Буклет "Детское экспериментирование как средство индивидуализации и развития познавательной активности"
консультация
Предварительный просмотр:
Экспериментирование является одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира.
Ребѐнку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им.
Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Экспериментирование предоставляет ребѐнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?», позволяет ребѐнку моделировать в своѐм сознании картину мира, основанную на собственных опытах, позволяет почувствовать себя учѐным, исследователем, первооткрывателем.
Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения.
Не нужно стремлений к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и не понятных для ребенка терминов.
Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы,
желание и умение наблюдать,
экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.
Что дает экспериментальная деятельность?
Ребенок, почувствовавший себя
исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе.
- него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и
восхищаться достижением товарища и готовность придти ему на помощь. Опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера.
Главное, создать воображение ребенка целостные живые образы разных уголков Земли
- окружающего мира.
Оснащение детской
лаборатории:
Приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, песочные часы, компасы и магниты;
Прозрачные и не прозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки;
Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть;
Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, поволока,
деревянные, пластмассовые, металлические предметы и деревянные катушки;
Разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная, калька;
Красители: пищевой краситель, гуашь, акварельные краски;
Медицинские материалы: пипетки,
колбы, пробирки, мензурки, вата, воронки, мерные ложечки;
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, стеки, нитки, трубочки.
Помните!
При проведении эксперимента главное
– безопасность вас и вашего ребёнка.
Несколько несложных опытов для детей:
- «Спрятанная картина»
Цель: узнать, как маскируются животные. Материалы: светло-желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная папка из пластика.
Процесс: Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге, накрыть картинку красным прозрачным пластиком. Итоги: Желтая птичка исчезла?
Почему? Красный цвет – не чистый, он содержит в себе желтый, который сливается с цветом картинки. Животные часто имеют
окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им спрятаться от хищников.
- «Мыльные пузыри»
Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей.
Материалы: жидкое мыло, чашка, соломинка.
Процесс: Наполовину наполните чашку
жидким мылом. Доверху налейте чашку водой и размешайте.
Окуните соломинку в мыльный раствор.
Осторожно подуйте в соломинку
Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри.
Почему? Молекулы мыла и воды
соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.
О чем должен помнить взрослый, организуя экспериментальную
деятельность детей?
Критика - враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детских идей, использование директивных приемов. Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения.
Воспитывать веру ребенка в свои
силы, высказывая
предвосхищающую успех оценку.
Воспитывать настойчивость в
выполнении задания, доведении
эксперимента до конца.
Заканчивать обсуждение по
решаемой проблеме до появления
признаков потери интереса у детей.
Подводить итоги эксперимента.
Взрослый может задавать наводящие
вопросы, но дети должны сами
назвать поставленную проблему,
вспомнить все предложенные
гипотезы, ход проверки каждой,
сформулировать правильный вывод
и оценить свою работу.
Детское
экспериментирование как средство индивидуализации
- развития познавательной активности
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»
Подготовила
Рябенко Н.Л.,воспитатель,
МБДОУ "ДСОВ №24" г.Усинска
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет "Детское экспериментирование как средство индивидуализации и развития познавательной активности"
Экспериментирование является одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира.Ребёнку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира...
"Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности"
Консультация для педагогов ДОУ....
Педагогический проект "Экспериментирование, как один из методов развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
Данная работа посвещена опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавате...
Педсовет "Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности"
Презентация к педагогическому совету в ДОУ...
«Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста».
В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. В процессе исследовательской деятельности идет обогащение памят...
Буклет "Детское экспериментирование как средство индивидуализации и развития познавательной активности"
Консультация для родителей...