Личностно ориентированный подход к ребенку-создание ситуации успеха для каждого
статья (подготовительная группа)
Личностно ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющее по средствам опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процесс самопознания и самореализации личности ребенка и развития его неповторимой индивидуальности.
Это то обучение, в процессе которого происходит целенаправленное развитие личности. Л.С.Выготский отмечал, что там, где человек чувствует себя источником поведения и деятельности, он поступает личностно. Это означает, что личностно ориентированное обучение- это такое обучение, при котором обучающийся чувствует себя его источником и субъектом.
Динамическое развитие общества требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме.
Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.
При реализации такого подхода процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, мыслительных и поведенческих особенностей учащихся, а отношения «учитель-ученик» строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора.
Личностно-ориентированный подход направлен на удовлетворение потребностей и интересов в большей степени ребенка; что при его использовании педагог прилагает основные усилия для развития в каждом ребенке уникальных личностных качеств и т.д.
Принципы ЛОП:
- Самоактуализация (в каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей; важно побудить и поддержать стремление детей к проявлению и развитию своих приобретенных и природных возможностей);
- Индивидуальность (учет индивидуальных особенностей ребенка (взрослого) и всяческое содействие их дальнейшему развитию);
- Субъектность (следует помочь ребенку) стать подлинным субъектом
жизнедеятельности в группе, коллективе, а также способствовать формированию и
обогащению его субъектного опыта);
- Выбор (условия постоянного выбора (их предоставление) позволяют развиваться
индивидуальности и субъектности, самоактуализировать способности);
- Творчество и успех (благодаря творчеству выявляются и способности; знания о
«сильных» сторонах своей личности позволяют формировать позитивную Я- концепцию и ведут к самосовершенствованию);
- Доверие и поддержка (не внешние воздействия, а внутренняя мотивация движет успехобучения и воспитания ребенка, т.е. использование личностно- ориентированных технологий).
Технологию ЛОП составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как: диалогичность; деятельно -творческий характер; направленность на поддержку индивидуального развития ребенка; предоставление учащемуся необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов поведения, учения; игровые и рефлексивные методы и приемы; методы диагностики и самодиагностики; создание ситуаций успеха; методы создания ситуаций коллективного и индивидуального выбора.
В настоящее время большое внимание уделяется психическому и физическому здоровью ребенка. Стремясь же наделить знаниями, навыками, умениями дошколят, мы забываем о психологическом, духовном аспекте воспитания, что приводит к нарушениям целостного взаимоотношения ребенка с миром. Поэтому, как пишут Ильина С.К., Авдеева С.Н. и др. - современные педагоги- психологи, исследователи: «Каждый педагог должен взять на вооружение личностно-ориентированную модель взаимодействия с ребенком», и только тогда возможно осуществить сотрудничество, реализовать вопросы ненасилия в педагогике. Заботясь о психическом и физическом здоровье ребенка, мы учитываем принцип природосообразности воспитания, а для этого воспитатель должен, прежде всего, выбрать подход к биологической природе ребенка, т.е., речь идет о понимании врожденных черт ребенка, его социальной сущности.
Итак, нам - педагогам надо очень серьезно относиться к реализации данных принципов. И вот вам еще одна из главных проблем только лишь декларации принципа ЛОП– это проблема в нас самих – в педагогах!
Нейропсихологами доказано, что педагогам либо не хватает знаний, либо влияют особенности организации мозга и психики, - причины возникновения ошибок в воспитании и обучении. Поэтому проблема личностно-ориентированного обучения и воспитания детей может быть решена фактически, когда произойдет смена установки педагога на ребенка, когда взрослый изучит и поймет то, на что каждый ребенок способен, будет уважать в нем то особенное, что отличает одного ребенка от другого.
Принципы реализации личностно-ориентированного подхода (по В.П.Сергеевой)
· Принцип творчества и успеха (создание ситуаций успеха предполагает учёт индивидуальных склонностей, интересов ребёнка, также педагогическую поддержку в сложных для него ситуациях; благодаря творчеству ребёнок выявляет свои способности, раскрывает индивидуальность, свой внутренний мир).
· Принцип доверия и поддержки (требует построения равноправных отношений между взрослым и ребёнком; понимание, принятие, признание особенностей ребёнка создают атмосферу доверия).
Акцент целей личностно ориентированного подхода
· Развить индивидуальные познавательные способности каждого ученика.
· Помочь личности познать себя, помочь с самореализацией.
· Максимально выявить, инициировать, использовать, «окультурить» индивидуальный (субъективный) опыт ребенка.
Особенности личностно ориентированного подхода
· Теоретико–методологическая основа – идеи гуманистической педагогики и психологии.
· Цель использования: на основе выявления индивидуальных особенностей ребенка содействовать развитию его индивидуальности.
· Содержательные аспекты применения субъектный опыт учащегося, пути и способы его анализа и самоанализа, актуализации и самоактуализации, обогащения и саморазвития.
· Аспекты организации и отношений: приемы и методы педагогической поддержки, доминирования субъектно-субъектных отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostno-orientirovannyy_podhod_k_rebyonku_sozdanie_sittuatsii_uspeha_dlyakazhdogo.docx | 17.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Личностно ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющее по средствам опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процесс самопознания и самореализации личности ребенка и развития его неповторимой индивидуальности.
Это то обучение, в процессе которого происходит целенаправленное развитие личности. Л.С.Выготский отмечал, что там, где человек чувствует себя источником поведения и деятельности, он поступает личностно. Это означает, что личностно ориентированное обучение- это такое обучение, при котором обучающийся чувствует себя его источником и субъектом.
Динамическое развитие общества требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме.
Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.
При реализации такого подхода процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, мыслительных и поведенческих особенностей учащихся, а отношения «учитель-ученик» строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора.
Личностно-ориентированный подход направлен на удовлетворение потребностей и интересов в большей степени ребенка; что при его использовании педагог прилагает основные усилия для развития в каждом ребенке уникальных личностных качеств и т.д.
Принципы ЛОП:
- Самоактуализация (в каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей; важно побудить и поддержать стремление детей к проявлению и развитию своих приобретенных и природных возможностей);
- Индивидуальность (учет индивидуальных особенностей ребенка (взрослого) и всяческое содействие их дальнейшему развитию);
- Субъектность (следует помочь ребенку) стать подлинным субъектом
жизнедеятельности в группе, коллективе, а также способствовать формированию и
обогащению его субъектного опыта);
- Выбор (условия постоянного выбора (их предоставление) позволяют развиваться
индивидуальности и субъектности, самоактуализировать способности);
- Творчество и успех (благодаря творчеству выявляются и способности; знания о
«сильных» сторонах своей личности позволяют формировать позитивную Я- концепцию и ведут к самосовершенствованию);
- Доверие и поддержка (не внешние воздействия, а внутренняя мотивация движет успехобучения и воспитания ребенка, т.е. использование личностно- ориентированных технологий).
Технологию ЛОП составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как: диалогичность; деятельно -творческий характер; направленность на поддержку индивидуального развития ребенка; предоставление учащемуся необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов поведения, учения; игровые и рефлексивные методы и приемы; методы диагностики и самодиагностики; создание ситуаций успеха; методы создания ситуаций коллективного и индивидуального выбора.
В настоящее время большое внимание уделяется психическому и физическому здоровью ребенка. Стремясь же наделить знаниями, навыками, умениями дошколят, мы забываем о психологическом, духовном аспекте воспитания, что приводит к нарушениям целостного взаимоотношения ребенка с миром. Поэтому, как пишут Ильина С.К., Авдеева С.Н. и др. - современные педагоги- психологи, исследователи: «Каждый педагог должен взять на вооружение личностно-ориентированную модель взаимодействия с ребенком», и только тогда возможно осуществить сотрудничество, реализовать вопросы ненасилия в педагогике. Заботясь о психическом и физическом здоровье ребенка, мы учитываем принцип природосообразности воспитания, а для этого воспитатель должен, прежде всего, выбрать подход к биологической природе ребенка, т.е., речь идет о понимании врожденных черт ребенка, его социальной сущности.
Итак, нам - педагогам надо очень серьезно относиться к реализации данных принципов. И вот вам еще одна из главных проблем только лишь декларации принципа ЛОП– это проблема в нас самих – в педагогах!
Нейропсихологами доказано, что педагогам либо не хватает знаний, либо влияют особенности организации мозга и психики, - причины возникновения ошибок в воспитании и обучении. Поэтому проблема личностно-ориентированного обучения и воспитания детей может быть решена фактически, когда произойдет смена установки педагога на ребенка, когда взрослый изучит и поймет то, на что каждый ребенок способен, будет уважать в нем то особенное, что отличает одного ребенка от другого.
Принципы реализации личностно-ориентированного подхода (по В.П.Сергеевой)
- Принцип творчества и успеха (создание ситуаций успеха предполагает учёт индивидуальных склонностей, интересов ребёнка, также педагогическую поддержку в сложных для него ситуациях; благодаря творчеству ребёнок выявляет свои способности, раскрывает индивидуальность, свой внутренний мир).
- Принцип доверия и поддержки (требует построения равноправных отношений между взрослым и ребёнком; понимание, принятие, признание особенностей ребёнка создают атмосферу доверия).
Акцент целей личностно ориентированного подхода
- Развить индивидуальные познавательные способности каждого ученика.
- Помочь личности познать себя, помочь с самореализацией.
- Максимально выявить, инициировать, использовать, «окультурить» индивидуальный (субъективный) опыт ребенка.
Особенности личностно ориентированного подхода
- Теоретико–методологическая основа – идеи гуманистической педагогики и психологии.
- Цель использования: на основе выявления индивидуальных особенностей ребенка содействовать развитию его индивидуальности.
- Содержательные аспекты применения субъектный опыт учащегося, пути и способы его анализа и самоанализа, актуализации и самоактуализации, обогащения и саморазвития.
- Аспекты организации и отношений: приемы и методы педагогической поддержки, доминирования субъектно-субъектных отношений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно-ориентированный подход к воспитанию и обучению детей с нарушением речи и интеллекта на основе тесного профессионального взаимодействия педагогов
Постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направление...
личностно-ориентированный подход к детям на занятиях по плаванию для профилактики психо-эмоциональных нарушений у детей.
Игры и игровые ситуации в воде для снятия агрессии, тревожности....
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Обобщение опыта учителя-дефектолога Жолобовой Ирины Анатольевны о работе с детьми с множественными нарушениями развития...
Личностно-ориентированный подход в ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром
В данной статье описаны цель и суть личносто-ориентированного подхода, а так же рекомендации по планированию и проведению занятий по данной теме....
«Личностно – ориентированный подход при организации предметно – развивающей среды в ДОУ с учетом регионального компонента»
О приницпах пострения развивающей среды ребенка в ДОУ с опрой на этнокультурный компонент...
Личностно-ориентированный подход в системе образования
Образование и среда играют большую роль в развитии ребёнка, чем наследственность… Вопрос в том, какое образование и какая среда лучше всего развивают потенциальные способности ребёнка....
Семинар - практикум для педагогов «Педагогические ситуации» (в рамках работы творческой группы по использованию личностно-ориентированного подхода)
Цель семинара – практикума: повышение уровня педагогической культуры педагогов, формирование педагогических установок и рефлексии развивающего взаимодействия с детьми и родителями....