сказки и экологическое воспитание детей
консультация

как развить фантазию ребенка, сделать учебу привлекательным, интересным, творческим процессом 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_skazki_i_ekologicheskoe.docx7.99 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ТЕМА: «СКАЗКИ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ»

Развить фантазию ребенка, сделать учебу привлекательным, интересным, творческим процессом могут помочь сказки. Выразительное чтение сказок оказывает сильное эмоциональное воздействие на детей. Поэтому важно, чтобы ребята имели возможность сразу же высказаться по поводу услышанного. Выделите в тексте эпизоды, связанные с экологией, и составьте к ним вопросы для обсуждения. Многие экологические понятия помогут объяснить такие авторы, как Заходер, Бианки, Павлова, Андерсен, Толстой. Сказки Бианки и Заходера написаны на основе экологических позиций. Так, сказка «Кит и кот» Заходера дает разнообразие сред обитания и приспособленности к ним животных. Сказка «Серая звездочка» говорит о необходимости охраны всех животных, независимо от их привлекательности для человека. В дошкольном возрасте дети легко воспринимают объекты природы на равных, наделяют их чувствами, мышлением, желаниями. Это очень важно с точки зрения воспитания отношения к природе, умения ей сочувствовать, сопереживать. Можно предложить дошкольникам представить, что они превратились в деревья, камни, животных, капли воды или пылинки, попросить рассказать, как они чувствуют себя в том или ином образе, в той или иной ситуации. О чем могли бы попросить они людей.

Очень эффективно написание писем животным. Ребенок, написавший «дорогой ежик», «дорогой червячок», начинает более бережно относиться к миру животных. Дети любят волшебные сказки, что надо учитывать в процессе экологического образования. Например, предложить ребенку познакомиться с «волшебницей водой», поскольку вода в природе бывает самой разнообразной - она бывает ключом из-под земли, течет в реках, поднимается в небо облаком, выпадает дождем, ложится снегом на землю, замерзает сосулькой, значит, она умеет превращаться во что-либо, как волшебница! Предложите ребенку самостоятельно выполнить рисунок, на котором он изобразит реку летом и зимой, сосульку, росу или облако. Соединение всех рисунков позволит общими усилиями создать портрет «волшебницы-воды». Читая сказки «Дюймовочка», «Золотой ключик», можно найти описание водных растений и среды их обитания. В сказке «Дюймовочка» раскрываются особенности внешнего вида крота как подземного жителя (приспособленность к обитанию в почве). В сказке о Винни Пухе есть момент, когда главный герой пытается достать мед из дупла, при этом медвежонок, чтобы его не заметили пчелы, использует голубой и зеленый шарики, под цвет неба и листьев. Этот эпизод помогает объяснить роль окраски в жизни животных. Читая сказки, обратите внимание детей на описание сказочных полей, над которыми летают жареные утки и куропатки, и на молочные реки с кисельными берегами. Часто спастись героям помогают широкие реки и дремучие леса.

Особое внимание уделяется животным - помощникам человека. Впрочем, помогают они людям в определенных условиях, например, чтобы сохранить свою жизнь и жизнь своих детенышей: «Не ешь меня, я тебе еще пригожусь». А отношение Емели к щуке или старика к Золотой рыбке - это уже настоящий шантаж со стороны человека.

Анализируя сказки, можно выделить группу животных, которую люди считали своими врагами. Как правило, это хищные звери. Например, волк - злой, явно отрицательный герой. Это связано с опасностью, которую он представляет для людей и их хозяйства. В то же время большинство травоядных животных, особенно если они симпатичные, пушистые, вызывают сочувствие, наделяются положительными чертами. У нас существует стереотип, что хищные животные - плохие, злые, им нет места рядом с человеком. Волк и крокодил не нуждаются в нашей защите и помощи. В формирование такого отношения вносят вклад и сказки. Такое мнение не вполне грамотно с точки зрения экологии.

Через сказки дети хорошо усваивают характеристики животных сказок: волк - злой, лиса - хитрая, заяц - трусливый. Очень часто эти представления у детей остаются на всю жизнь. Поэтому важно помнить, что в таких характеристиках нашли отражение взаимоотношения людей с животными и наблюдение за ними во время охоты или защиты от них домашних животных. Конечно, у человека более теплое отношение к корове, дающей молоко, чем к волку, который может напасть на эту корову. А Э. Успенский сделал обаятельным и симпатичным крокодила Гену, вызвав тем самым у детей доброе отношение к животному, которое, как правило, в русских сказках выполняет ту же роль, что и волк. Таким образом, выбирая сказки для чтения детям, необходимо внимательно вдуматься в их содержание. Если для общего развития ребенка подходят любые сказки, то для экологического воспитания следует отбирать наиболее точные с точки зрения ценности. Задача педагогов и родителей почувствовать границу применения метода, не довести его до абсурда, не злоупотреблять занимательностью сказки. Корректное использование сказок в экологическом образовании должно сокращать расстояние между сложными современными проблемами и сознанием ребенка. Дети же, читая и сочиняя или анализируя сказки в процессе изучения природы, относятся к этому серьезно и с интересом, понимая, однако, что участвуют в своеобразной игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказки в экологическом воспитании детей.

    Известно, что дети лучше воспринимают и запоминают эмоционально окрашенный материал. Внимание ребенка привлекают также новизна, необычность исследуемых объектов, нестан...

Театрализованная сказка «На сказочной полянке» Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Цель: формирование представлений о ценности окружающей природы в музыкальной импровизации, связанной с  образами обитателей леса и фантазийными персонажами....

Технология использования сказки в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Глобальные проблемы современности, несущие угрозу человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования. В современном обществе прослеживается явное противоречие между  позит...

«Экологическое воспитание детей через экологические сказки»

Проект по экологическому воспитанию детей 5-6 лет...

семинар для родителей "использование элементов сказки в экологическом воспитании детей"

Предлагаемый список —попытка собрать вместе сказки на экологические темы....

«Экологические сказки, как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Экологическое образование включает в себя знакомство с бесконечно разнообразным миром природы. Основные задачи такого образования заключаются в формировании у дошкольников элементов экологического соз...

«Экологическое воспитание детей посредством использования экологической сказки»

В настоящее время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной п...