Личностно ориентированный подход к ребенку-создание ситуации успеха для каждого
статья (подготовительная группа)

Личностно ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющее по средствам опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процесс самопознания и самореализации личности ребенка и развития его неповторимой индивидуальности.

Это то обучение, в процессе которого происходит целенаправленное развитие личности. Л.С.Выготский отмечал, что там, где человек чувствует себя источником поведения и деятельности, он поступает личностно. Это означает, что личностно ориентированное обучение- это такое обучение, при котором обучающийся чувствует себя его источником и субъектом.

Динамическое развитие   общества требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме.

Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.

При реализации такого подхода процессы обучения  и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, мыслительных и поведенческих особенностей учащихся, а отношения «учитель-ученик» строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора.

Личностно-ориентированный подход направлен на удовлетворение потребностей и интересов в большей степени ребенка; что при его использовании педагог прилагает основные усилия для развития в каждом ребенке уникальных личностных качеств и т.д.

Принципы ЛОП:

- Самоактуализация (в каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей; важно побудить и поддержать стремление детей к проявлению и развитию своих приобретенных и природных возможностей);

- Индивидуальность (учет индивидуальных особенностей ребенка (взрослого) и всяческое содействие их дальнейшему развитию);

- Субъектность (следует помочь ребенку) стать подлинным субъектом

жизнедеятельности в группе, коллективе, а также способствовать формированию и

обогащению его субъектного опыта);

- Выбор (условия постоянного выбора (их предоставление) позволяют развиваться

индивидуальности и субъектности, самоактуализировать способности);

- Творчество и успех (благодаря творчеству выявляются и способности; знания о

«сильных» сторонах своей личности позволяют формировать позитивную Я- концепцию и ведут к самосовершенствованию);

- Доверие и поддержка (не внешние воздействия, а внутренняя мотивация движет успехобучения и воспитания ребенка, т.е. использование личностно- ориентированных технологий).

Технологию ЛОП составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как: диалогичность; деятельно -творческий характер; направленность на поддержку индивидуального развития ребенка; предоставление учащемуся необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов поведения, учения; игровые и рефлексивные методы и приемы; методы диагностики и самодиагностики; создание ситуаций успеха; методы создания ситуаций коллективного и индивидуального выбора.

В настоящее время большое внимание уделяется психическому и физическому здоровью ребенка. Стремясь же наделить знаниями, навыками, умениями дошколят, мы забываем о психологическом, духовном аспекте воспитания, что приводит к нарушениям целостного взаимоотношения ребенка с миром. Поэтому, как пишут Ильина С.К., Авдеева С.Н. и др. - современные педагоги- психологи, исследователи: «Каждый педагог должен взять на вооружение личностно-ориентированную модель взаимодействия с ребенком», и только тогда возможно осуществить сотрудничество, реализовать вопросы ненасилия в педагогике. Заботясь о психическом и физическом здоровье ребенка, мы учитываем принцип природосообразности воспитания, а для этого воспитатель должен, прежде всего, выбрать подход к биологической природе ребенка, т.е., речь идет о понимании врожденных черт ребенка, его социальной сущности.

Итак, нам - педагогам надо очень серьезно относиться к реализации данных принципов. И вот вам еще одна из главных проблем только лишь декларации принципа ЛОП– это проблема в нас самих – в педагогах!

Нейропсихологами доказано, что педагогам либо не хватает знаний, либо влияют особенности организации мозга и психики, - причины возникновения ошибок в воспитании и обучении. Поэтому проблема личностно-ориентированного обучения и воспитания детей может быть решена фактически, когда произойдет смена установки педагога на ребенка, когда взрослый изучит и поймет то, на что каждый ребенок способен, будет уважать в нем то особенное, что отличает одного ребенка от другого.

Принципы реализации личностно-ориентированного подхода (по В.П.Сергеевой)

·          Принцип творчества и успеха (создание ситуаций успеха предполагает учёт индивидуальных склонностей, интересов ребёнка, также педагогическую поддержку в сложных для него ситуациях; благодаря творчеству ребёнок выявляет свои способности, раскрывает индивидуальность, свой внутренний мир).

·          Принцип доверия и поддержки (требует построения равноправных отношений между взрослым и ребёнком; понимание, принятие, признание особенностей ребёнка создают атмосферу доверия).

Акцент целей личностно ориентированного подхода

·          Развить индивидуальные познавательные способности каждого ученика.

·          Помочь личности познать себя, помочь с самореализацией.

·          Максимально выявить, инициировать, использовать, «окультурить» индивидуальный (субъективный) опыт ребенка.

Особенности личностно ориентированного подхода

·          Теоретико–методологическая основа – идеи гуманистической педагогики и психологии.

·          Цель использования: на основе выявления индивидуальных особенностей ребенка содействовать развитию его индивидуальности.

·          Содержательные аспекты применения субъектный опыт учащегося, пути и способы его анализа и самоанализа, актуализации и самоактуализации, обогащения и саморазвития.

·          Аспекты организации и отношений: приемы и методы педагогической поддержки, доминирования субъектно-субъектных отношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Личностно ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющее по средствам опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процесс самопознания и самореализации личности ребенка и развития его неповторимой индивидуальности. 

Это то обучение, в процессе которого происходит целенаправленное развитие личности. Л.С.Выготский отмечал, что там, где человек чувствует себя источником поведения и деятельности, он поступает личностно. Это означает, что личностно ориентированное обучение- это такое обучение, при котором обучающийся чувствует себя его источником и субъектом.

Динамическое развитие   общества требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме.

Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.

При реализации такого подхода процессы обучения  и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, мыслительных и поведенческих особенностей учащихся, а отношения «учитель-ученик» строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора.

Личностно-ориентированный подход направлен на удовлетворение потребностей и интересов в большей степени ребенка; что при его использовании педагог прилагает основные усилия для развития в каждом ребенке уникальных личностных качеств и т.д.

Принципы ЛОП:

- Самоактуализация (в каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей; важно побудить и поддержать стремление детей к проявлению и развитию своих приобретенных и природных возможностей);

- Индивидуальность (учет индивидуальных особенностей ребенка (взрослого) и всяческое содействие их дальнейшему развитию);

- Субъектность (следует помочь ребенку) стать подлинным субъектом

жизнедеятельности в группе, коллективе, а также способствовать формированию и

обогащению его субъектного опыта);

- Выбор (условия постоянного выбора (их предоставление) позволяют развиваться

индивидуальности и субъектности, самоактуализировать способности);

- Творчество и успех (благодаря творчеству выявляются и способности; знания о

«сильных» сторонах своей личности позволяют формировать позитивную Я- концепцию и ведут к самосовершенствованию);

- Доверие и поддержка (не внешние воздействия, а внутренняя мотивация движет успехобучения и воспитания ребенка, т.е. использование личностно- ориентированных технологий).

Технологию ЛОП составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как: диалогичность; деятельно -творческий характер; направленность на поддержку индивидуального развития ребенка; предоставление учащемуся необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов поведения, учения; игровые и рефлексивные методы и приемы; методы диагностики и самодиагностики; создание ситуаций успеха; методы создания ситуаций коллективного и индивидуального выбора.

В настоящее время большое внимание уделяется психическому и физическому здоровью ребенка. Стремясь же наделить знаниями, навыками, умениями дошколят, мы забываем о психологическом, духовном аспекте воспитания, что приводит к нарушениям целостного взаимоотношения ребенка с миром. Поэтому, как пишут Ильина С.К., Авдеева С.Н. и др. - современные педагоги- психологи, исследователи: «Каждый педагог должен взять на вооружение личностно-ориентированную модель взаимодействия с ребенком», и только тогда возможно осуществить сотрудничество, реализовать вопросы ненасилия в педагогике. Заботясь о психическом и физическом здоровье ребенка, мы учитываем принцип природосообразности воспитания, а для этого воспитатель должен, прежде всего, выбрать подход к биологической природе ребенка, т.е., речь идет о понимании врожденных черт ребенка, его социальной сущности.

Итак, нам - педагогам надо очень серьезно относиться к реализации данных принципов. И вот вам еще одна из главных проблем только лишь декларации принципа ЛОП– это проблема в нас самих – в педагогах!

Нейропсихологами доказано, что педагогам либо не хватает знаний, либо влияют особенности организации мозга и психики, - причины возникновения ошибок в воспитании и обучении. Поэтому проблема личностно-ориентированного обучения и воспитания детей может быть решена фактически, когда произойдет смена установки педагога на ребенка, когда взрослый изучит и поймет то, на что каждый ребенок способен, будет уважать в нем то особенное, что отличает одного ребенка от другого.

Принципы реализации личностно-ориентированного подхода (по В.П.Сергеевой)

  • Принцип творчества и успеха (создание ситуаций успеха предполагает учёт индивидуальных склонностей, интересов ребёнка, также педагогическую поддержку в сложных для него ситуациях; благодаря творчеству ребёнок выявляет свои способности, раскрывает индивидуальность, свой внутренний мир).
  • Принцип доверия и поддержки (требует построения равноправных отношений между взрослым и ребёнком; понимание, принятие, признание особенностей ребёнка создают атмосферу доверия).

Акцент целей личностно ориентированного подхода

  • Развить индивидуальные познавательные способности каждого ученика.
  • Помочь личности познать себя, помочь с самореализацией.
  • Максимально выявить, инициировать, использовать, «окультурить» индивидуальный (субъективный) опыт ребенка.

Особенности личностно ориентированного подхода

  • Теоретико–методологическая основа – идеи гуманистической педагогики и психологии.
  • Цель использования: на основе выявления индивидуальных особенностей ребенка содействовать развитию его индивидуальности.
  • Содержательные аспекты применения субъектный опыт учащегося, пути и способы его анализа и самоанализа, актуализации и самоактуализации, обогащения и саморазвития.
  • Аспекты организации и отношений: приемы и методы педагогической поддержки, доминирования субъектно-субъектных отношений.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный подход к воспитанию и обучению детей с нарушением речи и интеллекта на основе тесного профессионального взаимодействия педагогов

Постоянный  рост  числа  детей  с  отклонениями  в  развитии  выдвигает  диагностико-коррекционное  и  профилактическое  направление...

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Обобщение опыта учителя-дефектолога Жолобовой Ирины Анатольевны о работе с детьми с множественными нарушениями развития...

Личностно-ориентированный подход в ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром

В данной статье описаны цель и суть личносто-ориентированного подхода, а так же рекомендации по планированию и проведению занятий по данной теме....

«Личностно – ориентированный подход при организации предметно – развивающей среды в ДОУ с учетом регионального компонента»

О приницпах пострения развивающей среды ребенка в ДОУ с опрой на этнокультурный компонент...

Личностно-ориентированный подход в системе образования

Образование и среда играют большую роль в развитии ребёнка, чем наследственность… Вопрос в том, какое образование и какая среда лучше всего развивают потенциальные способности ребёнка....

Семинар - практикум для педагогов «Педагогические ситуации» (в рамках работы творческой группы по использованию личностно-ориентированного подхода)

   Цель семинара – практикума: повышение уровня педагогической культуры педагогов, формирование педагогических установок и рефлексии развивающего взаимодействия с детьми и родителями....