семинар для воспитателей "использование элементов сказки в экологическом образовании детей"
консультация

Использование сказок или их элементов позволяет развивать творческие способности, фантазию, речь, умение мыслить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sem_dlya_vospit_isp_el_skazki.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для воспитателей

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СКАЗКИ В
ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ»

На развитие и воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста большое влияние оказывает знакомство с миром сказок. Интерес детей к чтению сказок, их составлению, рисованию на сказочные темы может использоваться в экологическом образовании. Использование сказок или их элементов позволяет поддерживать естественный интерес детой к жизни обитателей природы, развивать творческие способности, фантазию, речь, умение мыслить.

Под элементами сказки понимается комплекс приемов обучения: использование, адаптация и составление сказок для объяснения понятий, явлений природы; перевоплощения детей в сказочных персонажей и т. п.

В данной статье приводятся некоторые примеры использования элементов сказки в экологическом воспитании дошкольников. Сразу заметим, что не все известные сказки могут быть использованы в практике экологического обучения и воспитания детей. Например, нецелесообразно использовать сказки, в которых хищные животные - отрицательные персонажи, экологически неграмотные сказки или сказки, проповедующие потребительский подход к природе и т. п.

Для учебно-воспитательной работы с детьми в духе охраны окружающей среды интерес представляют сказки, в которых речь идет о природных явлениях, природных объектах, их внешнем виде, питании, поведении и т. п. Например, при изучении животных, обитающих под землей (крот), детям было предложено подумать над вопросом: правильно ли Г. X. Андерсен описал подземных собак, сторожащих сокровища, в своей сказке «Огниво»?

Благодатный материал дают сказки «Дюймовочка» и «Золотой ключик», в которых описываются не только сами растения, но и их среда обитания. Например, в обеих сказках бела т кувшинка показана в своем родном «доме» — в озере и на болоте со стоячей водой. А сказка «Кит и кот» В. Заходера помогает детям уяснить, что каждое животное может существовать только в своей среде обитания, к которой оно приспособлено.

При знакомстве со свойствами воздуха, ветром как движущимся воздухом, полезно использование фрагментов сказок Ю. Олеши «Три


«Сказка о царе Султане» («Ветер по морю гуляет...»).

('Сказки помогают формировать представления детей о пищевых цепях.) Примером тому может служить сказка В. Бианки «Сова». После того, как дети прочитали эту сказку, предлагалась игра с имитацией пищевых связей: дети получали карточки с изображениями животных и растений и выстраивались в цепочку друг за другом. Скажем сразу, что применение этой игры носат спорный характер: ведь дети, конечно, звали, что они играют, и знали, что их понарошку должен кто-то съесть, и реагировали на это зачастую болезненно. Вообще, многие сказки В. Бианки н Б. Заходера дают прекрасные возможности для объяснения многих экологических понятий - о различии в питании растений и животных («Почему деревья не ходят»), о значении различных животных в природе «(Серая звездочка») и др.

Чтение сказок создает основу для проведения игр, конкурсов, наблюдений, рисования. Дети воспринимают содержание сказок через определенные образы, которые с удовольствием воспроизводят на листе бумаги, вкладывая в рисунки свое отношение и свои знания с помощью красок, форм, сюжета.

Для объяснения некоторых природных закономерностей использовались сказки, написанные педагогами, автором, детьми. Так, сказка «Чей дом лучше?» представляет из себя инсценировку, герои которой спорят о преимуществах своих домов. Эта сказка помогает детям представить разнообразие местообитаний различных живых организмов в природе. А сказка «Жила-была река» обращает внимание детей младшего возраста на такую проблему, как загрязнение окружающей среды, состояние рек своего края. Сказка «В гости к опасным растениям» познакомила дошкольников и младших школьников с растениями, которых надо остерегаться, поскольку они ядовиты, и в то же время беречь, поскольку они красивы, используются животными и человеком для лечения некоторых болезней.

В младшем возрасте дети любят играть, участвовать в различных театрализованных праздниках. Они с удовольствием участвуют в авторских инсценировках "Кто в муравейнике живет" и «Ходит капелька по кругу». В этих инсценировках, наряду ос детьми, взявшими роли героев сказки, нередко участвуют и ведущие тоже в роли каких-либо сказочных персонажей, любимых детьми.

Например, на занятия с дошкольниками по теме «Воздух» приглашались персонажи сказок, так или иначе связанные с темой занятия: Знайка и Незнайка, летавшие на воздушном шаре; Карлсон, умеющий летать   К примеру, Карлсон, пролетевший над городом, заболел от загрязненного дымом и выхлопами машин воздуха, и спасти его смогла только балка варенья. Этот сюжет позволяет поставить перед юными горожанами проблему загрязнения воздуха и пагубных последствий этого явления. Конечно, дети восприняли это с сопереживанием и задумались над тем, как сделать в своем городе воздух чище и здоровее.

Нередко в нашей практике использовался Боровичок, который помогал объяснять различный материал экологической направленности: о ядовитых растениях («В гости к ядовитым растениям») и о том, как избежать опасности при встрече с ними. От имени таких сказочных персонажей, как Русалка, Берендей, Леший, Кикимора, Водяной, Баба-яга, написана «Жалобная книга сказочной природы», герои которой в своих жалобах рассказывают о влиянии деятельности человека на загрязнение, оскудение и разрушение природы - вод, почв, леса, болота и т. п. Они просят детей помочь им очистить берега рек от мусора, лес - от консервных банок, помочь сохранить дары леса, луга, рек и болот...

Интерес детей к сказкам и проблемам окружающей природной среды значительно усиливается в том случае, когда они сами становятся создателями сказочных сюжетов. Дошкольники в младшие школьники с удовольствием составляют сказки на самые различные темы. Особенно много сказок они сочинили после изучения ряда тем, связанных с водой и ее свойствами. Это явилось важным показателем усвоения материала этой темы.

Кроме того, использовался сказочный прием, — письма животных ребятам, в которых они рассказывали о местах обитания, опасностях, которые их подстерегают, и как они с ними справляются - меняют окраску, убегают, прячутся, замирают, приобретают покровительственную окраску и т. п. Таким объектом могло быть и дерево - «свое» дерево в одноименном проекте, от имени которого раскрывались все сведения и к которому у ребенка формировалось личностное отношение.

Одной из форм создания детьми сказок явилось составление сказочной рекламы из жизни обитателей природы. Ее составление требовало знаний о животном и месте его обитания. Удачное составление рекламы вызывало у детей неподдельный интерес. Если при этом подчеркивалась значимость данного животного или места его обитания в духе современной рекламы, - интерес возрастал. Например: «Муравейник - это недвижимость, которая всегда в цепе!»

Таким образом, использование элементов сказок может стать дать детям знания по экологии в доступной форме, заложить интерес к природе, формировать эмоциональное отношение к ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Экологическая сказка в экологическом образовании ребенка»

Экологическое образование в широком смысле процесс (или результат) освоения определенного обществом уровня экологической культуры и связанный с ней уровень индивидуального развития (экологическая...

Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста средствами познавательной сказки

Методический материал содержит рекомендации по экологическому образованию детей средствами экологической сказки....

«Использование элементов ТРИЗ в экологическом образовании младших дошкольников»

Консультация  по использованию элементов ТРИЗ в экологическом образовании младших дошкольников...

Семинар для воспитателей "Новые подходы по организации экологического образования детей в ДОУ"

В  семинаре отражены новые подходы в работе с дошкольниками в области экологического образования....

семинар для родителей "использование элементов сказки в экологическом воспитании детей"

Предлагаемый список —попытка собрать вместе сказки на экологические темы....

Семинар-практикум с элементами тренинга «Создание экологической развивающей среды в ДОО»

Цель: создать благоприятную атмосферу для проведения семинара- практикума с элементами тренинга «Создание экологической развивающей среды в ДОО», передать присутствующим педагогам навыки в...