Формы взаимодействия ДОУ с семьей
консультация
Одна из самых актуальных тем работы воспитателя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_vzaimodeystviya_dou_s_semyoy.docx | 25.31 КБ |
soprovozhdenie.ppt | 1.08 МБ |
Предварительный просмотр:
Одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и детских учреждениях. Цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, едины: воспитать здоровых, всесторонне развитых людей.
Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Но, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе невозможно. Роль семьи в воспитании и развитии ребенка также нельзя недооценивать.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д. Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:
- приобщение родителей к педагогическому процессу;
- расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
- пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
- создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
- информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;
- разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
- объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;
- проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
- уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Новый тип взаимодействия детского сада и семьи, использование новых форм работы является решающим условием обновления системы дошкольных учреждений.
Задача педагогов - заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.
Хотелось бы более подробно остановиться на нетрадиционных формах общения с родителями. Это :
• Совместные досуги, праздники.
• Участие родителей в выставках.
• Организация дней открытых дверей.
• Выпуск газет.
• Организация мини-библиотеки.
• Семинары – практикумы.
• Устные педагогические журналы.
• Игры с педагогическим содержанием.
• Занятия о профессиях, которые проводят родители.
Эффективной нетрадиционной формой работы с родителями можно считать мини-собрания. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две - три семьи, разделяющих ее позицию в семейном воспитании. На такие встречи приглашаются и семьи, находящиеся в поиске по вопросу, который будет обсуждаться на мини-собраниях. За чашкой чая происходит спокойное, доверительное общение. Изучается и передается опыт семейного воспитания.
Одной из форм повышения педагогической культуры родителей является родительская конференция. Ценность ее в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. Темы могут обсуждаться самые разные: моральное воспитание ребенка, подготовка к школе, ответственность родителей за воспитание своих детей. На конференциях выступают педагоги, работники районного отдела образования, учителя, психологи — все, кто работает в системе образования. Происходит обмен опытом семейного воспитания, организуются выставки рисунков, поделок родителей и детей, совместные концерты художественной самодеятельности.
Цель создания клубов отцов, бабушек, дедушек — увеличение круга взаимодействия семьи и детского сада. Их можно проводить в форме лектория для молодых родителей, чтобы дать молодым папам и мамам не только теоретические знания, но и научить их применять эти знания на практике. Здесь могут также проводиться конкурсы, выставки, лекции и т. д.
На совместных встречах в родительском клубе, за «круглым столом», во время дискуссии родители и педагоги имеют возможность лучше узнать друг друга, получить новую информацию. Общение в клубе позволяет каждому из участников не только высказать свое мнение, но и быть услышанным, сравнить свою позицию с позицией других родителей и педагогов. Родительские тренинги помогают выработать оценку разным способам воздействия на ребенка, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Например, невозможно испытывать чувства злости и гнева на ребенка и одновременно быть счастливым родителем; сея в душе ребенка негативные эмоции, нельзя получать взамен его улыбку и любовь.
Одной из форм работы с родителями на современном этапе является проведение различных конкурсов — вечеров вопросов и ответов. Такие формы работы позволяют родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, обсудить некоторые проблемы развития детей.
Пожалуй, ничто другое так не сближает педагогов и родителей, как совместный досуг детей и родителей (мастер-классы), где последние выступают полноправными участниками. При их подготовке родители задействованы практически во всех мероприятиях:
• обмене идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника, разучивании стихов, песен, танцев, работе над ролью;
• помощи в оформлении помещения;
• пошиве праздничных костюмов;
• подготовке отдельных номеров;
• изготовлении сюрпризов и подарков;
• подготовке праздничного стола.
Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству родителей, детей и воспитателей, устраняет отчужденность между ними.
Семьи с удовольствием участвуют в экскурсиях, походах выходного дня. Общение родителей между собой сплачивает и детей, помогает общению. Образуется общее поле интересов, действий детско-родительского сообщества в детском саду и дома. Участие родителей в соревнованиях способствует сближению членов семьи, формирует интерес к физической культуре, а через нее — к здоровому образу жизни.
Правила, необходимых для оптимального педагогического общения:
- обращение к родителям своих воспитанников только по имени;
- проявление искреннего интереса к ним;
- умение выслушать;
- проявление доброжелательности, улыбка в общении с ними;
- беседы о том, что интересует родителей и что они ценят выше всего;
- умение дать почувствовать родителям их значительность, проявление уважения к их мнению.
Итак, отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу.
Взаимодействие детского сада и семьи должно пронизывать всю воспитательно-образовательную работу в ДОУ. Необходимо следить за тем, чтобы педагоги использовали различные формы работы, уделяя внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей (беседы и другая работа должны подтверждаться практическими наблюдениями, совместной деятельностью детей и родителей и т.п.). Нужно отказаться от формального общения, монолога в пользу диалога с родителями и отдавать приоритет таким формам работы, как «круглый стол», вечера вопросов и ответов, совместные со взрослыми праздники и развлечения, педсоветы, дискуссионные клубы, выставки совместных работ родителей и детей, тренинговые занятия, помогающие родителям ориентироваться в различных ситуациях, анализировать их, находить оптимальные решения.
Необходимо постоянно расширять формы работы с семьей, использовать нетрадиционные методы относительно вопросов педагогического просвещения и воспитания родителей.
Только сотворчество педагогов с родителями может принести реальную пользу в деле образования детей. Родители станут вашими единомышленниками и помогут сделать жизнь детей в детском саду ярче, разнообразнее, радостнее.
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 41» Энгельсского муниципального района
Саратовской области
Современные формы взаимодействия ДОУ с семьёй
Воспитатель:Пузикова Т.П.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Взаимодействие с семьёй Цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, едины: воспитать здоровых, всесторонне развитых людей.
Семья и детский сад =
Детский сад – открытая система Придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями.
Взаимодействие педагогов и родителей приобщение родителей к педагогическому процессу; расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения; пребывание родителей на занятиях в удобное для них время; создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей; информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой; разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей; объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка; проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции; уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения
Нетрадиционные собрания формы проведения родительских собраний: ток-шоу; мастер-класс(совместное занятие детей с родителями); семинар-практикум; деловая игра; собрание-консилиум (групповое обсуждение)
Семья и детский сад связаны общими задачами в воспитании ребенка.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей: "Родительская газета, как форма взаимодействия ДОУ и семьи"
Цель газеты: • обеспечить психолого-педагогическое информирование родителей;• способствовать формированию нового менталитета родителей как воспитателей и изменить саму с...
Консультация для воспитателей.Формы взаимодействия ДОУ и семьи по формированию педагогической культуры родителей
В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные. Использование различных мет...
Формы взаимодействия педагогов с семьей ребенка дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями
Презентация раскрывает особенности форм работы с родителями в специальном дошкольном образовательном учреждении....
Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи
Взаимодействие педагога и родителей в воспитаниии ребёнка....
«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»
Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...
Консультация для воспитателей «Основные направления взаимодействия с семьями. Использование инновационных форм взаимодействия педагога с семьями воспитанников».
В статье рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников. Представлен принципиально новый подход к работе с родителями, где ведущими субъектами стано...
выступление на педсовете : "Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"
quot;Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"...