«Развитие творческих способностей ребёнка»
консультация
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Творческие способности связаны с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) – талантом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 342.34 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Подготовила: Полевая Н. А. воспитатель
«Развитие творческих способностей ребёнка»
Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Творческие способности связаны с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) – талантом.
В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются:
- Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность.
- Развитие качеств мышления, которые формируют креативность; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления
- .Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:
1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.
2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.
3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до "потолка " своих возможностей.
4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т.д.
5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
Показатели творческих способностей дошкольников:
- открытость новым идеям, интерес к неизвестному;
-склонность изменять стереотипы, отказываться от шаблонов, отходить от образцов;
- умение выходить за рамки заданной другими ситуации;
- быстрота аналогий, ассоциаций;
- умение подойти к проблеме с разных точек зрения;
- умение вносить что-то новое, высказывать оригинальные идеи;
- высокая познавательная активность, любознательность;
- умение быстро переходить от одного способа решения к другому; переключаться;
- умение замечать связи между признаками, формально между собой не связанными;
-способность воспринимать объекты комплексно, целостно, выделять в них главное;
- развитое воображение, метафоричность (создание фантастических идей);
- умение удивляться;
- способность прогнозировать, формулировать гипотезы.
Наличие в деятельности дошкольника большинства с обозначенных показателей свидетельствует о том, что его можно считать креативом.
Советы родителям по развитию творческих способностей детей
• Избегайте неодобрительной оценки творческих попыток ребенка - не следует говорить, как можно улучшить его произведение. В этом случае, как бы ни старался ребенок, результат все равно недостаточно хорош.
• Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или "за гранью".
• Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток "шефства" может затруднить творчество.
• Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного (быть недобрым, агрессивным).
• Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими.
• Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка. Избегайте критиковать первые опыты - как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.
• Постарайтесь найти ребенку сверстника с такими же способностями. Для ребенка школьного возраста очень важно иметь друга того же возраста и пола. Одаренная девочка должна знать сотню детей, чтобы найти одну подругу, похожую на нее. Нельзя позволять ребенку погружаться в одиночество и избегать общения.
• Обогащайте окружающую среду ребенка новыми разнообразными предметами с целью развития любознательности.
Творческие возможности человека прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению и далеко не всегда отражаются в тестах на интеллект. Большинство тестов креативности ориентировано на выявление способностей к альтернативному, отступающему от логики мышлению. В этих тестах нет правильных и неправильных решений, поощряется и стимулируется порождение нетривиальных, необычных и неожиданных решений.
Занимательные игры для развития творческого мышления.
1. Игра «Хорошо и плохо»
Игра развивает умение находить в одном и том же предмете противоречия и противоположные свойства, смотреть на предмет с разных точек зрения, учит разносторонности. Ведь способность находить противоречия − это основа парадоксального мышления.
Дети обычно оценивают все в двух категориях − хорошо и плохо. На такой оценке и основана эта игра. 1. Осень, весна, лето, осень; 2. Солнце, ветер, огонь, снег, дождь; 3. Спать, гулять в лесу, лазать по горам, кушать; 4. Делать зарядку, умываться, пить лекарства; 5. Стекло, утюг, тарелка, нож.
Например. Лето хорошее, так как летом тепло, можно загорать, купаться, не нужно долго одеваться. А плохое, так как иногда летом бывает слишком жарко, можно обгореть на солнце и т. д. Огонь хороший, так как согревает, разогревает еду, сжигает опавшие листья, а плохой, так как обжигает кожу, вызывает пожары. Нож: хорошо, так как им можно порезать продукты, а плохо, так как нож может порезать пальцы.
2. Игра «Противоположности»
Игра также направлена на развитие умения находить противоположные свойства одного и того же предмета. В ней Вы сразу называете противоположные свойства и признаки, а малыш должен догадаться, какие явления или предметы могут обладать этими свойствами.
Например: 1. Острый − тупой (нож). 2. Злая − добрая (собака). 3. Холодный − горячий (холодильник, утюг). 4. Мелкое − глубокое (озеро, море). 5. Грустный − веселый (человек). 6. Сильный − слабый (человек, животное, ветер).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль театрализованной деятельности в развитие творческих способностей ребёнка.
Театральное искусство оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребёнка. Занятие театрализованной деятельностью развивают его память,внимание,совершенствуют речь и пластику движений,способст...
Доклад на тему:"Нетрадиционные методы рисования,как средство развития творческих способностей ребёнка, оказавшихся в трудных жизненных условиях.
Рекомендации педагогам о развитии творческих способностей детей нетрадиционными методами рисования....
Консультация для родителей "Развитие творческих способностей ребёнка при помощи рисования"
Консультация о том, как помочь своему ребёнку раскрыть свои творческие способности средствами рисования...
«Развитие творческих способностей ребёнка»
Вовлечение родителей в образовательную деятельность«Развитие творческих способностей ребёнка»Цель: Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.Под звучание спокойной музыки род...
Развитие творческих способностей ребёнка средствами рисования нетрадиционными способами
Влияние нетрадиционных методик рисования на творческий потенциал дошкольников, гармоничное развитие психики в целом....
«Значение нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей ребёнка»
Консультация для родителей «Значение нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей ребёнка»...