семинар для родителей "использование элементов сказки в экологическом воспитании детей"
консультация
Предлагаемый список —попытка собрать вместе сказки на экологические темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_dlya_roditeley_ispolzovanie_elementov_skazki.docx | 10.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар для родителей
Использование элементов сказки в
экологическом воспитании детей.
Уважаемые родители !
Предлагаемый список —попытка собрать вместе сказки на экологические темы. Характерная особенность их заключается в том, что экологическое содержание всегда реально, а фантастические события и образы делают эту реальность увлекательной, хорошо запоминающейся и понятной детям.
Наш список открывает замечательная пьеса-сказка С. Маршака «Двенадцать месяцев», написанная по мотивам других славянских сказок. Здесь лес, наряду с другими героями, является равноправным действующим лицом, потому что самые важные события сказки, где причудливо переплетается волшебное и реальное, происходят именно в лесу. Иногда, оценивая поступки людей, он выступает либо помощником, либо строгим судьёй. Олицетворением могущественных сил природы становится сказочный ансамбль двенадцати братьев-месяцев. Увлекательно и интересно Маршак-сказочник повествует о закономерной смене времен года, о связанных с ней изменениях в неживой и живой природе. Эти законы настолько непреложны, что даже волшебное колечко, ускоряя течение времени и, таким образом, творя чудеса, не может пропустить ни один месяц с типичными для него природными явлениями. Ведь смена времен года обусловлена вращением Земли вокруг Солнца, и нет такой, даже чудодейственной силы, которая могла бы нарушить эту природную закономерность.
И смену времен года, и солнечный свет, и тепло, и почвенное плодородие, и воду — все это экологи называют абиотическими факторами, т.е., явлениями неживой природы, которые обусловливают жизнь живых организмов на Земле.
О важности солнца и почвы для выращивания хлеба насущного рассказывает сказка А. Исаакяна «Самая нужная вещь», а из легенды В. Немировича-Данченко «Ключ врага милосерднбго» дети узнают о живительной силе воды.
Взаимоотношения растений и животных между собой или, как говорят экологи, биотические взаимоотношения в природе ещё более разнообразны, чем отношения живого и неживого. Писатели, которые тонко чувствуют и понимают природу и всё, что в ней происходит, создали много замечательных сказок, отражающих всю широту и разнообразие экологических отношений между организмами. Этот сборник включает лишь некоторые из них.
Сказка Н. Павловой «Под кустом» популярно объясняет, что каждое растение благополучно произрастает лишь там, где находит для себя подходящие условия. Гусиный лук прорастает очень рано весной, когда лес ещё не покрылся зеленью, поэтому для развития ему достаточно солнечного света и тепла. Гусиный лук успевает расцвести, отцвести и оставить семена, пока на кусте не выросли листья. После этого его луковице хорошо в тени, и она под густой тенью «серого» куста накапливает запасы питательных веществ, чтобы прелестный цветок вновь расцвёл следующей весной. Другие растения пробуждаются
позже, им было бы темно под тенистым кустом, и поэтому они не растут там. Обсуждая эту сказку с детьми, можно добавить, что и животные не живут где попало, а подбирают себе благоприятные для жизни условия. Об этом можно узнать из сказки В. Бианки «Теремок», в которой рассказано, как одно и то же местообитание (дупло) может быть использовано разными животными.
Сказка Н. Познякова «Росянка» рассказывает о необычных взаимоотношениях маленького болотного растения и болотной мухи. Росянка — это хищное растение. В нашей природе таких видов немного. Прозрачные капельки на листьях — это густая слизь, которая парализует насекомых. По составу она близка к желудочному соку животных. Жертва переваривается 2-3 дня. Из неё растение усваивает питательные вещества. После этого листочек растения разворачивается и непереваренные остатки уносит ветер. Так росянка за счёт насекомых пополняет нехватку питательных веществ в болотной почве.
Из сказки Г. Сладкова «Бюро услуг» дети узнают о взаимозависимости животных друг от друга. Конечно, в реальной природе, сбрасывая с деревьев шишки, или создавая другим видам возможность добыть корм животные не думают друг о друге. Например, дятел, стуча крепким клювом по старым деревьям, может найти для себя пищу. Именно это, а не желание подготовить удобное местообитание для других, побуждает его выдалбливать дупла. Сорока несправедливо отказала волку включить его в бюро услуг. В природе волк убивает слабых и больных животных, поскольку здоровых и сильных ему не поймать. Таким образом он регулирует численность и оздоравливает популяции диких животных, оказывая им неоценимую услугу. Экологам хорошо известно, к какому страшному мору от голода или эпидемий может привести продолжительное исключение хищников из биоценозов (сообществ живых организмов). В природе у каждого вида своя важная функция, которую он призван выполнять для благополучия сообщества, в которое он входит.
Замечательные экологические сказки принадлежат перу современного детского писателя и поэта Б. Заходера. В сказке «Серая Звёздочка» писатель не только показывает полезность жабы — истребителя вредителей сада, но и подчёркивает её незаменимую функцию в сообществе окружающих её организмов, рассказывая, что когда жаба по имени Серая Звёздочка поселилась в саду, цветам стало гораздо легче. «Кусты и Деревья защищали от врагов Птицы, а Цветы защищать было некому — для Птиц они слишком низенькие.» Так писатель показал экологическую нишу жабы. К тому же можно добавить, что жабы ловят насекомых ночью, когда птицы спят. Понятие экологическая ниша не следует путать с понятием местообитание. Оно гораздо шире, в его содержание входит функция организма в экосистеме.
Благополучие в природе поддерживает вся совокупность видов, характерная для конкретных сообществ. Уничтожение или исключение из общего многообразия даже одного вида может нарушить природное равновесие и вызвать гибель или уход из этого местообитания других видов. Об этом «Сказка Про Всех На Свете» Б. Заходера.
О сложных взаимоотношениях в природных сообществах и «Сказка про козявочку» Д. Мамина-Сибиряка. На содержании этой сказки можно объяснить детям, что такое межвидовая конкуренция: когда сталкиваются интересы козявочки и шмеля, козявочки и червячка (гусеницы). Можно обратить внимание детей и на то, что в сказке приведены начальные звенья пищевых цепей: цветочный сок (растение) — козявочка (насекомое) — воробей, стриж, рыба, лягушка ... Эти цепочки можно продолжить, если предположить, что птичку или рыбку ловит и съедает кошка, лягушку — щука, а щуку — человек.
«Лесная сказка» Д. Мамина-Сибиряка рассказывает о том, как на вырубках происходят сукцессии, т.е. смены одних растительных сообществ другими, о конкуренции между различными лесными породами деревьев и трав, о том, как распространяются семена и как важен лес для реки. Здесь же уместно подчеркнуть, что когда рубят старые леса, совершенно необходимо оставлять могучие деревья на семена, чтобы через годы на вырубке мог возобновиться хороший лес.
Особое место среди экологических сказок занимают те, которые отражают взаимоотношения человека и природы. Среди таких сказок «Белая цапля» Н. Телешова. В ней писатель предупреждает людей, что массовое уничтожение красивых животных к добру не приведёт. Уничтожать птиц и зверей ради украшений недостойно человека, тем более это недопустимо в период размножения животных.
В лучших фольклорных традициях написана сказка «Девочка Брусничка и Лесной дед» Н. Надеждиной. Ярким, колоритным языком писательница рассказала о щедрости леса. В другой сказке «Не уходи, Аук!» писательница поведала о бедах, которые преследуют людей, когда лес уходит от них. В ней говорится и о значении леса, о том, как надо беречь и ценить природу.
Наш список завершает очень современная, написанная с большим юмором приключенческая сказка Э. Успенского «Отпуск крокодила Гены». В ней любимые детьми герои становятся защитниками природы. Весёлая и лёгкая по форме сказка содержит серьёзную воспитательную цель — показать неприглядность потребительского, отдыха на природе и, подчас, бессмысленность производств, загрязняющих и оскверняющих всё вокруг.
Читая эти увлекательные сказки, каждая из которых своеобразна и хороша, дети не только незаметно для себя расширят свой экологический кругозор, но под руководством педагогов и родителей должны почувствовать свою причастность к благополучию в природе и ответственность за сохранение её богатств и красоты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказки в экологическом воспитании детей.
Известно, что дети лучше воспринимают и запоминают эмоционально окрашенный материал. Внимание ребенка привлекают также новизна, необычность исследуемых объектов, нестан...
Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема: "Формирование экологической культуры у дошкольников"
Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема выступления: Формирование экологической культуры у дошкольников"...
"Значение развивающих занятий с элементами опытов в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"
Для более эффективного педагогического процесса необходимо большее внимание в работе с дошкольниками уделять проведению опытов с объектами живой и неживой природы, т.к. именно экспериментирование явля...
Технология использования сказки в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
Глобальные проблемы современности, несущие угрозу человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования. В современном обществе прослеживается явное противоречие между позит...
Семинар – практикум для педагогов на тему: «Экологическое воспитание детей средствами ТРИЗ педагогики»
Задачи:- Познакомить педагогов с технологией ТРИЗ;- Повысить их компетентность в сфере инновационных технологий;- Познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технологии ТРИЗ;- Формировать ж...
сказки и экологическое воспитание детей
как развить фантазию ребенка, сделать учебу привлекательным, интересным, творческим процессом...
семинар для воспитателей "использование элементов сказки в экологическом образовании детей"
Использование сказок или их элементов позволяет развивать творческие способности, фантазию, речь, умение мыслить....