Буклет "Детское экспериментирование как средство индивидуализации и развития познавательной активности"
консультация

Юлия Сергеевна Лозинская

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_eksperement.docx57.64 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментирование является одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира.

Ребѐнку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им.

Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Экспериментирование предоставляет ребѐнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?», позволяет ребѐнку моделировать в своѐм сознании картину мира, основанную на собственных опытах, позволяет почувствовать себя учѐным, исследователем, первооткрывателем.


Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения.

Не нужно стремлений к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и не понятных для ребенка терминов.

Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы,

желание        и        умение        наблюдать,

экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.

Что дает экспериментальная деятельность?

Ребенок,        почувствовавший        себя

исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе.

  • него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и

восхищаться достижением товарища и готовность придти ему на помощь. Опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера.

Главное, создать воображение ребенка целостные живые образы разных уголков Земли

  • окружающего мира.


Оснащение детской

лаборатории:

Приборы  помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, песочные часы, компасы и магниты;

Прозрачные и не прозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки;

Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть;

Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, поволока,

деревянные, пластмассовые, металлические предметы и деревянные катушки;

Разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная, калька;

Красители: пищевой краситель, гуашь, акварельные краски;

Медицинские        материалы:        пипетки,

колбы, пробирки, мензурки, вата, воронки, мерные ложечки;

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, стеки, нитки, трубочки.

Помните!

При проведении эксперимента главное

безопасность вас и вашего ребёнка.

Несколько несложных опытов для детей:

  • «Спрятанная картина»

Цель: узнать, как маскируются животные. Материалы: светло-желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная папка из пластика.

Процесс: Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге, накрыть картинку красным прозрачным пластиком. Итоги: Желтая птичка исчезла?

Почему? Красный цвет  не чистый, он содержит в себе желтый, который сливается с цветом картинки. Животные часто имеют

окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им спрятаться от хищников.

  • «Мыльные пузыри»

Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей.

Материалы: жидкое мыло, чашка, соломинка.

Процесс:        Наполовину        наполните        чашку

жидким мылом. Доверху налейте чашку водой и размешайте.

Окуните соломинку в мыльный раствор.

Осторожно подуйте в соломинку

Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри.

Почему?        Молекулы        мыла        и        воды

соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.


О  чем должен помнить взрослый, организуя экспериментальную

деятельность детей?

Критика - враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детских идей, использование директивных приемов. Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения.

Воспитывать веру ребенка в свои

силы, высказывая

предвосхищающую успех оценку.

Воспитывать настойчивость в

выполнении задания, доведении

эксперимента до конца.

Заканчивать обсуждение по

решаемой проблеме до появления

признаков потери интереса у детей.

Подводить итоги эксперимента.

Взрослый может задавать наводящие

вопросы, но дети должны сами

назвать поставленную проблему,

вспомнить все предложенные

гипотезы, ход проверки каждой,

сформулировать правильный вывод

и оценить свою работу.


Детское

экспериментирование как средство индивидуализации

  • развития познавательной активности

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»

Подготовила

Рябенко Н.Л.,воспитатель,

МБДОУ "ДСОВ №24" г.Усинска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Детское экспериментирование как средство индивидуализации и развития познавательной активности"

Экспериментирование  является одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира.Ребёнку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира...

Педагогический проект "Экспериментирование, как один из методов развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Данная работа посвещена опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавате...

«Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста».

В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. В процессе исследовательской деятельности идет обогащение памят...