«Речевые игры с музыкальными инструментами»
консультация
"Речевые игры с музыкальными инструментами". Консультация для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mart_2018_-rech._igry_s_muzyk._instrum.docx | 26.48 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей: «Речевые игры с музыкальными инструментами»
Цель: активизировать знания родителей о значимости развития связной речи через элементарное музицирование детей дошкольного возраста.
Задачи:
- обучать игровым приемам развития фантазии и словесного творчества с помощью детских музыкальных инструментов
- расширять степень включенности родителей в реализацию индивидуальной работы с детьми.
Добрый день, уважаемые родители! Нашим детям предстоит вступить в самостоятельную жизнь в третьем тысячелетии. Им совершенствовать, развивать науку, технику, экономику, культуру. Трудно предугадать кем они станут, но какими они должны быть - забота сегодняшнего дня. Вот почему наряду с главными проблемами воспитания детей стоит вопрос о самостоятельной деятельности, чтобы ребенок сам мог применять свои умения в повседневной жизни.
Сегодня я хочу поговорить о том, как можно развивать речь ребёнка через музыку. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Для получения хороших результатов обязательно взаимодействие всех педагогов ДОУ и родителей.
Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. В нашем детском саду на музыкальных занятиях развитию речи уделяется много внимания.
Основная задача музыкального воспитания: воспитывать любовь и интерес к музыке. Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и слуха.
Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности. Она развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.
Здесь мы используем следующие формы работы: пальчиковые игры, звучащие жесты, речевое музицирование (ритмическая декламация стихов, потешек, прозаического текста, вокализация ритма), музыкально – дидактические игры и упражнения. Например:
Звучащие жесты: учимся ритмично проговаривать ритм своего имени. Затем отхлопывает, отстукиваем, отщёлкиваем (Игры с именами)
Речевое музицирование: прочитать стихотворение в ритме и сопровождать его ритмичными движениями.
Музыкально – дидактические игры и упражнения: воспроизвести ритмический рисунок хлопками, на металлофоне или шумовых инструментах, глядя на ритмическую карточку. Ребенок произносит свое имя или другое слово по слогам и выкладывает соответственное количество карточек или кубиков. (Игра «Сыграй-ка», «Ритмические кубики», «Сложи словечко»).
На музыкальных занятиях в нашем детском саду дети активно занимаются логоритмикой, которая основана на использовании связи слова, музыки и движения. Другими словами, дети под музыку произносят ритмизованный текст. Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
Это укрепляет мышечный аппарат, развивает голос ребенка. Занятия по логоритмике, которые включают в себя все виды деятельности и обязательно пальчиковые игры.
Методы и приемы логоритмики, используемые в разных видах музыкальной деятельности.
Слушание музыки: после прослушивания произведения мы проводим беседу о характере и содержании музыки, стараемся стимулировать высказывания детей о своем отношении к музыке, а также предлагаем детям подвигаться под данную музыку, чтобы они смогли прочувствовать ее характер.
Пение: например, при невнятном произношении, «проглатывание» окончаний слов (особенно согласных) используем прием пропевания мелодии на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру», которые способствуют автоматизации звука и закреплению правильного произношения.
Музыкально-дидактические игры: для развития фонетико-фонематического слуха проводятся музыкально-дидактические игры, которые способствуют поддержанию интереса детей и стимулируют их активность. Такие как: «Птенчики» Е. Тиличеевой, «Три медведя» И Арсеева, «Угадай по голосу» Е. Тиличеевой и др.
Для развития слухового внимания, слуховой памяти, дифференциации неречевых звуков используются такие музыкально-дидактические игры как: «На каком инструменте играю?», «Музыкальные молоточки», «Отгадай и сыграй, как я!» и др.
Музыкально – дидактические игры, дидактические задания, некоторые игры с пением способствуют развитию фонетико – фонематического слуха. Особо необходимо развивать у детей слуховое внимание и слуховую память.
Для этого провожу игры: «Угадай, что звучит?», «Двигайся, как подскажет музыка», «Сыграй, как я», «В лесу», «Кукушка» и т.д.
Музыкально-ритмические игры направлены на усвоение музыкальной речи, интонационную выразительность звука, слога, фразы, предложения, части и всего законченного музыкального и речевого построения с помощью двигательных упражнений под музыку.
Базой для речевых упражнений, служит как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички, присказки, имена, рифмы.
Речевые игры способствуют развитию фонематического, тембрового и звуковысотного компонентов музыкального слуха, а также являются ценными упражнениями, подготавливающими детей к пению.
Инструментальное сопровождение речевых упражнений дает дополнительные богатые возможности для различных интерпретаций. Главенствующая роль здесь принадлежит «звучащим жестам», но не менее интересны они в сопровождении звуковысотных и шумовых ударных.
Развивающие игры можно проводить в любую выдавшуюся свободную минутку, это не займет много времени, а польза очень велика! Предлагаю вам несколько музыкально-дидактических игр. Поиграйте с ребенком.
Игры для детей с родителями.
Игра «Угадай, что звучит»
Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.
Ход игры: показываем ребенку игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называем их и просим повторить. Когда ребенок запомнит названия предметов, предлагаем послушать, как они звучат: играем на барабане, звеним колокольчиком, стучим по столу молоточком; еще раз называем игрушки. Потом устанавливаем ширму (можно повесить любую не прозрачную ткань) и за ней воспроизводим звучание указанных предметов. «Что звучит?» - спрашиваем у ребенка. Ребенок отвечает, и снова звеним колокольчиком, стучит молоточком и т.д. При этом следим за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.
Игра «Определи инструмент»
Игровой материал: металлофон, колокольчики, ложки, палочки…
Ход игры: Садимся с ребенком спиной друг к другу. Перед ними лежат одинаковые инструменты. Взрослый исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, ребенок повторяет его на таком же инструменте. Если ребёнок правильно выполняет музыкальное задание, то мы хлопаем в ладоши. После правильного ответа ребенок имеет право загадать следующую загадку. Если ребёнок ошибся, то он слушает задание еще раз.
«Громко, тихо заиграем»
Игровой материал: любая игрушка, любой детский музыкальный инструмент.
Ход игры: Ребенок уходит из комнаты. Взрослый прячет игрушку. Ребенок должен найти её, руководствуясь громкостью звучания музыкального инструмента: звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от неё. Если ребёнок успешно справился с заданием, при повторении игры он имеет право спрятать игрушку.
«Матрешки и Петрушка»
Игровой материал: деревянные ложки, погремушки
Ход игры:
Вот пришли веселые матрешки.
Тук – тук! (играем на ложках в ритм стихотворения)
Принесли нам расписные ложки.
Тук – тук! (играем на ложках в ритм стихотворения)
Мы на ложках заиграли.
Туки – туки! Туки – тук! (играем на ложках в ритм стихотворения)
Наши ложки заплясали.
Туки – туки! Тук – тук – тук! (играем на ложках в ритм стихотворения)
Вот бежит приятель наш Петрушка,
Трень – трень (играем на погремушках в ритм стихотворения)
Он принес ребятам погремушки,
Трень – трень (играем на погремушках в ритм стихотворения)
Погремушки зазвенели –
Трень – трень – трень! (играем на погремушках в ритм стихотворения)
Звонко песенку запели –
Трень – ди, трень – ди! (играем на погремушках в ритм стихотворения)
Далее взрослый берет ложки, а ребенок погремушки или наоборот, и играем по-очереди.
Тук – тук, туки – тук, (играем на ложках в ритм стихотворения)
Трень – трень – трень – ди – трень! (играем на погремушках в ритм стихотворения)
Будет весело играть
Наш оркестр целый день! (играем вместе в ритм стихотворения)
«Шур – шур – песенка»
Игровой материал: султанчики с бумажными или полиэтиленовыми полосками, любой струнный детский музыкальный инструмент (гусли, гитара, арфа)
Ход игры:
В тиши шуршунчики шуршат:
Шур-шур, Шур-шур, Шур-шур.
Они похожи на мышат.
Шур-шур, Шур-шур, Шур-шур.
Играем всемте с ребенком на «шуршунчиках» - султанчиках с бумажными или полиэтиленовыми полосками.
А где-то спит мурлыка-кот.
Мур-мур, мур-мур, мур-мур.
Во сне он песенку поет:
-Мур-мур, мур-мур, мур-мур.
Перебираем струны любого детского струнного музыкального инструмента
Шур-шур! Мур-мур!
Шур-шур, Мур-мур!
«Кухонный оркестр»
Игровой материал: половник, кастрюля с крышкой, бидон с крышкой, чайные чашки, сковородка с крышкой, вилки, ложки, тарелки не бьющиеся.
Ход игры: роль дирижёра выполняет сначала взрослый, потом ребенок. Играем на кухонных инструментах по тексту стихотворения. В игре могут принять участие все члены семьи или дети пришедшие в гости.
Наш повар Василий
На кухню пришел.
Он главный, он сильный,
Он – как дирижер!
Огромным половником только взмахнет –
Оркестр посудный тотчас запоет:
Кастрюли огромные – бом-бом!
Бидоны бездонные – дон-дон!
Чашки для чая – тинь-тинь!
Сковородка большая – динь-динь!
Вилки и ложки – там-там!
Тарелки и плошки – бам-бам, бам-бам.
Оркестр играет у нас интересный,
А борщ получается – просто чудесный!
«Музыкальные игрушки»
Игровой материал: колокольчик, барабан
Ход игры: покажите детям инструменты и напомните, как на них играть. Инструменты лежат на полу рядом с ребенком. Побуждаем в соответствии с текстом брать инструменты по очереди и, поиграв, убирать.
Динь-динь-динь-динь колокольчик
Динь-динь-динь-динь колокольчик
Динь – слушай колокольчик
Бам-бам-бам-бам –барабанчик
Бам-бам-бам-бам -барабанчик
Бам – слушай барабанчик
Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши
Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши
Хлоп – хлопаем в ладоши!
«Погремушка»
Игровой материал: погремушки
Ход игры: Игра проводится в соответствии с текстом: мы помогаем детям ритмично встряхивать погремушки, а затем – спрятать их за спинку. Чтобы малыши не заскучали в тот момент, когда погремушки спрятаны – можно чуть-чуть подбрасывать их на коленях.
Погремушка-погремушка,
музыкальная игрушка
Хочешь, сразу две возьми
И греми, греми, греми!
Хочешь, сразу две возьми
И греми, греми, греми!
Спрячь за спинку погремушки
Отдохнут от шума ушки
На соседей погляди
И тихонько посиди
На соседей погляди
И тихонько посиди
«Солнечные зайчики» (сл. и муз. Г. Чебакова)
Игровой материал: металлофон или музыкальный треугольник
Ход игры: дети поют песню с помощью взрослого. На слова «пам-пам-пам» и «прыг-прыг-скок» дети выполняют ритмичные удары по металлофону или музыкальному треугольнику.
1. Ля-ля-ля-ля-ля,
Ля-ля-ля-ля-ля,
Пам-пам-пам-пам-пам,
Ля-ля-ля-ля-ля,
Ля-ля-ля-ля-ля,
Пам-пам-пам-пам-пам.
2. Солнечные зайчики,
прыг- прыг- скок.
Прыгают как мальчики,
прыг-прыг-скок,
По двору по улице,
прыг- прыг- скок,
По веселым лужицам,
прыг-прыг-скок.
«Птичий базар»
Игровой материал: бубен, колокольчик, палочки.
Ход игры: Декламирует взрослый. Дети простукивают ритмический рисунок на музыкальных инструментах.
Выбираем птичек пару.
Петеньку- Петушка,
Курочку-Рябушечку,
Чик-чиришек- воробьишек,
Ворона с вороною,
Филина, совушку.
По такому же принципу можно проговаривать любую детскую потешку.
Дорогие родители! Эмоционально общайтесь с ребёнком с момента рождения. Создавайте условия для общения с другими детьми. Пойте с вашими детьми. Рассказывайте стихи руками. Двигайтесь вместе с ними под любую музыку. Музицируйте на детских музыкальных инструментах. Поощряйте ребёнка, когда он сам двигается и поёт, услышав песню!
Вся наша жизнь пронизана музыкой: мы поем, напеваем, насвистываем, прихлопываем различные ритмы. Нет музыкально неспособных детей, это уже давно доказано. И даже не сомневайтесь: развитие музыкальных навыков обязательно поможет вашему ребенку в будущем успешно обучаться в школе!
Работая с детьми, мы должны помнить, что «Ребёнок – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел – который нужно зажечь».
Литература.
- Н.Г. Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников»:
М. Просвещение- 1982.
- А.Н. Зимина «Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста»: М. ВЛАДОС-2000.
- А.Н.Зимина «Музыкально-дидактические игры»: М.-1999 г.
- Л.Н. Комиссарова, Э.П. Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников»: М. Просвещение-1986.
Подготовила музыкальный руководитель
И.В. Кувардина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации с родителями музыкального руководителя "Музыкальные инструменты своими руками. Правила игры на музыкальных инструментах"
В данных консультациях я рассказываю, как можно изготовить музыкальные инструменты в домашних условиях и о правилах игры на некоторых музыкальных инстументах. Красочное оформление позволяет выставлять...
Речевые игры с музыкальными инструментами
Консультация для воспитателей...
Речевая игра с музыкальными инструментами "Осень"
Речевая игра с музыкальными инструментами "осень" предназначена для старшего дошкольного возраста. Развивает образное мышление и способствует речевому развитию....
Речевые игры с музыкальными инструментами и инструментами из бросового материала для детей дошкольного возраста
Речевые игры с музыкальными инструментами и инструментами из бросового материала ...
Консультация для родителей: Речевые игры с музыкальными инструментами
Консультация для родителей: Речевые игры с музыкальными инструментами...
"Речевые игры с музыкальными инструментами".
Консультация для родителей....
"ОСЕННЯЯ СКАЗКА" речевая игра с музыкальными инструментами
Речевые игры с использованием музыкальных инструментов развивают ритмический, динамический и тембровый слух. Кроме того, во время игры развивается внимание, мышление, словарный запас, воображение и ум...