Инноваионный опыт работы«Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР с помощью мнемотехники» - 2024
учебно-методический материал по логопедии
Предварительный просмотр:
Введение
Тема моего инновационного опыта «Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР с помощью мнемотехники»
Информация об авторе:
Я, Аршинова Ольга Николаевна, работаю воспитателем в MДОУ «Детский сад № 29» г. о. Саранск
Образование: высшее, Мордовский ордена Дружбы народов госуниверситет имени Н.П.Огарёва, специальность «Русский язык и литература», квалификация «Филолог, преподаватель русского языка и литературы»», 1986 г.
Педагогический опыт (общий и в данной образовательной организации):
всего - 38 лет, в этой организации - 12 лет
Актуальность, основная идея, теоретическая база, новизна
Одной из актуальных проблем детей с общим недоразвитием речи является плохое качество связной речи. В сфере особого внимания находятся монологические навыки, программирование высказываний, составление рассказов и пересказ.
Дети с общим недоразвитием речи характеризуются плохим словарным запасом, неспособностью координировать слова в предложении, дефектным произношением звуков, нарушением слоговой структуры слов. Кроме того, большинство из них страдают нарушениями внимания, памяти, несовершенством логического мышления, что создает дополнительные трудности в освоении связной речи.
Мой опыт показывает, что эффективными корректирующими средствами в обучении связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи являются методы мнемотехники. Это обуславливается тем, что у дошкольников память непроизвольная: они лучше запоминают факты, объекты, явления, события, близкие их жизненному опыту, но их слуховая память и продуктивность памяти существенно снижаются по сравнению с другими детьми.
Основная идея опыта.
Ведущей педагогической идеей моего опыта является создание условий для внедрения мнемотехнических технологий в образовательный процесс для повышения уровня образования связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Продолжительность работы над инновационным опытом составляет более двух лет, так как дети посещают логопедическую группу в течение 2 лет.
Теоретическая основа опыта, опирающаяся на современные педагогические теории; заимствование новаторских систем или их элементов.
Еще С.Л. Рубинштейн и Л.В. Эльконин выделили факторы, облегчающие процесс становления речи, по их мнению, одним из таких факторов является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
К.Д. Ушинский в своих работах указывал, что главная цель в развитии речи научить ребенка правильно выражать свои мысли, развивать его мыслительные способности. Необходимо приучать детей самостоятельно приобретать знания об окружающих предметах, формировать у них способность к наблюдению. Связи с этим К.Д. Ушинский рекомендовал использовать различные методы развития речи и мышления, среди них наблюдение, рассматривание картинок, рассказы по картинкам.
А.А. Леонтьевым было выдвинуто положение о внутреннем программированиu u высказыванuи, рассматриваемом как процесс построения некоторой схемы, на основе которой порождается речевое высказывание.
На основании анализа научной литературы я выделила для себя следующие подходы в работе с технологией мнемотехника:
- системный (мнемотехника используется в системе обучения и воспитания);
- личностный (мнемотехника используется с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка);
- деятельностный (развитие ребенка происходит в деятельности, он читает предложенные воспитателем схемы, таблицы и составляет свои);
- диалогический (процесс обучения происходит в форме диалога);
- культурологический (ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить);
- информационный (ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире);
- аксиологический (образовательная деятельность основана на идеях гуманистической педагогики, субъект - субъектное взаимодействие с детьми).
Цель моего опыта: развитие связной речи у старших дошкольников с ОНР с помощью приемов мнемотехники.
Гипотеза: при активном использовании мнемотехники на занятиях по обучению рассказыванию значительно улучшится овладение детьми связной речью, сделает рассказы детей связными, последовательными, а также будет способствовать развитию долговременной памяти у детей группы компенсирующей направленности.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросам развития связной речи у детей с ОНР.
2. Выявить уровень развития связной речи дошкольников с ОНР.
3. Разработать тематическое планирование использования мнемотехники для повышения уровня развития связной речи у старших дошкольников с ОНР.
4. Создать базу дидактических материалов, необходимых для работы с детьми старшего дошкольного возраста в данном направлении.
5. Разработать рекомендации для родителей по использованию мнемотехники в домашних условиях.
Новизна заключается в создании системы применения различных видов мнемотехники (картинок, мнемотаблиц, мнемоквадратов, мнемосхем, мнемодорожек), направленной на развитие связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи. Использование метода мнемотехники позволит повысить уровень развития связной монологической речи детей.
Технология опыта
Работу по реализации своего опыта вела поэтапно в следующих временных периодах:
Задействованы два потока пребывания детей в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая и подготовительная группы). Дети моей группы на основании заключения ТПМПК имеют следующий вывод: общее недоразвитие речи /ОНР III уровень/.
На пeрвом этапе осуществляла подбор соответствующей методической литературы, проектировала наглядные пособий (изготовление мнемотаблиц и рисунков-схем), разрабатывала конспекты занятий. Была организована развивающая предметно-пространственная среда, соответствующая теме опыта.
На втором этапе я предусматривала введение в работу по развитию связной монологической речи и использование различных видов наглядности, используемых в мнемотехнике: мнемосхем, мнемодорожек, таблиц, мнемоквадратов.
Я в своей работе использую следующие элементы мнемотехники:
Мнемоквадраты - это понятные изображения, которые обозначают одно слово, или словосочетание, или простое предложение, его характеристики.
Совместное создание мнемоквадратов, другим словом кодирование информации, формирует у моих воспитанников ассоциативное мышление.
Затем я усложняю работу, демонстрируя мнемодорожки- это квадрат уже из 3-4 картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.
По мнeмодорожкам я со своими детьми разучиваю короткие стихи, закодированные загадки, чистоговорки.
И, наконец, самая сложная, на мой взгляд, структура-это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематических, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.
Содержание заучиваемого или пересказываемого текста выбирается мной в зависимости от поставленной речевой задачи. (это и составление рассказа - описания, и составления сюжета сказки по картинкам).
Результативность опыта
Анализируя работу, направленную на развитие связной монологической речи с помощью мнемотехники, я могу сделать выводы о положительных результатах - использование мнемотехники позволило мне повысить уровень развития связной речи у детей и одновременно решить задачи, направленные на развитие основных психических процессов, а это, в свою очередь, позволило мне адекватно подготовить детей к школе.
Детские результаты:
* систематизация знаний детей по лексическим темам, закрепление знаний о мире;
* пополнение и активизация детского словаря;
* развитие логического и образного мышления, совершенствование связной речи;
* формирование целостности мира;
* умение вести диалог и работать вместе;
* возможность обратиться к взрослому с вопросом;
* умение ребенка отвечать на вопросы полным предложением.
В заключение хочу отметить, что при использовании метода мнемотехники укрепляется память дошкольников, развивается их образное мышление, они запоминают тексты гораздо лучше, большие по oбъёму, легче и эмоциональнее. При таком способе работы стихи запоминаются детьми практически целиком. Oбучение было для детей моей группы веселым, эмоциональным делом, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, присутствующим.
Список литературы
Акимова Г. Память на «5» (эффективные мнемотехники для детей и взрослых).
Большева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники.
Волковская, Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с
общим недоразвитием речи
Малетина Н.С., Пономарѐва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР
Смышляева Т. Н., Корчуганова Е. Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников.
Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов
Чохонелидзе Т. Учим стихи по картинкам.
Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память
Интернет - ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"
МАТЕРИАЛ ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ И СОДЕРЖИТ ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ...
Собственный инновационный педагогический опыт по теме: «Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР посредством мнемотехники»
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день актуальн...
Сообщение из опыта работы «Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников в играх - драматизациях».
Актуальность темы определяется не достаточностью вниманию развитию произвольной выразительности речи у детей....
Опыт работы "Развитие творческих способностей у старших дошкольников через театрализованную деятельность"
Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Поэтому, как и многие педагоги, я стала искать нетрадиционные пути во взаимодействи...
Опыт работы по теме « Формированию связной речи старших дошкольников с использованием мнемотехники и ТРИЗ-технологий»
Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Согласно...
Опыт работы "«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМА«ДЕТСКОЕ БЛОГЕРСТВО»
Опыт работы по данной теме...
Мнемотехника как эффективный способ развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения...