Развитие речи у детей 2-3 лет.
консультация (младшая группа)
Эффективные упражнения по развитию речи для детей 2-3 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_v_2.docx | 16.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи в 2-3 года. Эффективные упражнения.
В жизни малыша существуют сензитивные периоды: этапы эффективного усвоения определенных навыков. С 2 до 3 лет дети осваивают речь: растет словарный запас, совершенствуется артикуляция. Задача родителей — помочь чаду развить речевые навыки. Развитие речи стимулируют специальные упражнения.
Общие рекомендации
Чтобы добиться успеха, соблюдайте простые рекомендации:
-занимайтесь регулярно, это позволяет постепенно закрепить навык;
-не делайте больше трех упражнения за один раз;
-занятие должно занимать около 10 минут: детишки двух-трех лет не могут долго концентрировать внимание;
-занятия на развитие речи проводятся в виде игр, иначе выполнять задания крохе будет скучно, он быстро потеряет интерес.
Иногда двухлетний ребенок не разговаривает, так как с ним мало общаются родители. Малыш наверстает упущенное в садике, но при этом могут возникать проблемы с произношением, поэтому не надо ждать, что проблема решится без участия мамы и папы.
Чаще говорите с малышом, комментируйте то, что вы делаете, убираясь или готовя еду, задавайте ребенку вопросы. Не «предугадывайте» желания: родители часто выполняют невербальные просьбы малыша и у него отсутствует потребность говорить. Не давайте малышу, что он хочет, пока он не скажет несколько слов. Проблемные ситуации стимулируют развитие речи.
Фонематический слух
Развитие речи идет по ряду направлений, одно из важнейших — совершенствование фонематического слуха. Фонематический слух — это способность распознавать языковые фонемы, отличать слова, которые состоят из одинаковых единиц («нос-сон», «кабан-банка»).
Развить фонематический слух помогут следующие игры:
-Узнавание по голосу. Участвовать в игре могут от четырех человек. Малыш стоит спиной к играющим. Его задача — угадать, кто называет его имя.
-Узнавание звуков. Купите детские музыкальные инструменты. Попросите ребенка на слух определить, на каком инструменте вы играете.
-Имитация звуков животных. Научите ребенка произносить звуки, свойственные тому или иному животному (кошке, козе, корове);
-Повторение ритма. Родители отбивают простой ритм, просят ребенка повторить его. Можно менять правила: ритм «задавет» ребенок, а родители воспроизводят его.
Развитие артикуляции
Развитие речи невозможно без обучения правильному произношению звуков: малыш должен слышать себя и окружающих, управлять артикуляцией.
Игры для развития артикуляции можно использовать следующие:
-«Поцелуи». Накрасьте губы девочки помадой, попросите сделать несколько отпечатков на листе бумаги;
-«Сердитая кошка». Попросите малыша надуть щечки, как можно сильнее выдохнуть воздух;
-«Собака лакает молочко». Научите ребенка делать языком лакательные движения;
-«Язык-художник». Пусть ребенок попробует «нарисовать» на небе языком какие-либо простые фигурки. Потом попросите его «закрасить» небо полностью;
-«Кривляющаяся обезьянка». Пусть кроха корчит смешные рожицы перед зеркалом;
-Игры с картинками. Показывайте картинки, спрашивайте, какие звуки издают ее участники. Если на картинке девочка укачивает куклу, она сопровождает это звуками «а-а-а», если изображена корова — она мычит и т. д.;
-«Дудочка». Малыш складывает губы в трубочку, имитирует звуки, издаваемые дудкой;
-«Рыбка». Надо пошлепать расслабленными губами, изображая рыбу;
-«Маляр». Ребенок приоткрывает рот, показывая зубы, водит языком по зубам в обе стороны.
Контроль дыхания
Во время речи важно контролировать дыхание, делая вдохи и выдохи в нужные моменты.
Для овладения навыком используются следующие упражнения:
-«Одуванчик». Ребенок сдувает пушинки с воображаемого или настоящего одуванчика. Малыш вдыхает носом, выдох делать через рот;
-Упражнение со свечкой. Зажгите свечу, попросите кроху задуть пламя, сделав глубокий вдох носом, а выдохнув ртом. Увеличивайте расстояние до свечи, усложняя задание;
-«Шарик». Возьмите ребенка за руки, сформировав круг. Делайте вдох носом и шаг назад: шар надувается. Выдохните через рот с шипящим звуком, одновременно делая шаг вперед: шарик сдувается, уменьшаясь. Повторите упражнение четыре раза.
Мелкая моторика
Развитию речи способствует развитие мелкой моторики рук. Помогают упражнения Монтессори с крупами, камешками, другими мелкими предметами. Лепите с ребенком из пластилина: двухлетний малыш может делать шарики и колбаски, наклеивать их на бумагу, создавая аппликации. К трехлетнему возрасту дети способны создавать простые фигурки по заданной схеме. Развивают моторику конструкторы, мозаики, пазлы, пальчиковые упражнения.
Комплексный подход поможет добиться цели: регулярно делайте упражнения, и результат не заставит себя долго ждать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)
НОД по развитию речи для детей 5 – 6 лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»
Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....
Методическая разработка по развитию речи для детей 4-5лет Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»
Методическая разработка по развитию речи для детей 4-5лет Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»...
Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности".
Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности"....
Игры и упражнения по развитию речи для детей 6 - 7 лет ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 - 7 ЛЕТ)
Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого...
Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...
Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей
Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и р...