Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр
статья

Новикова Елена Анатольевна

Возрастные особенности формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста. Подборка дидактических игр по формированию и развитию пространственных представлений у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_novikova.docx18.23 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Пространственные представления и восприятия это ёмкие понятия, отражающие многогранность пространственных характеристик объективного мира. Форма, объем, протяженность объектов в длину, ширину и высоту, их местоположение в пространстве, пространственные отношения и расстояния между предметами, направления в пространстве представляют собой различные пространственные категории.

Сами по себе они являются довольно сложными для детского понимания. Далеко не сразу ребенок понимает, что это такое. Но к моменту поступления в школу он не только должен знать, где правая и левая рука, но и сам должен уметь применять эти понятия. Иначе ему будет трудно понимать учителя, а также учиться читать и писать.

Первый этап:

Познание собственного тела

Для малыша фразы «иди налево», «посмотри направо» не говорят ни о чем. Для начала ему необходимо запомнить, где правая и левая стороны на примере собственного тела. Чтобы облегчить ребенку это запоминание, можно, например, завязать на запястье правой руки ниточку. Теперь у малыша будет ориентир: где ниточка - там и правая рука. Старайтесь как можно чаще давать ребенку инструкции в игре и в жизни, используя понятие правый, подсказывая при этом, что это там, где ниточка. Самые первые игры на запоминание сторон тела очень простые: подними правую руку, закрой левый глаз, покажи левое ухо и т.п.

Позднее начинают формироваться категории:

«Направо» и «налево» как движение в нужную сторону

Для подросшего ребенка можно придумывать более сложные игры. В таких играх ему потребуется не только вспоминать, где право и лево, но и двигаться в этом направлении. Например, вы можете просить ребенка с закрытыми глазами поворачиваться или делать определенное количество шагов в нужную сторону.

В старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяется:

Ориентации на листе бумаги

Только после того, как ребенок выучил на собственном теле, где правая и левая стороны, верх и низ, можно учить его ориентироваться на листе бумаги. Не обязательно придумывать сложные и замысловатые игры. Просто когда ребенок садится рисовать, просите его изобразить что-то справа или слева на листе. Сначала лучше использовать только одно понятие в инструкции: «нарисуй солнышко на правой стороне». Уже потом можно присоединять понятия верх/низ и давать более сложные инструкции: «изобрази травку слева внизу листа», попросите закрасить самый правый предмет на листе. Чтобы ребенку было проще ориентироваться на листе, перед началом рисования попросите его поставить руки на края листа и напомните ему, где правая и левая рука. Пусть ребенок при этом догадается, что правая сторона листа там, где правая рука. 

Графический диктант

Еще один способ выучить право и лево - это графический диктант. Суть диктанта заключается в том, что ребенку необходимо вести ручкой или фломастером линию по клеточкам согласно инструкции. В результате получается какой-либо узор или рисунок.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Опыт работы«Формирование элементарных математических представлений у детей   дошкольного возраста посредством дидактических игр»Автор:ВоспитательМАДОУ№185Тюкавкина И.А...

Опыт работы на тему:«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Дидактическая игра – это  один из основных методов воспитательно-образовательной работы, так как в дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы п...

Методическое пособие "Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений»"

Пояснительная записка (актуальность, цель, задачи), организация работы в разных возрастных группах, перспективные планы, описание дидактических игр и упражнений, система работы с родителями...

Презентация «Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста с ОНР посредством подвижных игр»

laquo;Пространство»(наряду с временем) —это фундаментальное  понятие человеческого мышления, отображающее множественный характер  существования  мира,  его  неодн...