анкету для родителей, совместную оценку формирования культуры здоровья ребенка, а так же сценарий совместного с родителями музыкально-оздоровительного развлечения....
Стиль общения взрослого и ребенка в рамках темы: проектирование партнерского взаимодействия педагогов с детьми
Семинар-практикум Слайд 1.«Стиль общения взрослого и ребенка в рамках темы: проектирование партнерского взаимодействия педагогов с детьми»Цель: Рассмотрение педагогами различных стилей общения с детьм...
Консультация Стили общения с ребенком
Стили общения с ребенком...
Стили общения взрослого с ребенком
Стили общения взрослого с ребенком...
Консультация для родителей "Как выбрать стиль общения с ребенком "
Консультация для родителей "Как выбрать стиль общения с ребенком "...
Стили общения. Педагог- ребенок
Стили педагогического общенияКонсультация для педагоговВ условиях детского сада существует специфическая система взаимоотношений: «воспитатель-ребенок». Где во взаимодействие постоянно вст...