Визуал, кинестетик, аудиал – кто это?
статья

Егорова Таисия Олеговна

Рекомендации родителям и педагогам.

Взаимодействие с детьми с разными особенностями восприятия информации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vizual_kinestetik_audial_kto_eto.doc380.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая статья

Визуал, кинестетик, аудиал – кто это?

Визуал, аудиал, кинестетик, дискрет – эти слова означают особенность восприятия и переработки информации людьми различного возраста:

  • Визуал – воспринимает большую часть информации с помощью зрения;
  • Аудиал – получает основную информацию через слух
  • Кинестетик – усваивает информацию через другие ощущения (обоняние, осязание) и с помощью движений
  • Дискрет – воспринимает информацию через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория людей встречается реже всего, а дети, в том числе и школьники, обычно дискретами не бывают.

Такие особенности психики (восприятия и переработки информации) проявляются уже в дошкольном возрасте и играют большую роль в налаживание контактов ребенка с окружающими его людьми, в успешности обучения, получения новых навыков и умений.

Что бы распознать у дошкольника ведущий канал восприятия и переработки информации, часто достаточно просто понаблюдать.

Дошкольник-визуал

При восприятии информации ребенок больше полагается на зрительные ощущения. Он быстро запоминает цвет, форму, размер. Если малышу предложить новую игрушку, он сначала внимательно рассмотрит ее со всех сторон. Дети-визуалы любят лепить, рисовать, вырезать, складывать паззлы. Их занятия и игры включают в себя взаимодействие глаз и рук. Такие детки предпочитают рассматривать картинки в книжке, чем слушать сказку (например, на аудиокассете или в исполнении мамы).

Для детей-визуалов важно, что на них одето, они сами выбирают цвет колготок, шортиков, кофточек. Девочки трепетно относятся к украшениям, заколкам бантикам. Ребенок-визуал первым делом запомнит и расскажет, кто в чем пришел сегодня в садик, у кого на площадке была самая яркая игрушка. Визуал довольно аккуратен (для своего возраста), он, например, не полезет в лужу, потому что ботинки будут грязными, некрасивыми.

В общении со сверстниками малыш-визуал сначала наблюдает, а уже потом идет на контакт (совместную игру), может подолгу играть один. В воспитании ребенка-визуала необходимо уделять внимание развитию речи (он не разговорчив), коммуникабельности (умению общаться), физической координации.

Дошкольник-аудиал

Познает окружающий мир через звуки, поэтому раньше других начинает говорить, имеет большой словарный запас. Такой малыш любит слушать музыку, аудиозаписи сказок, вести разговоры – обсуждать, доказывать. Аудиалы придумывают различные сказки, игры. Умеют убеждать, уговаривать. Но в подвижных играх участвовать не любят. Дети-аудиалы очень общительны. Могут немного отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительным восприятием (найти отличие на картинках, внимательно рассмотреть) и моторный восприятием (умение ловки залазить на горку, быстро и долго бегать). Поэтому стоит эти навыки развивать с помощью игр, упражнений.

Дошкольник-кинестетик

Маленький кинестетик познает мир с помощью прикосновений, движений. У него хорошо развита моторика, он очень много двигается, обычно раньше начинает ходить. Такой ребенок любит активные игры, связанные с пряжками, бегом, борьбой, ему трудно усидеть на одном месте, долго заниматься одним делом. Малыш-кинестетик любит все трогать, ощупывать; ему особенно важно тактильные ощущения, поэтому чаще его ласкайте, прижимайте к себе, старайтесь меньше употреблять любимую родительскую фразу «Не трогай!».

Еще несколько способов распознать у дошкольника ведущий канал восприятия и переработки информации.

АКТИВНЫЙ СЛОВАРЬ. Визуалы в своей речи употребляют существительные, глаголы, прилагательные, связанные со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, красочный, яркий, как видите и т.д.). Для аудиала характерны слова, связанные со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, беззвучный и т.д.). Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства, ощущения (схватывать, мягкий, теплый, шелковистый, прикосновение, хороший нюх, ароматный, гибкий и т.д.).

        НАПРАВЛЕНИЕ ВЗГЛЯДА. У визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх, у аудиалов – по средней линии, у кинестетиков – вниз.

        ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ. Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, его легко отвлечь чем угодно. Аудиал легко отвлекается на звуки. Визуалу шум практически не мешает.

        ОСОБЕННОСТИ ЗАПОМИНАНИЯ. Визуал помнит то, что видел, запоминает картинки (образное мышление хорошо развито). Аудиал – то, что обсуждал, запоминает, слушая. Кинестетик помнит общее впечатление, запоминает, двигаясь, ощупывая, нюхая.

Рекомендации

Конечно же, при воспитании и обучении ребенка необходимо учитывать его особенности восприятия и переработки информации. Важно общаться с ребенком «на его языке». Если не обходимо сделать замечание:

  • Визуалу – лучше покачать головой, погрозить пальцем;
  • Аудиалу сказать шепотом «ш-ш-ш», «тише»;
  • Кинестетику положить руку на плечо.

При выполнении ребенком какого-либо задания (логической задачи, загадки, разные развивающие задания и занятия)

  • Визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе работы может чертить, штриховать, рисовать и т.д.;
  • Аудиалу не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами;
  • Кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно, давать возможность моторной разрядки (сходить в другую комнату, встать и попрыгать).

        

        

Учитесь понимать друг друга, и у вас будет как можно меньше проблем!!!

Для того чтобы общение с ребенком стало еще эффективней, с визуалом употребляйте слова, описывающие цвет, форму, местоположение предметов; можно выделить цветом пункты в книге, использовать таблицы, схемы, наглядные пособия. Аудиалу помогут вариации голоса (громкость, паузы, интонации). Кинестетику позволяйте «обыгрывать» информацию – используйте жесты, прикосновения, довольно медленную речь.

Любой человек, ребенок в том числе, использует разные каналы восприятия, то есть никто из нас не может быть только визуалом, только кинестетиком и т.д. Особенности восприятия зависят и от возраста: для маленьких детей свойственно стремление все потрогать, попробовать на вкус, но уже к старшему дошкольному возрасту, дети чаще начинают задействовать слух и зрение.

О.В. Анисимович. Помощь родителям в воспитании ребенка.

 Беседы с психологом, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Какого типа восприятия ваш ребенок: аудиал, визуал или кинестетик?»

Консультация для родителей о типе детей по восприятию окружающей действительности....

Консультация и анкета для родителей "Визуал, аудиал, кинестетик. Как воспитывать детей с учетом их типа восприятия"

Чтобы находить индивидуальный подход к каждому ребенку, нужно определить с помощью анкеты, знать и учитывать тип восприятия вашего ребенка. ...

"Визуал, аудиал, кинестетик"

Мини-лекция для педагогов....

Особенности восприятия- аудиал, визуал, кинестетик.

Деление людей на визуалистов, аудиалистов, кинестетиков и дигиталов в соответствии с основами нейролингвистического программирования (НЛП) позволяет выявить у них доминирующий орган чувств. При этом о...

Консультация для воспитателей. Особенности организации образовательной деятельности с дошкольниками. «Аудиал, визуал, кинестетик».

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов  в вопросах обучения детей с различными доминирующими системами восприятияКинестетик,  аудиал,  визуал — как достичь успе...

Какого типа восприятия ваш ребенок: аудиал, визуал или кинестетик?

Особенности. правила обучения и воспитания....