Презентация «Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста с ОНР посредством подвижных игр»
презентация по логопедии
«Пространство»(наряду с временем) —
это фундаментальное понятие человеческого мышления, отображающее множественный характер существования мира, его неоднородность. Множество предметов, объектов, данных в человеческом восприятии одновременно, формирует сложный пространственный образ мира, являющийся необходимым условием любой человеческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
peredelanaya_moya_prezentatsiya.pptx | 2.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЭТАПЫ РАБОТЫ: I этап: Ориентировка “на себе”- формирование представлений ориентировки в собственном теле: слева , справа; с точки отсчета «от себя» впереди, сзади. II этап: Ориентировка “от себя”- формирование пространственных представлений с точки отсчета «от предмета», «от другого человека». III этап: формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. IV этап: формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении. V этап: ориентировка в двухмерном пространстве формирование умений ориентироваться на плоскости .
I этап : Ориентировка “на себе” (в собственном теле). Направления работы: Освоение ребенком ориентировки на собственном теле. Основывается на знании пространственного расположения отдельных частей своего тела, умении ориентироваться в предметно-пространственном окружении “от себя”. Умение детей ориентироваться на другом человеке, на предметах.
Например, рассматривается машина : спереди кабина, кузов—сзади, внизу — колеса, передние и задние.
II этап : Ориентировка “от себя”. Умение различать основные группы направлений (вперед — назад, вверх — вниз, направо—налево , слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко ). Ориентировка от себя , от объектов, по отношению к которым определяется пространственное расположение других предметов. ТРЕНАЖЕРЫ
Игры на формирование пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко. игра «Что справа». Дети сидят вдоль края ковра. По всем сторонам ковра расположено по 5-6 игрушек. Вариант 1 . Ведущий просит детей вспомнить, где у них правая рука. Затем одному из детей предлагается встать в центр на ковре и назвать – какие игрушки расположены справа от него. При этом каждый следующий ребёнок повёрнут в другом направлении по сравнению с предыдущим. Вариант 2 . Ведущий или кто-нибудь из детей называет игрушки, расположенные в одном ряду и просят ребёнка, находящегося в центре ковра назвать – с какой они стороны. Вариант 3 . Ведущий просит одного из детей встать так, чтобы игрушки, сидящие по одной из сторон ковра (называет их), были справа от него . игра «На плоту»: Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Каждый стоит на воображаемом плоту. Ведущий задаёт индивидуально вопросы детям, при этом постоянно просит их изменить направление. Например, Петя, кто стоит у тебя слева; Маша, кто стоит сзади тебя; Серёжа, кто стоит перед тобой; все повернулись налево; Таня, кто стоит слева от тебя, и т.д. игра «Колокольчик»: Все дети сидят на ковре, один из них – водящий, он закрывает глаза. Ведущий отходит в какую-нибудь сторону и звонит в колокольчик. Тот, кто водит, должен назвать, – откуда слышен звон. Если называет верно, то становится ведущим.
III этап : Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. - уяснить значение таких пространственных предлогов, как: В, ПОД, НА, ЗА, посередине, между, направо – налево, справа – слева, шире- уже, длиннее- короче, ближе- дальше и т.д. - умение детей давать словесную характеристику пространственной ситуации.
Игры на формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. игра «Что изменилось?» . Перед детьми на столе в 2 (3) ряда расположены игрушки, по 3 (4) в каждом ряду. Ведущий предлагает всем детям посмотреть и запомнить расположение игрушек. Затем дети закрывают глаза. Вариант 1 : ведущий убирает какую-нибудь игрушку и просит назвать её и то место, где она находилась. Например, исчез дракоша , который был внизу между щенком и попугаем. Вариант 2: ведущий меняет местами две игрушки и просит назвать то место, где они были первоначально. Например, поросёнок сидел внизу слева, а мышка – наверху между щенком и телёнком. В роли ведущего может быть как педагог, так и ребёнок.
IV этап . Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении. Умения передвигаться в указанном направлении, изменять направление движения во время ходьбы, бега . Важно научить детей, действуя по указанию, различать направления движений . игра «Куда пойдёшь и что найдёшь». Перед игрой все дети рассаживаются полукругом перед полками с игрушками. Один из детей поворачивается лицом ко всем детям, но при этом не видит, куда ведущий спрятал игрушку. Затем ведущий даёт инструкции этому ребёнку. Например, сделай 2 шага вперёд, 3 шага влево, ещё 1 шаг вперёд, ищи на нижней полке. В роли ведущего вначале выступает педагог, затем – это может быть ребёнок, правильно выполнивший инструкцию. игра «Найди магнит». Перед детьми на магнитной доске разнообразные магниты. Каждый из них загадывает, – какой магнит он будет искать с закрытыми (завязанными) глазами. Дети по очереди выходят к доске, чтобы найти «свой» магнит, при этом остальные дети дают подсказки, где искать. Например, выше, выше, ещё выше, левее, чуть-чуть вниз.
V этап . Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве ). Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двумерном пространстве). игра «Назови соседей». Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов. Вариант 1 : ведущий просит найти изображение какого-то предмета и определить: - что изображено справа от него, - что нарисовано под ним, - что находится вверху справа от заданного предмета, и т.п. Вариант 2: ведущий просит назвать или показать предмет(ы), который(е) находятся: - в правом верхнем углу, - вдоль нижней стороны листа, - в центре листа, и т.п.
игра «Геометрический диктант». Перед детьми лежит лист бумаги и набор геометрических фигур. Ведущий даёт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг – в центр листа, и т.д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения. Вариант 1 : у ведущего заготовлен заранее лист с нарисованными геометрическими фигурами соответственно диктанту; Вариант 2 : кто-то из детей (под контролем педагога) выполняет работу на магнитной доске, которую затем можно повернуть ко всем детям. игра «Я еду на машине». Перед каждым ребёнком лист бумаги (А3) и маленькая машинка. Вариант 1 . Дети, слушая инструкции ведущего, передвигают машинку в нужном направлении. Например, в правом нижнем углу листа – гараж, оттуда мы поедем по нижней стороне листа в школу. Она находится в левом нижнем углу, а после школы мы поедем в зоопарк, который находится в правом верхнем углу, и т.д. Вариант 2 . Ведущий начинает игру, дети по очереди придумывают и проговаривают следующий ориентир. игра «Калейдоскоп». Для игры детям предлагается нарисовать орнамент или наклеить готовые формы (геометрические фигуры, вырезанные картинки) и рассказать о своей работе. Для этого воспитателю рационально будет дать тему работы. Например: «Закладка», «Коврик», «Лоскутное одеяло», «Пасхальное яичко», «Рамка для картины» и другие. игра «Укрась ёлку». У каждого ребёнка на листе нарисована ёлка, но все шарики на ней белые. Дети раскрашивают шарики по инструкции педагога.
Предполагаемый результат В результате продолжительной работы у дошкольников должны быть сформированы пространственные представления - дети умеют ориентироваться в схеме тела; - дети умеют ориентироваться в окружающем пространстве, понимают смысл пространственных отношений; -определяют своё местонахождение среди других людей и предметов; -обозначают в речи взаимное расположение предметов; -ориентируются на листе в клетку; -моделируют пространственные отношения между объектами в виде рисунка, плана, схемы; -умеют передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы); -проводят самоконтроль и самооценку выполненной работ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи детей дошкольного возраста через диалог посредством игры.
Исходя из своей работы, я пришла к выводу: у детей дошкольного возраста возникают затруднения в игре, потому что нарушена основная коммуникативная функция речи - быть средством общения. Появилась проб...
«Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством дидактической игры».Презентация
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют ...
Презентация "Укрепление здоровья детей дошкольного возраста через подвижные игры на свежем воздухе"
Детям очень нравится играть и на улице. Свежий воздух благоприятно влияет на здоровье детей. Подвижные игры на прогулке необходимы для общего физического развития, овладения и совершенствования двигат...
Выступление на педагогическом совете. Презентация. Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством логопедических игр и упражнений.
Песок, вода, немного фантазии и наскучившие упражнения «Кто у кого?», «Чей малыш?» «Папа, мама, я» приобретают второе дыхание. Этот метод позволяет заниматься в неп...
Презентация "Позитивная социализация детей дошкольного возраста посредством воспитания экологической культуры с использованием современный инновационных технологий
Презентация "Позитивная социализация детей дошкольного возраста посредством воспитания экологической культурыс использованием современный инновационных технологий"...
План по самообразованию "Развитие двигательной деятельности детей дошкольного возраста в ДОУ посредством подвижных игр
Цель данной разработки-совершенствование профессиональных компетенций по вопросам двигательной активности детей дошкольного возраста посредством двигательной активности. В разработаннои мат...
Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста в ДОУ посредством подвижных игр
В презентации описаны используемые приёмы и методы при организации игр, показана классификация подвижных игр- игры с правилами (сюжетные и несюжетные) и игры с элементами спортивных игр....