Консультация для родителей "Развитие связной речи у детей с ТНР с помощью мнемотехники"
консультация (старшая группа)
Развитие связной речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте. Дети часто испытывают затруднений при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать литературное произведение, последовательно составить описательный рассказ, затрудняются определить место звука в слове, с трудом запоминают стихотворный материал.
Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие связной речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте. Дети часто испытывают затруднений при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать литературное произведение, последовательно составить описательный рассказ, затрудняются определить место звука в слове, с трудом запоминают стихотворный материал.
Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Для повышения результативности работы в данном направлении можно применять такие эффективные приёмы мнемотехники – мнемосхемы.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве наглядного материала мнемотаблиц. Содержание мнемотаблицы – это графическое изображение предметов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путём выделения главных смысловых звеньев сюжета, т.е. можно нарисовать всё то, что посчитает нужным.
Главное – нужно передать условно-наглядную
схему, изобразить так, чтобы нарисованное
было понятно детям. Для изготовления
мнемотаблиц не требуются
высокие художественные
способности.
Приём мнемотехники строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов. С их помощью дети преобразуют абстрактные символы в образы. Используя приёмы наложения и приложения, дети выкладывают из мнемоквадратов мнемодорожки, а, следовательно, составляют предложения, сочиняют небольшие сказки, рассказы. Затем переходим к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам. Мнемодорожка, как и мнемотаблица несёт обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребёнка.
Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и используются для:
- Обогащения словарного запаса;
- При обучении составлению рассказов;
- При пересказах художественной литературы;
- При отгадывании и загадывании загадок;
- При заучивании стихотворений.
Мнемотаблицы облегчают и ускоряют процесс запоминания текстов, формируют приёмы работы с памятью. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Заучивание стихотворений с помощью мнемотехники становится для дошкольников делом весёлым, эмоциональным.
Работа с мнемотаблицами имеет свои этапы:
1 этап: Рассматривание таблицы. Педагог и ребята разбирают, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, составляется рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
При заучивании стихотворения можно составить мнемотаблицу, которая отражает назывные понятия:
При пересказе сказки «Заюшкина избушка» затруднение составляет запоминание последовательности появления героев.
При обучении составлению рассказов в мнемотаблице показываются не только назывные понятия, а и продолжительные действия.
Приведём пример составления рассказа о зиме.
«Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.
Работа по развитию речи с использованием мнемотехники – это начальная, наиболее значимая и эффективная работа, так как позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Благодаря данному виду работы у детей появляется желание
пересказывать сказки, тексты, придумывать
интересные истории – как на занятии, так и
в повседневной жизни.
Расширяется круг знаний об окружающем
мире.
Расширяется активный и пассивный словарный запас. Появляется интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм. Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Использование мнемотехники позволяет повысить уровень развития связной речи у детей и одновременно решить задачи, направленные на развитие основных психических процессов, а это в свою очередь позволяет в достаточной степени подготовить детей к обучению в школе.
«Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам,
И он будет долго и напрасно мучиться над ними,
Но свяжите с картинками двадцать таких слов –
И ребёнок усвоит их на лету…»
Ушинский К.Д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование связной речи у детей с ОНР с помощью мнемотехники.
Система работы с мнемотаблицами по формированию связно речи у детей с ОНР....
Консультация родителей: Развитие связной речи у детей
Консультации для родителей по развитию связной речи в домашних условиях...
Развитие связной речи у детей логопедической группы с помощью «детских кроссвордов».
Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс. Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для успешного обучени...
Консультация для воспитателей "Развитие связной речи у детей с ТНР с помощью мнемотехники"
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главн...
Доклад к презентации "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с помощью мнемотехники".
quot;Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с помощью мнемотехники"....
Модифицированная программа "Развитие связной речи у детей старшего возраста посредством использования мнемотехники"
Хорошая речь - важнейшее условие всесторонненго полноценного развития детей....
"Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники"
В данном методическом пособии рассматривается мнемотехника, как совокупность методов и приемов, которая способствует развитию связной речи. Раскрываются вопросы, такие как для чего нужна мнемотехника,...
- Мне нравится (1)