Инноваионный опыт работы«Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР с помощью мнемотехники» - 2024
учебно-методический материал по логопедии

Аршинова Ольга Николаевна

Инновационный опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_2024.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Тема моего инновационного опыта «Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР с помощью мнемотехники»

Информация об авторе:

Я, Аршинова Ольга Николаевна, работаю воспитателем  в MДОУ  «Детский сад № 29» г. о. Саранск

Образование: высшее, Мордовский ордена Дружбы народов госуниверситет имени Н.П.Огарёва, специальность «Русский язык и литература», квалификация «Филолог, преподаватель русского языка и литературы»», 1986 г.

Педагогический опыт (общий и в данной образовательной организации):

всего - 38 лет, в этой организации -  12  лет

Актуальность, основная идея, теоретическая база, новизна

   Одной из актуальных проблем детей с общим недоразвитием речи является плохое качество связной речи. В сфере особого внимания находятся монологические навыки, программирование высказываний, составление рассказов и пересказ.

   Дети с общим недоразвитием речи характеризуются плохим словарным запасом, неспособностью координировать слова в предложении, дефектным произношением звуков, нарушением слоговой структуры слов. Кроме того, большинство из них страдают нарушениями внимания, памяти, несовершенством логического мышления, что создает дополнительные трудности в освоении связной речи.

   Мой опыт показывает, что эффективными корректирующими средствами в обучении связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи являются методы мнемотехники. Это обуславливается тем, что у дошкольников память непроизвольная: они лучше запоминают факты, объекты, явления, события, близкие их жизненному опыту, но их слуховая память и продуктивность памяти существенно снижаются по сравнению с другими детьми.

Основная идея опыта.

    Ведущей педагогической идеей моего опыта является создание условий для внедрения мнемотехнических технологий в образовательный процесс для повышения уровня образования связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР.

    Продолжительность работы над инновационным опытом  составляет более двух лет, так как дети посещают логопедическую группу в течение 2 лет.

    Теоретическая основа опыта, опирающаяся на современные педагогические теории; заимствование новаторских систем или их элементов.

Еще С.Л. Рубинштейн и Л.В. Эльконин выделили факторы, облегчающие процесс становления речи, по их мнению, одним из таких факторов является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

   К.Д. Ушинский в своих работах указывал, что главная цель в развитии речи научить ребенка правильно выражать свои мысли, развивать его мыслительные способности. Необходимо приучать детей самостоятельно приобретать знания об окружающих предметах, формировать у них способность к наблюдению. Связи с этим К.Д. Ушинский рекомендовал использовать различные методы развития речи и мышления, среди них наблюдение, рассматривание картинок, рассказы по картинкам.

   А.А. Леонтьевым было выдвинуто положение о внутреннем программированиu u высказыванuи, рассматриваемом как процесс построения некоторой схемы, на основе которой порождается речевое высказывание.

   На основании анализа научной литературы я выделила для себя  следующие подходы в работе с технологией мнемотехника:

- системный (мнемотехника используется в системе обучения и воспитания);

- личностный (мнемотехника используется с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка);

- деятельностный (развитие ребенка происходит в деятельности, он читает предложенные воспитателем схемы, таблицы и составляет свои);

- диалогический (процесс обучения происходит в форме диалога);

- культурологический (ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить);

- информационный (ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире);

- аксиологический (образовательная деятельность основана на идеях гуманистической педагогики, субъект - субъектное взаимодействие с детьми).

Цель моего опыта: развитие связной речи у старших дошкольников с ОНР с помощью приемов мнемотехники.

Гипотеза: при активном использовании мнемотехники на занятиях по обучению рассказыванию значительно улучшится овладение детьми связной речью, сделает рассказы детей связными, последовательными, а также будет способствовать развитию долговременной памяти у детей группы компенсирующей направленности.

Задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросам развития связной речи у детей с ОНР.

2. Выявить уровень развития связной речи дошкольников с ОНР.

3. Разработать тематическое планирование использования мнемотехники для повышения уровня развития связной речи у старших дошкольников с ОНР.

4. Создать базу дидактических материалов, необходимых для работы с детьми старшего дошкольного возраста в данном направлении.

5. Разработать рекомендации для родителей по использованию мнемотехники в домашних условиях.

   Новизна заключается в создании системы применения различных видов мнемотехники (картинок, мнемотаблиц, мнемоквадратов, мнемосхем, мнемодорожек), направленной на развитие связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи. Использование метода мнемотехники позволит повысить уровень развития связной монологической речи детей.

Технология опыта

    Работу по реализации своего опыта вела поэтапно в следующих временных периодах:

    Задействованы два потока пребывания детей в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая и подготовительная группы). Дети моей группы на основании заключения ТПМПК имеют следующий вывод: общее недоразвитие речи /ОНР III уровень/.

     На пeрвом этапе осуществляла подбор соответствующей методической литературы, проектировала наглядные пособий (изготовление мнемотаблиц и рисунков-схем), разрабатывала конспекты занятий. Была организована развивающая предметно-пространственная среда, соответствующая теме опыта.

    На втором этапе я предусматривала  введение в работу по развитию связной монологической речи и использование различных видов наглядности, используемых в мнемотехнике: мнемосхем, мнемодорожек, таблиц, мнемоквадратов.

  Я в своей работе использую  следующие элементы мнемотехники:

Мнемоквадраты - это понятные изображения, которые обозначают одно слово, или словосочетание, или простое предложение, его характеристики.

    Совместное создание мнемоквадратов, другим словом кодирование информации,  формирует у моих воспитанников ассоциативное мышление.

     Затем я усложняю работу, демонстрируя мнемодорожки- это квадрат уже из 3-4 картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.

   По мнeмодорожкам я со своими детьми  разучиваю короткие стихи, закодированные загадки, чистоговорки.

    И, наконец, самая сложная, на мой взгляд, структура-это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематических, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.

     Содержание заучиваемого или пересказываемого текста выбирается мной  в зависимости от поставленной речевой задачи. (это и составление рассказа - описания, и  составления сюжета сказки по картинкам).

Результативность опыта

    Анализируя работу, направленную на развитие связной монологической речи  с помощью мнемотехники, я  могу сделать выводы о положительных результатах - использование мнемотехники позволило мне повысить уровень развития связной речи у детей и одновременно решить задачи, направленные на развитие основных психических процессов, а это, в свою очередь, позволило мне адекватно подготовить детей к школе.

    Детские результаты:

* систематизация знаний детей по лексическим темам, закрепление знаний о мире;

* пополнение и активизация детского словаря;

* развитие логического и образного мышления, совершенствование связной речи;

* формирование целостности мира;

* умение вести диалог и работать вместе;

* возможность обратиться к взрослому с вопросом;

* умение ребенка отвечать на вопросы полным предложением.

    В заключение хочу отметить, что при использовании метода мнемотехники укрепляется память дошкольников, развивается их образное мышление, они запоминают тексты гораздо лучше, большие по oбъёму, легче и эмоциональнее. При таком способе работы стихи запоминаются детьми практически  целиком. Oбучение было для детей  моей группы веселым, эмоциональным делом, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, присутствующим.

Список литературы

Акимова Г. Память на «5» (эффективные мнемотехники для детей и взрослых).

Большева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники.

Волковская, Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с

общим недоразвитием речи

Малетина Н.С., Пономарѐва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР

Смышляева Т. Н., Корчуганова Е. Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников.

Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов

Чохонелидзе Т. Учим стихи по картинкам.

Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память

Интернет - ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"

МАТЕРИАЛ ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ И СОДЕРЖИТ ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Собственный инновационный педагогический опыт по теме: «Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР посредством мнемотехники»

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день актуальн...

Сообщение из опыта работы «Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников в играх - драматизациях».

Актуальность темы определяется не достаточностью вниманию  развитию произвольной выразительности речи у детей....

Опыт работы "Развитие творческих способностей у старших дошкольников через театрализованную деятельность"

Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Поэтому, как и многие педагоги, я стала искать  нетрадиционные пути во взаимодействи...

Опыт работы по теме « Формированию связной речи старших дошкольников с использованием мнемотехники и ТРИЗ-технологий»

Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Согласно...

Мнемотехника как эффективный способ развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения...