Буклет "Детское экспериментирование как средство индивидуализации и развития познавательной активности"
консультация

Рябенко Наталья Леонтьевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_eksperement.docx57.64 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментирование является одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира.

Ребѐнку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им.

Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Экспериментирование предоставляет ребѐнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?», позволяет ребѐнку моделировать в своѐм сознании картину мира, основанную на собственных опытах, позволяет почувствовать себя учѐным, исследователем, первооткрывателем.


Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения.

Не нужно стремлений к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и не понятных для ребенка терминов.

Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы,

желание        и        умение        наблюдать,

экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.

Что дает экспериментальная деятельность?

Ребенок,        почувствовавший        себя

исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе.

  • него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и

восхищаться достижением товарища и готовность придти ему на помощь. Опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера.

Главное, создать воображение ребенка целостные живые образы разных уголков Земли

  • окружающего мира.


Оснащение детской

лаборатории:

Приборы  помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, песочные часы, компасы и магниты;

Прозрачные и не прозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки;

Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть;

Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, поволока,

деревянные, пластмассовые, металлические предметы и деревянные катушки;

Разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная, калька;

Красители: пищевой краситель, гуашь, акварельные краски;

Медицинские        материалы:        пипетки,

колбы, пробирки, мензурки, вата, воронки, мерные ложечки;

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, стеки, нитки, трубочки.


Помните!

При проведении эксперимента главное

безопасность вас и вашего ребёнка.

Несколько несложных опытов для детей:

  • «Спрятанная картина»

Цель: узнать, как маскируются животные. Материалы: светло-желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная папка из пластика.

Процесс: Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге, накрыть картинку красным прозрачным пластиком. Итоги: Желтая птичка исчезла?

Почему? Красный цвет  не чистый, он содержит в себе желтый, который сливается с цветом картинки. Животные часто имеют

окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им спрятаться от хищников.

  • «Мыльные пузыри»

Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей.

Материалы: жидкое мыло, чашка, соломинка.

Процесс:        Наполовину        наполните        чашку

жидким мылом. Доверху налейте чашку водой и размешайте.

Окуните соломинку в мыльный раствор.

Осторожно подуйте в соломинку

Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри.

Почему?        Молекулы        мыла        и        воды

соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.


О  чем должен помнить взрослый, организуя экспериментальную

деятельность детей?

Критика - враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детских идей, использование директивных приемов. Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения.

Воспитывать веру ребенка в свои

силы, высказывая

предвосхищающую успех оценку.

Воспитывать настойчивость в

выполнении задания, доведении

эксперимента до конца.

Заканчивать обсуждение по

решаемой проблеме до появления

признаков потери интереса у детей.

Подводить итоги эксперимента.

Взрослый может задавать наводящие

вопросы, но дети должны сами

назвать поставленную проблему,

вспомнить все предложенные

гипотезы, ход проверки каждой,

сформулировать правильный вывод

и оценить свою работу.


Детское

экспериментирование как средство индивидуализации

  • развития познавательной активности

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»

Подготовила

Рябенко Н.Л.,воспитатель,

МБДОУ "ДСОВ №24" г.Усинска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллекционирование - одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая  понимается не только как процесс...

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА Дидактическая игра как средство формирования интеллектуально-познавательной активности детей

Цель Цель данного проекта – теоретически обосновать и практически реализовать эффективность применения дидактических игр направленных на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста....

Презентация "Экспериментальная деятельность, как средство эффективного развития познавательной активности"

Обобщение опыта по экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Овладение дошкольниками разными способами познания, к которым относится экспериментирование, способствует развитию активно...

Выступление в районных педагогических чтениях работников дошкольных образовательных организаций Канского района по теме: «Экспериментальная деятельность дошкольников как средство эффективного развития познавательной активности»

Изучив  теоретический материал  по данному  вопросу,  я сделала вывод о том, что необходимо углубить знания и изучить  методику экспериментирования более углубленно. В  н...