Взаимодействие специалистов как условие успешной адаптации ребёнка в детском саду
статья
В статье представлен опыт работы ДОО по взаисодействию специалистов и педагогов, способствующее успешной адаптации детей 1,5 до 3 лет к детскому саду. Данная статья адресована педагогам, родителям
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: взаимодействие специалистов ДОУ как фактор успешной адаптации детей раннего возраста .
Задачи организация воспитательно-образовательного процесса, обеспечение психоэмоционального и физического благополучия детей в период адаптации через индивидуальное сопровождение; создание положительного отношения родителей к ДОУ; формирование компетентности педагогов по проблеме адаптации детей раннего возраста к детскому саду и выработка практических умений по её организации; создание условий, обеспечивающих каждому малышу чувство уверенности и защищенности в период адаптации.
Педагогическое взаимодействие специалистов с семьей в период адаптации: Заведующий: проведение экскурсий по саду, беседы с родителями, оформление родительских договоров; Старший воспитатель: создание условий в группах(планирование, ППРС), контроль за организацией работы персонала групп, координация работы специалистов и воспитателей групп, консультирование, семинары, мастеры-классы по вопросам адаптации; Педагог-психолог: диагностирование, психогимнастика , консультирование; Воспитатели : организация и проведение совместных специальных игр-занятий с детьми и их родителями, консультирование; Медсестра: консультирование, наблюдение за адаптацией, иммунопрофилактика; Музыкальный руководитель : проведение игр-занятий, постановки кукольного театра, консультирование; Воспитатель по физической культуре: оказывает помощь воспитателям по консультирование при проведении педагогического мониторинга по направлению физического развития. Родителям: дает рекомендации по закаливанию детей и физическому развитию.
Р абота специалистов по адаптации детей в ДОУ являются создание развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста; методы и приемы первого контакта взрослых с детьми; гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации; индивидуальный подход к ребенку; учет возрастных и психологических особенностей детей раннего возраста; контроль психофизического состояния ребенка ; работа с родителями.
Этапы работы Первый этап – предварительный Второй этап – ознакомительный Третий этап - основной
Работа педагогов с родителями Виды деятельности Содержание работы Участники Всеобучи Организация мероприятий лекции, семинары, семинары–практикумы; проведение мастер–классов , тренингов. Родители, воспитатели, специалисты Информационные стенды, папки-передвижки, мини- газеты Информирование о жизни детского сада (благодарности родителям за помощь, анонсы конкурсов, консультаций и др.), информацию по проблемам дошкольной педагогике и психологии. Родители, воспитатели, специалисты Привлечение родителей к обогащению РППС Обновление оборудования на детской площадке, групповой ремонт, приобретение, замена имеющихся игрушек, дидактических игр Родители, воспитатели Семейные гостиные Обмен опыта воспитания, семейных традиций. Составление педагогической копилки: воспитатели-родителям , родители-воспитателям . Родители, , воспитатели, педагог-психолог Информирование родителей о ходе образовательного процесса Приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, переписка по электронной почте, дни открытых дверей. Воспитатели, администрация
Работа педагогов с детьми Развивающе-профилактическая работа; Диагностическая работа ; Для создания эмоционально благоприятной атмосферы в группе
Работа педагога-психолога с педагогами Диагностическая работа; Консультативная работа.
Работа музыкального руководителя с детьми и родителями, воспитателями Дети- проведение игр-занятий, постановки кукольного театра; Воспитатели: консультирование при проведении педагогического мониторинга в направлении музыкального развития; Родители, воспитатели- консультирование .
Воспитатель по физической культуре Воспитатели: консультирование при проведении педагогического мониторинга в направлении физическое развитие Родители: консультирование
Другие специалисты Старший воспитатель –руководство и контроль педагогическим процессом в период адаптации; Медсестра- профилактические мероприятия с детьми, консультирование родителей и воспитателей .
Предварительный просмотр:
Взаимодействие специалистов как условие успешной адаптации ребёнка в детском саду
Достичь высокого уровня образования воспитанников детских садов, сохраняя их соматическое и психическое здоровье, удовлетворить пожелания родителей и интересы детей возможно исключительно при условии отработанной системы взаимодействий дошкольного учреждения и семьи.
Цель и задачи взаимодействия специалистов МАДОУ "Д/с№16" на слайде 1-2
В детском саду педагогическое взаимодействие осуществляют специалисты: слайд 3
Перед специалистами нашего ДОУ ставится так же задача повысить качество адаптации и развитие ребенка раннего возраста в условиях детского сада и семьи. Направления нашей работы по адаптации детей в ДОУ являются слайд 4
Решение задач адаптации в МАДОУ "Д/с№16" строится в нескольких этапах
Первый этап - предварительный. Работа начинается летом, до начала нового учебного года. Совместно с педагогом-психологом проводится общее родительское собрание с вновь поступающими детьми. Мы знакомимся с родителями будущих воспитанников и рассказываем о режиме, а так же даем рекомендации, которые облегчат их детям период адаптации, а так же знакомим с воспитателями групп раннего возраста, проводим экскурсию по детскому саду, воспитатели групп показывают группы, РППС, спальни, игрушки, родители узнают о режиме и требованиях, предъявляемых к организации образовательного процесса в группах раннего возраста.
В индивидуальных беседах в этот период педагог-психолог собирает первичную информацию о ребенке, семье, условиях воспитания, предшествующих поступлению ребенка в сад. С родителями проводится анкетирование, в ходе которого они анализируют «Готов ли ребенок к посещению детского сада?».
Второй этап - ознакомительный. На первый план выступает взаимодействие с родителями на основе диалога. Педагог-психолог встречается с ними на индивидуальных консультациях (сентябрь-октябрь). В ходе беседы собираются данные анамнеза, родители делятся впечатлениями о первых днях посещения детского сада. В это же время, заполняется протокол, в котором педагог-психолог отмечает, как проходит период адаптации, и повлияло ли посещение детского сада на поведение ребенка.
Педагог-психолог консультирует родителей по вопросам формирования у детей навыков самообслуживания, по созданию условий, в которых самостоятельность и автономность малышей в детском саду будет развиваться.
Для родителей готовится информация в родительский уголок и информационные стенды: «Приглашение в детский сад», «Я хожу в сад», "С детьми работают…", "Детские капризы", "Детская самостоятельность" и т.д.
Ближе к середине учебного года, проводится анкетирование родителей на определение типа темперамента их детей. Важно помнить, что природный темперамент проявляется в ранние детские годы, а потом поведение ребенка изменяется, под правила и нормы. Зная темперамент ребенка, педагоги учитывают его в своей педагогической деятельности, лучше понимают воспитанников.
Для определения типа темперамента целесообразно использовать характеристики, данные Осиной И. Взаимосвязь темперамента и внимания у детей дошкольного возраста //Дошкольное воспитание. - 1997. - №4. - С.24.
Беседы с родителями и результаты наблюдения за ребенком в детском саду помогают разобраться в причинах сложного протекания адаптации, разработать индивидуальные рекомендации для предупреждения «срыва», протеста против посещения детского сада. Родители пишут о данном периоде сочинения. Данная форма позволяет родителям внимательно понаблюдать за своими детьми, проанализировать данный период, снять напряжение так как они тоже находятся в стрессе и выработать правильные приемы и методы помогающие облегчить этот непростой период. (Показ сочинения)
Третий этап основной - в течение учебного года организуются тематические встречи с родителями групп раннего возраста с участием воспитателей, учителей-логопедов педагога-психолога. Цель которых вовлечение родителей в образовательный процесс.
Формы работы с родителями
Виды деятельности | Содержание работы | Участники |
Всеобучи | Организация мероприятий лекции, семинары, семинары–практикумы; проведение мастер– классов, тренингов. | Родители, воспитатели, специалисты |
Информационные стенды, папки-передвижки, мини- газеты | Информирование о жизни детского сада (благодарности родителям за помощь, анонсы конкурсов, консультаций и др.), информацию по проблемам дошкольной педагогике и психологии. | Родители, воспитатели, специалисты |
Привлечение родителей к обогащению РППС | Обновление оборудования на детской площадке, групповой ремонт, приобретение, замена имеющихся игрушек, дидактических игр | Родители, воспитатели |
Семейные гостиные | Обмен опыта воспитания, семейных традиций. Составление педагогической копилки: воспитатели-родителям, родители-воспитателям. | Родители, , воспитатели, педагог-психолог |
Информирование родителей о ходе образовательного процесса | Приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, переписка по электронной почте, дни открытых дверей. | Воспитатели, администрация |
Работа педагога-психолога и воспитателей с детьми
Работа направлена на снятие эмоционального напряжения, развитие познавательной активности, преодоление стрессовых состояний, формирования навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками Для детей совместно с воспитателями разработана программа (показ программы)
Развивающе-профилактическая работа заключается в проведении групповых и индивидуальных игровых занятий с детьми. Комплекс игровых занятий состоит из дыхательной гимнастики, игр на снятие эмоционального напряжения, тревожности через тактильные ощущения (игр с песком, манкой, водой) рисования, подвижных игр. Индивидуальные игровые занятия проводятся с детьми группы риска, которые требуют дополнительного внимания со стороны взрослых.
В основной части игрового занятия дети активно двигаются. свободно выражают свои эмоции, взаимодействуют со сверстниками. Заканчивается занятие спокойными играми и упражнениями.
Диагностическая работа воспитателей и педагога-психолога
В период воспитатели ведут целенаправленное наблюдение за детьми в группе, на игровой площадке, во время еды и сна и заполняют листы адаптации на каждого ребенка и выстраивают индивидуальную траекторию для детей, у которых привыкание к саду проходит тяжело. Диагностика уровня адаптации детей к ДОУ проводится на основе методики Печоры. Карты заполняются психологом и воспитателями. В индивидуальной адаптационной карте отмечается ряд параметров, оцениваемых каждый день: общий эмоциональный фон, познавательная и игровая деятельность, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, сон, аппетит, состояние здоровья, реакция на изменение привычной ситуации.
Для создания эмоционально благоприятной атмосферы в группе воспитатели: создают атмосферу тепла, уюта в группе: временно сохраняют «домашние» приемы воспитания. Дают ребенку в группу, в кроватку любимую игрушку, малыша берут на руки, качают.
Тактильный контакт с ребенком очень важен в этот период, он позволяет ему чувствовать себя защищенным и помогает быстрее адаптироваться.
У воспитателей групп раннего возраста принято ласковое обращение к ребенку, как мама, Прием позвони маме так же часто применяется в адаптационный период. Если ребенок заплакал, в группах есть телефоны и дети могут их взять и "позвонить и поговорить с мамой, попросить ее придти за ним ".
В последнее время много детей идет не подготовленных к ДОУ. (Пример: дети не приучены спать отдельно от родителей в 2-3 года, не умеют пользоваться ложкой, самостоятельно есть, не приучены к горшку и др.). У таких детей адаптация проходит сложно. Адаптация в группах раннего возраста в последнее время проходит на протяжении всего учебного года, так как с одной стороны часть детей часто болеют и подолгу не посещают детский сад, а с другой стороны, в группы в течении года добавляются новые дети они только привыкают, плачут и это негативно влияет на тех детей, которые уже привыкли.
Работа педагога-психолога с педагогами
Педагог-психолог проводит диагностическую работу, которая выражается в наблюдении за воспитателями, какие они применяют технологии в работе с детьми, и если необходимо, дает консультацию, обращает внимание на моменты, которые могут оказаться важными при знакомстве с родителями и их ребенком. А так же консультирует воспитателей по темам "Как правильно выстроить работу в период адаптации", "Психологические особенности детей раннего возраста", Организация РППС"
В дальнейшей работе, консультации с педагогами группы, носят практический характер. На них, специалист знакомит воспитателей с индивидуальными особенностями детей и родителей группы, сообща решаются возникающие в ходе адаптации вопросы и возможные проблемы.
Так же систематически ведется с воспитателями обсуждение текущих вопросов о работе с детьми в период адаптации. Поднимаются вопросы о причинах возникновения психологического напряжения у ребенка и воспитателя в адаптационный период, о способах сохранения психологического напряжения у ребенка и воспитателя в адаптационный период, о способах сохранения психоэмоционального здоровья педагогов.
Работа музыкального руководителя с детьми и воспитателями
Музыкальный руководитель играет большую роль в выстраивании доверия и установления эмоционально-положительного контакта между детьми и взрослыми в период адаптации. В нашем детском саду содержание такой деятельности выстраивается на основе перспективно-тематического плана.
На музыкальные занятия музыкальный руководитель приходит в группу к детям, и создает игровую ситуацию с игровым персонажем – это может быть кошечка, Петрушка, собачка, кукла, лошадка, матрешка и др. В этот период используются различные музыкальные игры и упражнения, направленные на установление контакта с детьми и вовлечения их в совместную игру:
- при первых встречах с детьми используется музыкальное упражнение «Ладошечки». Это приветствие-попевка, которое очень нравится малышам: «Здравствуйте. Дай ладошечку, моя крошечка. Я поглажу тебя по ладошечке».
Когда дети перестают волноваться, входят в контакт, взаимодействие музыкального руководителя с детьми раннего возраста переходит на следующий этап. Содержанием совместной деятельности становится реализация основных задач музыкального воспитания детей раннего возраста, стимуляции певческой активности, развитии слухового восприятия и двигательных навыков.
Музыкальный руководитель подбирает музыкальный репертуар для родителей и воспитателей для использования в режимных моментах и дома. Проводит консультативную работу с родителями.
Старший воспитатель создает условия в группах раннего возраста, вырабатывает методические рекомендации по планирование воспитательно-образовательного процесса, ППРС, осуществляет контроль за организацией работы персонала групп, координирует работу специалистов и воспитателей групп, осуществляет консультирование родителей и педагогов по вопросам адаптации, готовит и проводит семинары, мастеры-классы по вопросам адаптации с родителями и воспитателями.
Медсестра осуществляет консультирование, наблюдение за адаптацией, и иммунопрофилактику.
Воспитатель по физической культуре оказывает помощь воспитателям групп раннего возраста по консультирование при проведении педагогического мониторинга в направлении физическое развитие. Родителям дает рекомендации по закаливанию детей и физическому развитию.
Заключение
Практика выявила неэффективность традиционных форм работы с детьми в адаптационный период, поэтому необходим дифференцированный, индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его интересы и возможности.
В ходе работы, важно отобрать такие формы и методы работы с детьми и их родителями, которые были бы интересны для них и вызвали положительные эмоции и помогли легко пройти период привыкания к детскому саду.
Предварительный просмотр:
Как мы готовились к поступлению в детский сад.
(сочинение родителя группы раннего возраста)
Цель воспитания - научить наших
детей обходиться без нас.
(Эрнст Легуве)
Мы с мужем с огромной тревогой ждали поступления нашей малышки в детский сад.
Вопрос о выборе дошкольного учреждения в нашей семье не стоял, мы точно знали, что Азалия пойдет в детский сад №16, здесь все для нас знакомо, ведь Амалия, наша старшая дочка с удовольствием посещала этот детский сад.
Для нас очень важно, как будет проживать наш ребенок свою маленькую жизнь в детском саду, и мы знали, что данном учреждении работают добродушные, отзывчивые, любящие и знающие свое дело воспитатели, которые создадут для развития нашего ребенка самые благоприятные условия.
И вот нашей принцессе исполнилось два года и до первого сентября оставалось одно лето, нам предстояла большая работа, чтобы зародить в дочке положительное отношение к детскому саду и максимально приблизить наш домашний режим к режиму дня садика. Несколько раз в неделю мы гуляли около сада, наблюдая за тем, как копошились на детской площадке веселые детки. Я с воодушевлением рассказывала дочке об этом волшебном месте, о том, как весело и хорошо детишкам в садике. Дома раскладывали игрушки и всей семьей играли в «Детский сад», дочкам было очень интересно! Благодаря этой игре Азалия научилась знакомиться, приветствовать и прощаться, делиться игрушками.
Все три летних месяца мы старались соблюдать режимные моменты сада: сон, прогулки, игры, занятия, питание. Много времени посвятили самостоятельности, навыкам самообслуживания. Итак, к концу лета Азалия ходила на горшок, кушала, мыла ручки, складывала игрушки практически без нашей помощи.
Обязательным оставался момент прохождения медицинской комиссии и только после того, как убедились, что дочка здорова и может посещать детский сад, с радостью ждали первое сентября, день который распахнет для нашей малышки двери в новый, интересный мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете"Согласованность действий родителей и воспитателей, как необходимое условие успешной адаптации ребёнка в детском саду".
Согласованность действий родителей и воспитателей, как необходимое условие успешной адаптации ребёнка в детском саду....
Условия успешной адаптации детей в детском саду.
Эту статью лучше всего проиллюстрируют примеры запросов родителей детей из младшей группы детского сада, в которой я работаю.«Моему сыну 3 года. Начали ходить в детский сад, и он стал часто болеть. По...
Условия успешной адаптации детей к детскому саду.
Детям любого возраста очень сложно начинать посещать детский сад. В привычную жизнь буквально врываются изменения. В этом материале вы найдете ответы на вопросы: "Что такое адаптация?", "Степени адапт...
Взаимодействие с родителями как условие успешной адаптации ребёнка к детскому саду
Взаимодействие с родителями как условие успешной адаптации ребёнка к детскому саду.Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. Для этого нужны встречи ...
Cообщение для родителей «Взаимодействие ДОУ и семьи как условие успешной адаптации детей к детскому саду»
Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоув...
Консультация для родителей.Успешная адаптация ребёнка в детском саду. Успешная адаптация ребёнка в детском саду.
Успешная адаптация ребёнка в детском саду. ...
Взаимодействие специалистов как условие успешной адаптации детей к детскому саду
Данное взаимодействие начинается в период адаптации ребенка к условиям детского сада. Во избежание осложнений в начальной фазе адаптации детей к дошкольной организации, и с целью обеспечения опти...