Эмоциональное благополучие дошкольника в ДОУ
консультация
Эмоциональное благополучие предусматривает удовлетворение потребности в общении, установлении доброжелательных взаимоотношений в семье, между детьми и педагогами в учебно-воспитательных учреждениях, создание благоприятного микроклимата в группах; создание благоприятных условий для пребывания детей в детском саду. Таким образом, оно зависит не только от культурных и индивидуальных особенностей ребенка, но и от оптимальности систем: «мать-дитя», «педагог-воспитанник». На эмоциональное благополучие детей влияют семейные отношения, полноценность семьи, педагог, методы и приемы воздействия на ребенка как в семье, так и в дошкольном учреждении, то есть формирующим фактором является сама жизнь, взаимоотношения в семье, окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalnoe_blagopoluchie.docx | 700.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
«Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста»
Эмоциональное благополучие предусматривает удовлетворение потребности в общении, установлении доброжелательных взаимоотношений в семье, между детьми и педагогами в учебно-воспитательных учреждениях, создание благоприятного микроклимата в группах; создание благоприятных условий для пребывания детей в детском саду. Таким образом, оно зависит не только от культурных и индивидуальных особенностей ребенка, но и от оптимальности систем: «мать-дитя», «педагог-воспитанник». На эмоциональное благополучие детей влияют семейные отношения, полноценность семьи, педагог, методы и приемы воздействия на ребенка как в семье, так и в дошкольном учреждении, то есть формирующим фактором является сама жизнь, взаимоотношения в семье, окружающем мире.
Последствиями эмоционального неблагополучия ребенка являются страх, депрессия, враждебность, агрессивность;
Значит, при эмоциональном неблагополучии ребенок не может полноценно развиваться, поэтому дошкольное учреждение должно помочь ситуации.
Психологическая поддержка – это один из приемов педагогического воздействия на ребенка, с помощью которого можно влиять на его эмоциональную сферу, закреплять положительные переживания и состояния;
Значительную роль в этом играют родители и педагоги. Работа педагогов и родителей является целостным единым процессом, проходящим в разных педагогических системах (детский сад, дом). Педагог, как профессионал, должен управлять им на всех стадиях: и в детском саду, и в семье. Таким образом, при постоянной работе, направленной на формирование эмоционального благополучия детей можно достичь больших результатов в исправлении имеющихся эмоциональных проблем и их предупреждения;
Наиболее адекватным для современной ситуации представляется личностно-ориентированное образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ребенка, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.
Чем меньше ребенок, тем сложнее определить «норму» эмоциональной жизни. Тем не менее приведем ориентировочные представления о здоровых и нездоровых эмоциональных проявлениях в разные возрастные периоды
Признаки здорового эмоционального состояния
От полутора до двух лет
• все чаще играет и ведет себя «понарошку», в том числе изображая эмоциональные реакции;
• начинает использовать для выражения чувств арсенал определенных жестов и интонаций;
• время от времени, в состоянии огорчения или замешательства, ищет спокойствия и уединения;
• развивает все большую способность распознавать эмоциональные состояния других людей (особенно родителей) ;
• начинает все более подходящим образом и конструктивно реагировать на разные эмоциональные состояния других (особенно родителей) ;
• разрабатывает вместе с родителями репертуар способов или «кодов» для передачи эмоций и чувств.
От двух до трех лет
• развивает способность «закатывать» вспышки гнева и успокаиваться после них;
• все больше ведет себя так, чтобы проверить настроение и получить эмоциональный ответ других людей;
• проявляет все больше воображения в игре и переживаниях;
• пытается выражать свои чувства с помощью слов;
• начинает беспокоиться о том, что могут произойти неприятные события;
• ищет подтверждения благополучия своего и своих близких.
От трех до четырех лет
• все больше упражняется в управлении эмоциями;
• пытается манипулировать эмоциями других (особенно сверстников) ;
• проявляет интерес к своей половой принадлежности, что находит отражение в эмоциональном самовыражении;
• проявляет больше привязанности к родителю противоположного пола, что может приводить к некоторой соревновательности и противоречиям в отношениях с родителем того же пола;
• стремится к пониманию и обсуждению эмоций;
• начинает проявлять заметный эмоциональный отклик (положительный или отрицательный) на сны.
От четырех до шести лет
• ищет конструктивный выход эмоциональному напряжению в спокойной и осмысленной форме (например, рисование или игра) ;
• начинает высказывать суждения о причинах и проявлениях эмоций;
• становится все более самостоятельным в плане получения удовлетворения и разрешения эмоциональных затруднений;
• проявляет все большее сочувствие и интерес к другим людям (особенно сверстникам) ;
• ищет и признает справедливость в эмоциональных конфликтах.
От шести до семи лет
• склонен проявлять крайние формы эмоционального ответа, например, неудержимый восторг вместо спокойной радости или истерический плач вместо просто грусти;
• очень восприимчив к эмоциональным травмам;
• может проявлять опасения перед посещением школы и испытывать в связи с этим отношение родителей к себе;
• формирует многочисленные, относительно поверхностные и кратковременные взаимоотношения со сверстниками;
• начинает включаться в «сексуальные игры» со сверстниками, чтобы удовлетворить любопытство, связанное с гениталиями;
• чаще вступает в конфликты с братом или сестрой;
• может прибегать ко лжи и воровству как форме противодействия и непослушания.
Симптомы эмоциональных проблем
От одного года до двух лет
• склонность к уединению;
• избыточное качание и позирование;
• отсутствие видимой тревоги при разлуке с родителями;
• чрезмерная отвлекаемость;
• частая раздражительность, не поддающаяся успокоению (помимо периодических вспышек гнева) ;
• лунатизм.
От двух до трех лет
• постоянная пугливость;
• неудачные попытки заговорить;
• неспособность сосредоточенно играть с чем-либо в течение десяти минут;
• напряженные и длительные конфликты с братьями и/или сестрами;
• избыточная активность;
• повышенная гневливость и агрессивность;
• медленное восстановление после вспышек гнева;
• тяжелая и длительная реакция на разлуку с родителями.
От трех лет до шести лет
• частые случаи самонаказания и нанесения себе травм;
• частые и тяжелые конфликты с другими детьми;
• постоянное уединение, избегание контактов с другими детьми;
• общая неспособность следовать правилам и указаниям;
• нежелание разговаривать и договариваться;
• внезапные, заметные и продолжительные периоды снижения общей уверенности в себе, невнимания или утраты интереса к окружающему;
• постоянная меланхолия.
Рекомендации для достижения эмоционального благополучия в группе:
Важнейшим фактором, влияющим на эмоциональное состояние ребенка, является правильно организованная работа воспитателя. Для организации такой работы важно, чтобы уже на уровне осознания воспитатель был сориентирован не столько на создание предметно-развивающей среды, но и эмоционально-развивающей среды в группе, т.е. среды, способствующей разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка дошкольного возраста (как условия его дальнейшего успешного и гармоничного развития).
Эмоционально - развивающая среда включает в себя следующие компоненты:
Первым компонентом является взаимодействие педагога с детьми. Значимым фактором является эмоционально-личностные особенности педагога, а также его речь. Эмоциональная речь воспитателя, внимательное, приветливое отношение к детям призвано создавать положительный настрой на дальнейшее взаимодействие.
Контакт глаз. Общаясь с детьми, воспитатель организует контакт с ними «на уровне глаз». Он садиться на маленький стул, наклоняется к нему, располагается вместе с детьми на ковре, на диване.
Это прямой взгляд в глаза другому человеку.
Ребенку необходим глазной контакт с родителями и другими людьми для эмоциональной подпитки. Это помогает маленьким детям чувствовать себя в общении с взрослыми более уверенными.
(Избегание контакта глаз служит одним из первых признаков эмоционального неблагополучия ребенка).
Ласковый взгляд снижает уровень тревожности и уменьшает страхи у ребенка, укрепляет в нем чувство безопасности и уверенности в себе.
Физический контакт – прикосновение к руке ребенка, поглаживание по голове, легкое объятие и т.п.
В каждодневном общении ребенок должен обязательно чувствовать такие нежные прикосновения. Эта форма общения должна быть естественной, не быть демонстративной и чрезмерной. Тогда ребенок будет чувствовать себя уверенно и спокойно и с самим собой, и с другими. Ему будет легко общаться с людьми и, следовательно, он будет пользоваться симпатией, у него будет положительная самооценка.
Пристальное внимание – жизненно важная потребность каждого ребенка.
Ребенок должен чувствовать неподдельный интерес к нему со стороны родителей, заботливую сосредоточенность, готовность прийти на помощь в нужный момент.
Не получая достаточно пристального внимания, ребенок испытывает беспокойство: он мало что значит, все на свете важнее его. В результате ребенок не чувствует себя в безопасности, нарушается его психическое и эмоциональное развитие. Такой ребенок более замкнут, ему труднее общаться со сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: «Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольников».
Дошкольный возраст является предметом пристального внимания учёных и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное раз...
Психологическая безопасность – залог эмоционального благополучия дошкольника.
Проблема психологической безопасности в современном мире стоит очень остро. Рассмотрение данной проблемы в контексте российского образования необходимо начать с определе...
Учебно-методическое пособие "Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников"
Значение психогимнастики в развитии детей, представлены конкретные комплексы....
Семья как основной фактор эмоционального благополучия дошкольника.
Основной целью данной статьи является понимание взаимодействия СЕМЬЯ - ДЕТСКИЙ САД, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, воспитателям) будет уютно, ...
Эмоциональное благополучие дошкольников с общим недоразвитием речи.
Статья содержит направления и формы работы для достижения эмоционального благополучия дошкольника с общим недоразвитием речи в условиях группы компенсирующей направленности....
Модель системы работы, направленной на достижение эмоционального благополучия дошкольника с ОНР
Презентация содержит основные направления и формы работы по достижению эмоционального благополучия детей-логопатов в условиях логопедической группы....
Опыт работы педагога – психолога МДБОУ «Детский сад общеразвивающего вида №32» «Взаимодействие ДОУ с семьей для сохранения и укрепления эмоционального благополучия дошкольников»
Актуальность рассмотрения семейных взаимоотношений как фактора эмоционального благополучия ребенка дошкольника определяется современными условиями семейного воспитания. Особенности взаимодействия ребе...