Взаимодействие специалистов как условие успешной адаптации ребёнка в детском саду
статья

Патутина Наталия Геннадьевна

В статье представлен опыт работы ДОО по взаисодействию специалистов и педагогов, способствующее успешной адаптации детей 1,5 до 3 лет к детскому саду. Данная статья адресована педагогам, родителям  

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выступление на ГМО старших воспитателей Подготовил: старший воспитатель Патутина Н.Г. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение МО «горд Бугуруслан» «Детский сад комбинированного вида №16» Взаимодействие специалистов как условие успешной адаптации ребёнка в детском саду

Слайд 2

Цель: взаимодействие специалистов ДОУ как фактор успешной адаптации детей раннего возраста .

Слайд 3

Задачи организация воспитательно-образовательного процесса, обеспечение психоэмоционального и физического благополучия детей в период адаптации через индивидуальное сопровождение; создание положительного отношения родителей к ДОУ; формирование компетентности педагогов по проблеме адаптации детей раннего возраста к детскому саду и выработка практических умений по её организации; создание условий, обеспечивающих каждому малышу чувство уверенности и защищенности в период адаптации.

Слайд 4

Педагогическое взаимодействие специалистов с семьей в период адаптации: Заведующий: проведение экскурсий по саду, беседы с родителями, оформление родительских договоров; Старший воспитатель: создание условий в группах(планирование, ППРС), контроль за организацией работы персонала групп, координация работы специалистов и воспитателей групп, консультирование, семинары, мастеры-классы по вопросам адаптации; Педагог-психолог: диагностирование, психогимнастика , консультирование; Воспитатели : организация и проведение совместных специальных игр-занятий с детьми и их родителями, консультирование; Медсестра: консультирование, наблюдение за адаптацией, иммунопрофилактика; Музыкальный руководитель : проведение игр-занятий, постановки кукольного театра, консультирование; Воспитатель по физической культуре: оказывает помощь воспитателям по консультирование при проведении педагогического мониторинга по направлению физического развития. Родителям: дает рекомендации по закаливанию детей и физическому развитию.

Слайд 5

Р абота специалистов по адаптации детей в ДОУ являются создание развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста; методы и приемы первого контакта взрослых с детьми; гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации; индивидуальный подход к ребенку; учет возрастных и психологических особенностей детей раннего возраста; контроль психофизического состояния ребенка ; работа с родителями.

Слайд 6

Этапы работы Первый этап – предварительный Второй этап – ознакомительный Третий этап - основной

Слайд 7

Работа педагогов с родителями Виды деятельности Содержание работы Участники Всеобучи Организация мероприятий лекции, семинары, семинары–практикумы; проведение мастер–классов , тренингов. Родители, воспитатели, специалисты Информационные стенды, папки-передвижки, мини- газеты Информирование о жизни детского сада (благодарности родителям за помощь, анонсы конкурсов, консультаций и др.), информацию по проблемам дошкольной педагогике и психологии. Родители, воспитатели, специалисты Привлечение родителей к обогащению РППС Обновление оборудования на детской площадке, групповой ремонт, приобретение, замена имеющихся игрушек, дидактических игр Родители, воспитатели Семейные гостиные Обмен опыта воспитания, семейных традиций. Составление педагогической копилки: воспитатели-родителям , родители-воспитателям . Родители, , воспитатели, педагог-психолог Информирование родителей о ходе образовательного процесса Приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, переписка по электронной почте, дни открытых дверей. Воспитатели, администрация

Слайд 8

Работа педагогов с детьми Развивающе-профилактическая работа; Диагностическая работа ; Для создания эмоционально благоприятной атмосферы в группе

Слайд 9

Работа педагога-психолога с педагогами Диагностическая работа; Консультативная работа.

Слайд 10

Работа музыкального руководителя с детьми и родителями, воспитателями Дети- проведение игр-занятий, постановки кукольного театра; Воспитатели: консультирование при проведении педагогического мониторинга в направлении музыкального развития; Родители, воспитатели- консультирование .

Слайд 11

Воспитатель по физической культуре Воспитатели: консультирование при проведении педагогического мониторинга в направлении физическое развитие Родители: консультирование

Слайд 12

Другие специалисты Старший воспитатель –руководство и контроль педагогическим процессом в период адаптации; Медсестра- профилактические мероприятия с детьми, консультирование родителей и воспитателей .



Предварительный просмотр:

Взаимодействие специалистов как условие успешной адаптации ребёнка в детском саду

                  Достичь высокого уровня образования воспитанников детских садов, сохраняя их соматическое и психическое здоровье, удовлетворить пожелания родителей и интересы детей  возможно исключительно при условии отработанной системы взаимодействий дошкольного учреждения и семьи.

Цель и задачи  взаимодействия специалистов МАДОУ "Д/с№16"   на слайде 1-2 

В детском саду  педагогическое взаимодействие осуществляют специалисты: слайд 3

        Перед специалистами нашего ДОУ ставится так же  задача повысить качество адаптации и развитие ребенка раннего возраста в условиях детского сада и семьи. Направления нашей работы по адаптации детей в ДОУ являются слайд 4

Решение  задач адаптации в МАДОУ "Д/с№16" строится в нескольких этапах

        Первый этап - предварительный. Работа начинается летом, до начала нового учебного года. Совместно с педагогом-психологом проводится общее родительское собрание с вновь поступающими детьми. Мы  знакомимся с родителями будущих воспитанников и рассказываем о режиме, а так же даем рекомендации, которые облегчат их детям период адаптации, а так же знакомим с воспитателями групп раннего возраста, проводим экскурсию по детскому саду, воспитатели групп показывают группы, РППС, спальни, игрушки, родители узнают о режиме и   требованиях, предъявляемых к организации образовательного процесса в группах раннего возраста.

        В индивидуальных беседах в этот период педагог-психолог собирает первичную информацию о ребенке, семье, условиях воспитания, предшествующих поступлению ребенка в сад. С родителями проводится анкетирование, в ходе которого они  анализируют «Готов ли ребенок к посещению детского сада?».

        Второй этап - ознакомительный. На первый план выступает  взаимодействие с родителями на основе диалога. Педагог-психолог встречается с ними на индивидуальных консультациях (сентябрь-октябрь). В ходе беседы собираются данные анамнеза, родители делятся впечатлениями о первых днях посещения детского сада. В это же время, заполняется протокол, в котором педагог-психолог отмечает, как проходит период адаптации, и повлияло ли посещение детского сада на поведение ребенка.

        Педагог-психолог консультирует родителей по вопросам формирования у детей навыков самообслуживания, по созданию условий, в которых самостоятельность и автономность малышей в детском саду будет развиваться.

        Для родителей готовится информация в родительский уголок и информационные стенды: «Приглашение в детский сад», «Я хожу в сад», "С детьми работают…", "Детские капризы", "Детская самостоятельность" и т.д.         

        Ближе к середине учебного года, проводится анкетирование родителей на определение типа темперамента их детей. Важно помнить, что природный темперамент проявляется в ранние детские годы, а потом поведение ребенка изменяется, под правила и нормы. Зная темперамент ребенка, педагоги учитывают его в своей педагогической деятельности, лучше понимают воспитанников.

        Для определения типа темперамента целесообразно использовать характеристики, данные Осиной И. Взаимосвязь темперамента и внимания у детей дошкольного возраста //Дошкольное воспитание. - 1997. - №4. - С.24.         

        Беседы с родителями и результаты наблюдения за ребенком в детском саду помогают разобраться в причинах сложного протекания адаптации, разработать индивидуальные рекомендации для предупреждения «срыва», протеста против посещения детского сада. Родители пишут о данном периоде сочинения. Данная форма позволяет родителям внимательно понаблюдать за своими детьми, проанализировать данный период, снять напряжение так как они тоже находятся в стрессе и выработать правильные приемы и методы помогающие облегчить этот непростой период. (Показ сочинения)

            Третий этап  основной - в течение учебного года организуются тематические встречи с родителями групп раннего возраста с участием воспитателей, учителей-логопедов педагога-психолога.  Цель которых вовлечение родителей в образовательный процесс.

Формы работы с родителями

Виды деятельности

Содержание работы

Участники

Всеобучи

Организация мероприятий лекции, семинары, семинары–практикумы; проведение мастер– классов, тренингов.

Родители, воспитатели, специалисты

Информационные стенды, папки-передвижки, мини- газеты

Информирование о жизни детского сада (благодарности родителям за помощь, анонсы конкурсов, консультаций и др.), информацию по проблемам дошкольной педагогике и психологии.

Родители, воспитатели, специалисты

Привлечение родителей к обогащению РППС

Обновление оборудования на детской площадке, групповой ремонт, приобретение, замена имеющихся игрушек, дидактических игр

Родители, воспитатели

Семейные гостиные

Обмен опыта воспитания, семейных традиций. Составление педагогической копилки: воспитатели-родителям, родители-воспитателям.

Родители, , воспитатели, педагог-психолог

Информирование родителей о ходе образовательного процесса

Приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток,  переписка по электронной почте, дни открытых дверей.

Воспитатели, администрация

Работа  педагога-психолога и воспитателей с детьми

Работа направлена на снятие эмоционального напряжения, развитие познавательной активности, преодоление стрессовых состояний, формирования навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками Для детей совместно с воспитателями разработана  программа (показ программы)

Развивающе-профилактическая работа заключается  в проведении групповых и индивидуальных игровых занятий с детьми. Комплекс игровых занятий состоит из дыхательной гимнастики, игр на снятие эмоционального напряжения, тревожности через тактильные ощущения (игр с песком, манкой, водой) рисования, подвижных игр. Индивидуальные игровые занятия проводятся с детьми группы риска, которые требуют дополнительного внимания со стороны взрослых.

В основной части игрового занятия дети активно двигаются. свободно выражают свои эмоции, взаимодействуют со сверстниками. Заканчивается занятие спокойными играми и упражнениями.

Диагностическая  работа воспитателей и педагога-психолога

В период воспитатели ведут целенаправленное наблюдение за детьми в группе, на игровой площадке, во время еды и сна и заполняют листы адаптации на каждого ребенка и выстраивают индивидуальную траекторию для детей, у которых привыкание к саду проходит тяжело.  Диагностика уровня адаптации детей к ДОУ проводится на основе  методики Печоры. Карты заполняются психологом и воспитателями. В индивидуальной адаптационной  карте отмечается ряд параметров, оцениваемых каждый день: общий эмоциональный фон, познавательная и игровая деятельность, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, сон, аппетит, состояние здоровья, реакция на изменение привычной ситуации.

        Для создания эмоционально благоприятной атмосферы в группе воспитатели: создают  атмосферу тепла, уюта в группе: временно сохраняют  «домашние» приемы воспитания. Дают  ребенку в группу, в кроватку любимую игрушку, малыша берут  на руки, качают.
        Тактильный контакт с ребенком  очень важен в этот период, он позволяет ему чувствовать себя защищенным и помогает быстрее адаптироваться.

        У воспитателей групп раннего возраста принято ласковое обращение к ребенку, как мама, Прием позвони маме так же часто применяется в адаптационный период. Если ребенок заплакал, в группах есть телефоны и дети могут их взять и "позвонить и поговорить с мамой, попросить ее придти за ним ".                                       

        В последнее время много детей идет не подготовленных к ДОУ. (Пример: дети не приучены спать отдельно от родителей в 2-3 года, не умеют пользоваться ложкой, самостоятельно есть, не приучены к горшку и др.). У таких детей адаптация проходит сложно. Адаптация в группах раннего возраста в последнее время проходит на протяжении всего учебного года,  так как  с одной стороны часть  детей  часто болеют и подолгу не посещают детский сад, а с другой стороны, в группы в течении года добавляются новые дети они только привыкают, плачут и это негативно влияет на тех детей, которые уже привыкли.

        Работа педагога-психолога с педагогами

        Педагог-психолог проводит диагностическую работу, которая выражается в наблюдении за воспитателями, какие они применяют технологии в работе с  детьми, и если необходимо, дает консультацию,  обращает внимание на моменты, которые могут оказаться важными при знакомстве с родителями и их ребенком. А так же консультирует воспитателей по темам "Как правильно выстроить работу в период адаптации", "Психологические особенности детей  раннего возраста", Организация РППС"

        В дальнейшей работе, консультации с педагогами группы, носят практический характер. На них, специалист знакомит воспитателей с индивидуальными особенностями детей и родителей группы, сообща решаются возникающие в ходе адаптации вопросы и возможные проблемы.

        Так же  систематически ведется с воспитателями обсуждение текущих вопросов о работе с детьми в период адаптации. Поднимаются вопросы о причинах возникновения психологического напряжения у ребенка и воспитателя в адаптационный период, о способах сохранения психологического напряжения у ребенка и воспитателя в адаптационный период, о способах сохранения психоэмоционального здоровья педагогов.

        Работа музыкального руководителя с детьми  и воспитателями

        Музыкальный руководитель  играет большую роль в выстраивании доверия и установления эмоционально-положительного контакта между детьми и взрослыми в период адаптации. В нашем детском саду  содержание  такой деятельности выстраивается на основе      перспективно-тематического  плана.

        На музыкальные занятия музыкальный руководитель приходит в группу к детям, и  создает игровую  ситуацию   с игровым персонажем – это может быть кошечка,  Петрушка, собачка, кукла, лошадка, матрешка  и др. В  этот период  используются различные музыкальные  игры и упражнения, направленные на установление  контакта с детьми и вовлечения  их  в  совместную игру:

-  при первых встречах с детьми используется музыкальное упражнение  «Ладошечки». Это приветствие-попевка, которое очень нравится малышам: «Здравствуйте.  Дай ладошечку, моя крошечка. Я поглажу тебя по ладошечке».

        Когда дети  перестают волноваться, входят в контакт, взаимодействие музыкального руководителя с детьми раннего возраста  переходит на следующий этап. Содержанием  совместной деятельности становится  реализация   основных  задач музыкального воспитания детей раннего возраста, стимуляции певческой активности, развитии слухового восприятия и двигательных навыков. 

Музыкальный руководитель подбирает музыкальный репертуар для родителей и воспитателей для использования в режимных моментах и дома. Проводит консультативную работу с родителями.

Старший воспитатель создает условия в группах раннего возраста, вырабатывает методические рекомендации по планирование воспитательно-образовательного процесса, ППРС, осуществляет контроль за организацией работы персонала групп, координирует работу специалистов и воспитателей групп, осуществляет консультирование родителей и педагогов по вопросам адаптации, готовит и проводит  семинары, мастеры-классы по вопросам адаптации с родителями и воспитателями.

Медсестра осуществляет консультирование, наблюдение за адаптацией, и иммунопрофилактику.

Воспитатель по физической культуре  оказывает помощь воспитателям групп раннего возраста по консультирование при проведении педагогического мониторинга в направлении физическое развитие. Родителям дает рекомендации по закаливанию детей и физическому развитию.

Заключение

        Практика выявила неэффективность традиционных форм работы с детьми в адаптационный период, поэтому необходим дифференцированный, индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его интересы и возможности.

        В ходе работы, важно отобрать такие формы и методы работы с детьми и их родителями, которые были бы интересны для них и вызвали положительные эмоции и помогли легко пройти период привыкания к детскому саду.



Предварительный просмотр:

Как мы готовились к поступлению в детский сад.

(сочинение родителя группы раннего возраста)

Цель воспитания - научить наших

                                                                детей обходиться без нас.

               (Эрнст Легуве)

       Мы с мужем с огромной тревогой ждали поступления нашей малышки в детский сад.

      Вопрос о выборе дошкольного учреждения в нашей семье не стоял, мы точно знали, что Азалия пойдет в детский сад №16, здесь все для нас знакомо, ведь Амалия, наша старшая дочка с удовольствием посещала этот детский сад.

      Для нас очень важно, как будет проживать наш ребенок свою маленькую жизнь в детском саду, и мы знали, что данном учреждении работают добродушные, отзывчивые, любящие и знающие свое дело воспитатели, которые создадут для развития нашего ребенка самые благоприятные условия.

       И вот нашей принцессе исполнилось два года и до первого сентября оставалось одно лето, нам предстояла большая работа, чтобы зародить в дочке положительное отношение  к детскому саду и максимально приблизить наш домашний режим к режиму дня садика. Несколько раз в неделю мы гуляли около сада, наблюдая за тем, как копошились на детской площадке веселые детки. Я с воодушевлением рассказывала дочке об этом волшебном месте, о том, как весело и хорошо детишкам  в садике. Дома раскладывали игрушки и всей семьей играли в «Детский сад», дочкам было очень интересно! Благодаря этой игре Азалия научилась знакомиться, приветствовать и прощаться, делиться игрушками.

      Все три летних месяца мы старались соблюдать режимные моменты сада: сон, прогулки, игры, занятия, питание. Много времени посвятили самостоятельности, навыкам самообслуживания. Итак, к концу лета Азалия ходила на горшок, кушала, мыла ручки, складывала игрушки практически без нашей помощи.

      Обязательным оставался  момент прохождения медицинской комиссии и только после того, как убедились, что дочка здорова и может посещать детский сад, с радостью ждали первое сентября, день который распахнет для нашей малышки  двери в новый, интересный мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете"Согласованность действий родителей и воспитателей, как необходимое условие успешной адаптации ребёнка в детском саду".

Согласованность действий родителей и воспитателей, как необходимое условие успешной адаптации ребёнка в детском саду....

Условия успешной адаптации детей в детском саду.

Эту статью лучше всего проиллюстрируют примеры запросов родителей детей из младшей группы детского сада, в которой я работаю.«Моему сыну 3 года. Начали ходить в детский сад, и он стал часто болеть. По...

Условия успешной адаптации детей к детскому саду.

Детям любого возраста очень сложно начинать посещать детский сад. В привычную жизнь буквально врываются изменения. В этом материале вы найдете ответы на вопросы: "Что такое адаптация?", "Степени адапт...

Взаимодействие с родителями как условие успешной адаптации ребёнка к детскому саду

Взаимодействие с родителями как условие успешной адаптации ребёнка к детскому саду.Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье.  Для этого нужны встречи ...

Cообщение для родителей «Взаимодействие ДОУ и семьи как условие успешной адаптации детей к детскому саду»

         Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоув...

Взаимодействие специалистов как условие успешной адаптации детей к детскому саду

Данное взаимодействие начинается в период адаптации ребенка к условиям детского сада. Во избежание осложнений в начальной фазе адаптации детей к дошкольной организации, и с целью обеспечения опти...