«Речевые игры с музыкальными инструментами»
консультация

Кувардина Ирина Викторовна

"Речевые игры с музыкальными инструментами". Консультация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mart_2018_-rech._igry_s_muzyk._instrum.docx26.48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Речевые игры с музыкальными инструментами»

Цель: активизировать знания родителей о значимости развития связной речи через элементарное музицирование детей дошкольного возраста.

Задачи:

- обучать игровым приемам развития фантазии и словесного творчества с помощью детских музыкальных инструментов

- расширять степень включенности родителей в реализацию индивидуальной работы с детьми.

Добрый день, уважаемые родители! Нашим детям предстоит вступить в самостоятельную жизнь в третьем тысячелетии. Им совершенствовать, развивать науку, технику, экономику, культуру. Трудно предугадать кем они станут, но какими они должны быть - забота сегодняшнего дня. Вот почему наряду с главными проблемами воспитания детей стоит вопрос о самостоятельной деятельности, чтобы ребенок сам мог применять свои умения в повседневной жизни.

Сегодня я хочу поговорить о том, как можно развивать речь ребёнка через музыку. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Для получения хороших результатов обязательно взаимодействие всех педагогов ДОУ и родителей.

Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. В нашем детском саду на музыкальных занятиях развитию речи уделяется много внимания.

Основная задача музыкального воспитаниявоспитывать любовь и интерес к музыке. Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и слуха.

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности. Она развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

Здесь мы используем следующие формы работы: пальчиковые игры, звучащие жесты, речевое музицирование (ритмическая декламация стихов, потешек, прозаического текста, вокализация ритма), музыкально – дидактические игры и упражнения. Например:

Звучащие жесты: учимся ритмично проговаривать ритм своего имени. Затем отхлопывает, отстукиваем, отщёлкиваем (Игры с именами)

Речевое музицирование: прочитать стихотворение в ритме и сопровождать его ритмичными движениями.

Музыкально – дидактические игры и упражнения: воспроизвести ритмический рисунок хлопками, на металлофоне или шумовых инструментах, глядя на ритмическую карточку. Ребенок произносит свое имя или другое слово по слогам и выкладывает соответственное количество карточек или кубиков. (Игра «Сыграй-ка», «Ритмические кубики», «Сложи словечко»).

На музыкальных занятиях в нашем детском саду дети активно занимаются логоритмикой, которая основана на использовании связи слова, музыки и движения. Другими словами, дети под музыку произносят ритмизованный текст. Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Это укрепляет мышечный аппарат, развивает голос ребенка. Занятия по логоритмике, которые включают в себя все виды деятельности и обязательно пальчиковые игры.

Методы и приемы логоритмики, используемые в разных видах музыкальной деятельности.

Слушание музыки: после прослушивания произведения мы проводим беседу о характере и содержании музыки, стараемся стимулировать высказывания детей о своем отношении к музыке, а также предлагаем детям подвигаться под данную музыку, чтобы они смогли прочувствовать ее характер.

Пение: например, при невнятном произношении, «проглатывание» окончаний слов (особенно согласных) используем прием пропевания мелодии на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру», которые способствуют автоматизации звука и закреплению правильного произношения.

Музыкально-дидактические игры: для развития фонетико-фонематического слуха проводятся музыкально-дидактические игры, которые способствуют поддержанию интереса детей и стимулируют их активность. Такие как: «Птенчики» Е. Тиличеевой, «Три медведя» И Арсеева, «Угадай по голосу» Е. Тиличеевой и др.

Для развития слухового внимания, слуховой памяти, дифференциации неречевых звуков используются такие музыкально-дидактические игры как: «На каком инструменте играю?», «Музыкальные молоточки», «Отгадай и сыграй, как я!» и др.

Музыкально – дидактические игры, дидактические задания, некоторые игры с пением способствуют развитию фонетико – фонематического слуха. Особо необходимо развивать у детей слуховое внимание и слуховую память.

Для этого провожу игры: «Угадай, что звучит?», «Двигайся, как подскажет музыка», «Сыграй, как я», «В лесу», «Кукушка» и т.д.

Музыкально-ритмические игры направлены на усвоение музыкальной речи, интонационную выразительность звука, слога, фразы, предложения, части и всего законченного музыкального и речевого построения с помощью двигательных упражнений под музыку.

Базой для речевых упражнений, служит как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички, присказки, имена, рифмы.

Речевые игры способствуют развитию фонематического, тембрового и звуковысотного компонентов музыкального слуха, а также являются ценными упражнениями, подготавливающими детей к пению.

Инструментальное сопровождение речевых упражнений дает дополнительные богатые возможности для различных интерпретаций. Главенствующая роль здесь принадлежит «звучащим жестам», но не менее интересны они в сопровождении звуковысотных и шумовых ударных.

Развивающие игры можно проводить в любую выдавшуюся свободную минутку, это не займет много времени, а польза очень велика! Предлагаю вам несколько музыкально-дидактических игр. Поиграйте с ребенком.

Игры для детей с родителями.

Игра «Угадай, что звучит»

Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.
Ход игры: показываем ребенку игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называем их и просим повторить. Когда ребенок запомнит названия предметов, предлагаем послушать, как они звучат: играем на барабане, звеним колокольчиком, стучим по столу молоточком; еще раз называем игрушки. Потом устанавливаем ширму (можно повесить любую не прозрачную ткань) и за ней воспроизводим звучание указанных предметов. «Что звучит?» - спрашиваем у ребенка. Ребенок отвечает, и снова звеним колокольчиком, стучит молоточком и т.д. При этом следим за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.

Игра «Определи инструмент»

Игровой материал: металлофон, колокольчики, ложки, палочки…

Ход игры: Садимся с ребенком спиной друг к другу. Перед ними лежат одинаковые инструменты. Взрослый исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, ребенок повторяет его на таком же инструменте. Если ребёнок правильно выполняет музыкальное задание, то мы хлопаем в ладоши. После правильного ответа ребенок имеет право загадать следующую загадку. Если ребёнок ошибся, то он слушает задание еще раз.

«Громко, тихо заиграем»

Игровой материал: любая игрушка, любой детский музыкальный инструмент.

Ход игры: Ребенок уходит из комнаты. Взрослый прячет игрушку. Ребенок должен найти её, руководствуясь громкостью звучания музыкального инструмента: звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от неё. Если ребёнок успешно справился с заданием, при повторении игры он имеет право спрятать игрушку.

«Матрешки и Петрушка»

Игровой материал: деревянные ложки, погремушки

Ход игры: 

Вот пришли веселые матрешки.

Тук – тук!  (играем на ложках в ритм стихотворения)

Принесли нам расписные ложки.

Тук – тук! (играем на ложках в ритм стихотворения)

 

Мы на ложках заиграли.

Туки – туки! Туки – тук! (играем на ложках в ритм стихотворения)

Наши ложки заплясали.

Туки – туки! Тук – тук – тук! (играем на ложках в ритм стихотворения)

 

Вот бежит приятель наш Петрушка,

Трень – трень  (играем на погремушках в ритм стихотворения)

Он принес ребятам погремушки,

Трень – трень (играем на погремушках в ритм стихотворения)

 

Погремушки зазвенели –

Трень – трень – трень! (играем на погремушках в ритм стихотворения)

Звонко песенку запели –

Трень – ди, трень – ди! (играем на погремушках в ритм стихотворения)

Далее взрослый берет ложки, а ребенок погремушки или наоборот, и играем по-очереди.

Тук – тук, туки – тук, (играем на ложках в ритм стихотворения)

Трень – трень – трень – ди – трень! (играем на погремушках в ритм стихотворения)

Будет весело играть

Наш оркестр целый день! (играем вместе в ритм стихотворения)

«Шур – шур – песенка»

Игровой материал: султанчики с бумажными или полиэтиленовыми полосками, любой струнный детский музыкальный инструмент (гусли, гитара, арфа)

Ход игры: 

В тиши шуршунчики шуршат:

Шур-шур, Шур-шур, Шур-шур.

Они похожи на мышат.

Шур-шур, Шур-шур, Шур-шур.

Играем всемте с ребенком на «шуршунчиках» - султанчиках с бумажными или полиэтиленовыми полосками.

А где-то спит мурлыка-кот.

Мур-мур, мур-мур, мур-мур.

Во сне он песенку поет:

-Мур-мур, мур-мур, мур-мур.

Перебираем струны любого детского струнного музыкального инструмента

Шур-шур! Мур-мур!

Шур-шур, Мур-мур!

 

«Кухонный оркестр»

Игровой материал: половник, кастрюля с крышкой, бидон с крышкой, чайные чашки, сковородка с крышкой, вилки, ложки, тарелки не бьющиеся.

Ход игры: роль дирижёра выполняет сначала взрослый, потом ребенок. Играем на кухонных инструментах по тексту стихотворения. В игре могут принять участие все члены семьи или дети пришедшие в гости.

Наш повар Василий

На кухню пришел.

Он главный, он сильный,

Он – как дирижер!

Огромным половником только взмахнет –

Оркестр посудный тотчас запоет:

Кастрюли огромные – бом-бом!

Бидоны бездонные – дон-дон!

Чашки для чая – тинь-тинь!

Сковородка большая – динь-динь!

Вилки и ложки – там-там!

Тарелки и плошки – бам-бам, бам-бам.

Оркестр играет у нас интересный,

А борщ получается – просто чудесный!

«Музыкальные игрушки»

Игровой материал: колокольчик, барабан

Ход игры: покажите детям инструменты и напомните, как на них играть. Инструменты лежат на полу рядом с  ребенком. Побуждаем в соответствии с текстом брать инструменты по очереди и, поиграв, убирать.

Динь-динь-динь-динь колокольчик

Динь-динь-динь-динь колокольчик

Динь – слушай колокольчик

Бам-бам-бам-бам –барабанчик

Бам-бам-бам-бам -барабанчик

Бам – слушай барабанчик

Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши

Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши

Хлоп – хлопаем в ладоши!

«Погремушка»

Игровой материал: погремушки

Ход игры: Игра проводится в соответствии с текстом: мы помогаем детям ритмично встряхивать погремушки, а затем – спрятать их за спинку. Чтобы малыши не заскучали в тот момент, когда погремушки спрятаны – можно чуть-чуть подбрасывать их на коленях.

Погремушка-погремушка,

музыкальная игрушка

Хочешь, сразу две возьми

И греми, греми, греми!

Хочешь, сразу две возьми

И греми, греми, греми!

Спрячь за спинку погремушки

Отдохнут от шума ушки

На соседей погляди

И тихонько посиди

На соседей погляди

И тихонько посиди

«Солнечные зайчики» (сл. и муз. Г. Чебакова)

Игровой материал: металлофон или музыкальный треугольник

Ход игры: дети поют песню с помощью взрослого. На слова «пам-пам-пам» и «прыг-прыг-скок» дети выполняют ритмичные удары по металлофону или музыкальному треугольнику.

1. Ля-ля-ля-ля-ля,

Ля-ля-ля-ля-ля,

Пам-пам-пам-пам-пам,

Ля-ля-ля-ля-ля,

Ля-ля-ля-ля-ля,

Пам-пам-пам-пам-пам.

2. Солнечные зайчики,

прыг- прыг- скок.

Прыгают как мальчики,

прыг-прыг-скок,

По двору по улице,

прыг- прыг- скок,

По веселым лужицам,

прыг-прыг-скок.

«Птичий базар»

Игровой материал: бубен, колокольчик, палочки.

Ход игры: Декламирует взрослый. Дети простукивают ритмический рисунок на музыкальных инструментах.

Выбираем птичек пару.

Петеньку- Петушка,

Курочку-Рябушечку,

Чик-чиришек- воробьишек,

Ворона с вороною,

Филина, совушку.

По такому же принципу можно проговаривать любую детскую потешку.

Дорогие родители! Эмоционально общайтесь с ребёнком с момента рождения. Создавайте условия для общения с другими детьми. Пойте с вашими детьми. Рассказывайте стихи руками. Двигайтесь вместе с ними под любую музыку. Музицируйте на детских музыкальных инструментах. Поощряйте ребёнка, когда он сам двигается и поёт, услышав песню!

Вся наша жизнь пронизана музыкой: мы поем, напеваем, насвистываем, прихлопываем различные ритмы. Нет музыкально неспособных детей, это уже давно доказано. И даже не сомневайтесь: развитие музыкальных навыков обязательно поможет вашему ребенку в будущем успешно обучаться в школе!

Работая с детьми, мы должны помнить, что «Ребёнок – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел – который нужно зажечь».

Литература.

  1. Н.Г. Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников»:

М. Просвещение- 1982.

  1. А.Н. Зимина «Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста»: М. ВЛАДОС-2000.
  2. А.Н.Зимина «Музыкально-дидактические игры»: М.-1999 г.
  3. Л.Н. Комиссарова, Э.П. Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников»: М. Просвещение-1986.

Подготовила музыкальный руководитель

И.В. Кувардина

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации с родителями музыкального руководителя "Музыкальные инструменты своими руками. Правила игры на музыкальных инструментах"

В данных консультациях я рассказываю, как можно изготовить музыкальные инструменты в домашних условиях и о правилах игры на некоторых музыкальных инстументах. Красочное оформление позволяет выставлять...

Речевые игры с музыкальными инструментами

Консультация для воспитателей...

Речевая игра с музыкальными инструментами "Осень"

Речевая игра с музыкальными инструментами "осень" предназначена для старшего дошкольного возраста. Развивает образное мышление и способствует речевому развитию....

Речевые игры с музыкальными инструментами и инструментами из бросового материала для детей дошкольного возраста

Речевые игры с музыкальными инструментами и инструментами из бросового материала ...

Консультация для родителей: Речевые игры с музыкальными инструментами

Консультация для родителей: Речевые игры с музыкальными инструментами...

"Речевые игры с музыкальными инструментами".

Консультация для родителей....

"ОСЕННЯЯ СКАЗКА" речевая игра с музыкальными инструментами

Речевые игры с использованием музыкальных инструментов развивают ритмический, динамический и тембровый слух. Кроме того, во время игры развивается внимание, мышление, словарный запас, воображение и ум...