Консультация для родителей будущих первоклассников "Что должен знать и уметь ребёнок при выпуске из детского сада"
консультация (подготовительная группа)
Консультация для родителей (можно использовать в работе с родителями как на родительском собрании, так и определить материал в папку -передвижку) по всем образовательным областям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_budushchih_pervoklassnikov.docx | 71.12 КБ |
Предварительный просмотр:
- Окружающий мир (предметное окружение, явления общественной жизни)
В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:
- Различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный).
- Иметь представления о предметах, облегчающих труд людей на производстве; об объектах, создающих комфорт и уют в помещениях и на улице.
- Определять материал, из которого сделан предмет: ткань (хлопок, шёлк, драп, трикотаж, шерсть, лён и т.д.), стекло, металл, железо, дерево (фанера, доска, бревно), искусственные материалы (пластмасса, полиэтилен, пластик и т.п.).
- Знать дату своего рождения, отчество, домашний адрес и домашний телефон (если он имеется), имена и отчества родителей, их профессии.
- Иметь представление о воинских наградах прадедов, дедушек, бабушек, родителей; о героях космоса, о воинах – защитниках Отечества.
- Свободно ориентироваться в помещении детского сада и на участке.
- Соблюдать правила дорожного движения и техники безопасности. Знать некоторые дорожные знаки и их назначение.
- Иметь представление о родном крае, о людях разных национальностях, о русских
традициях, фольклоре, о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей планете.
- Иметь представление о школе, библиотеке, музее.
- Знать историю возникновения родного города, достопримечательности города.
- Иметь знания о флаге, гербе и гимне России, государственных праздниках, узнавать президента.
- Иметь представления о людях разных профессий, о значении их труда для общества.
Формирование элементарных экологических представлений
- Иметь представление о сезонных изменениях в природе; определять состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег.
- Уметь различать и называть некоторые виды деревьев (лиственные и хвойные), кустарников, травянистых растений; растения луга, сада, леса.
- Иметь представление об условиях жизни комнатных растений, о способах их вегетативного размножения. Устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды. Знать лекарственные растения (подорожник, крапива и др.).
- Знать домашних, зимующих и перелетных птиц; домашних животных и обитателей уголка природы, диких животных. Иметь представления о способах питания животных (травоядные, всеядные, хищники), об особенностях приспособления животных к окружающей среде.
- Иметь представления о природе родного края, Красной книге, о некоторых животных и растениях, занесённых в неё.
- Иметь представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, об их пищевой зависимости друг от друга; относиться бережно к животным и растениям.
- Иметь знания о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся, о некоторых формах защиты земноводных и пресмыкающихся от врагов (например, уж отпугивает врагов шипением и т. п.)
- Иметь представления об особенностях жизни насекомых (муравьи, пчелы, осы живут большими семьями, муравьи — в муравейниках, пчелы — и дуплах, ульях). Различать по внешнему виду и правильно называть некоторые виды бабочек (капустница, крапивница, павлиний глаз) и жуков (божья коровка, майский жук, жук-носорог) и других насекомых. Уметь сравнивать насекомых по способу передвижения (летают, прыгают, ползают).
- Иметь представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот. Называть и различать такие явления природы, как иней, град, туман, дождь, снегопад, гололёд, заря, роса и т.д. Уметь оценивать природные явления, их влияние на погоду.
- Устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью живых организмов (если исчезнут насекомые — опылители растений, то растения не дадут семян и др.).
- Правильно вести себя в природе (не ломать кустов и ветвей деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и др.).
- Определять свойства снега (холодный, пушистый, рассыпается, липкий и др.; из влажного тяжелого снега лучше делать постройки).
- Иметь представление о нашей планете (Земля – это огромный шар, на Земле есть материки: Азия, Европа, Африка и др.), о планетах солнечной системы и звёздах (Солнце - -это большая горячая звезда, его роли в жизни человека).
- Развитие речи
В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:
- Высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Уметь отстаивать свою точку зрения.
- Различать на слух и произносить все звуки родного языка. Внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.
- Называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове (в начале, середине, конце)
- Отрабатывать интонационную выразительность речи.
- Согласовывать слова в предложении.
- Уметь образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
- Уметь правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если бы и т.д.).
Связная речь
- Быть доброжелательными и корректными собеседниками, содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.
- Составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. С помощью взрослого составлять план рассказа и придерживаться его.
- Составлять рассказы из личного опыта, сочинять короткие сказки на заданную тему.
- Различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня).
- Уметь наизусть читать любимые стихотворения, считалки, загадки.
- Уметь называть любимые сказки и рассказы, последовательно передавать содержание сказки; называть 2-3 авторов и 2-3 иллюстраторов книг.
Подготовка к обучению грамоте
- Знать буквы и звуки алфавита, их отличие (что такое буква, что такое звук; гласные, согласные, твердые и мягкие согласные), соединять звуки в слоги.
- Иметь представление о предложении (без грамматического определения). Уметь составлять предложения, членить простые предложения (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.
- Делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами ( Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части.
- Составлять слова из слогов (устно).
- Выделять последовательность звуков в простых словах.
- Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения.
- Формирование элементарных математических представлений
К началу обучения в школе у ребёнка должны быть развиты элементы математического представления:
Количество и счет
- Считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20).
- Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.
- Понимать отношения между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), уметь увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10).
- Называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10), последующее и предыдущее число к названному числу или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
- Раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).
- Иметь представление о монетах достоинством 10, 50 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей (различение, набор и размен монет).
- На наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (- ) и знаком отношения равно (=).
Величина
- Объединять группы предметов и удалять из группы часть предметов. Устанавливать взаимосвязь между целой группой и частью; находить части целого и целое по известным частям.
- Считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
- Делить круг, квадрат, прямоугольник на 2 - 8 равных частей, сравнивать целый предмет с его частями, обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая), две части из четырех (две четвертых) и т.д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей.
- Измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры.
- Измерять объем жидких и сыпучих тел с помощью условной меры.
- Иметь представления о весе предметов и способах его измерения. Сравнивать предметы (тяжелее — легче) путем взвешивания их на ладонях. Иметь представление о весах.
Форма
- Знать геометрические фигуры, и их элементы (вершина, угол, стороны) и некоторых их свойств.
- Иметь представление о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника), о прямой линии, отрезке прямой.
- Распознавать фигуры независимо от их пространственного положения. Изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
- Видоизменять геометрические фигуры, составлять из малых форм большие (составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов — один большой прямоугольник; из частей круга - круг и т.д.; конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств)
Ориентировка в пространстве
- в окружающем пространстве и на листе бумаги (в клетку); располагать предметы и их изображения в заданном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).
- «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: направо, справа налево, снизу-вверх, сверху вниз.
Ориентировка во времени
- Иметь элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.
- Знать и называть последовательность времён года и месяцев, дней недели.
- Пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
- Определять время по часам с точностью до 1 часа.
- Социально-коммуникативное развитие
- Договариваться, помогать друг другу; стремиться радовать старших хорошими поступками.
- Ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.
- Давать оценку своим поступкам и поступкам других людей, своих сверстников, литературных персонажей; спокойно отстаивать своё мнение, выражать своё отношение к окружающей действительности.
- Бережно и уважительно относиться к культуре своего народа и к культуре других народов.
- Использовать при общении формулы словесной вежливости.
Трудовые навыки
- Старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы. Участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми.
- Поддерживать порядок в группе и на участке: протирать и мыть игрушки, строительный материал, вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки.
- Наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой - от снега, поливать песок в песочнице; украшать участок к праздникам.
- Самостоятельно, быстро и красиво убирать постель после сна.
- Знать профессии родителей и место их работы.
Самообслуживание
- Самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи.
- Относить после еды и аккуратно складывать в раковину посуду.
- Замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично сообщать товарищу о необходимости что-то поправить в костюме, прическе.
- Художественно-эстетическое воспитание
Аппликация и ручной труд
- Складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных
направлениях; делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы
(мишка-физкультурник, клюющий петушок и др.).
- Пользоваться ножницами, аккуратно вырезывать по контуру; аккуратно пользоваться клеем.
- Создавать предметы из полосок цветной бумаги (коврик, дорожка, закладка), подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам. Создавать объемные игрушки в технике оригами.
- Создавать изображения различных предметов, используя бумагу различной фактуры и способы вырезания и обрывания.
- Создавать сюжетные и декоративные композиции.
- Вдевать нитку в иголку, завязывать узелок; пришивать пуговицу. Делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры (шелк для бабочки, байка для зайчика и т.д.), наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом.
- Создавать фигуры людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек, травы, веток, корней и других материалов, передавать выразительность образа, создавать общие композиции («Лесная поляна», «Сказочные герои»).
- Аккуратно и экономно использовать материалы.
В рисовании
- Различать виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство.
- Называть основные выразительные средства произведений искусства.
- Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.
- Использовать в рисовании разные материалы и способы создания произведения
В лепке
- Лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, и движения.
- Выполнять декоративные композиции способам и налепа и рельефа.
- Расписывать вылепленные изделия по мотивам народного искусства.
Конструирование
- Сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта). Определять, какие детали более всего подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать.
- Сооружать постройки, объединенные общей темой (улица, машины, дома).
- Создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и словесной инструкции.
- Игровая деятельность
- Самостоятельно отбирать или придумывать разнообразные сюжеты игр.
- Придерживаться в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации.
- Находить новую трактовку роли и исполнять ее.
- Моделировать предметно-игровую среду.
- В дидактических играх договариваться со сверстниками об очередности ходов, выборе карт, схем; быть терпимыми и доброжелательными партнерами.
- Понимать образный строй спектакля: оценивать игру актеров, средства выразительности и оформление постановки.
- Владеть навыками театральной культуры: знать театральные профессии, правила поведения в театре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей ДОУ "Что должен знать и уметь ребёнок 5-6 лет"
В памятке представлены критерии оценки развития детей дошкольного возраста 5-6 лет....
Работа с родителями (для будущих первоклассников) «Что должен знать и уметь ребёнок 6-7 лет, поступающий в школу»
Это будет познавательно и интересно для родителей, чьи дети пойдут в первый класс. Они узнают минимальный уровень знаний, которыми должен овладеть ребенок для поступления в первый класс....
Прохождение ТПМПК. Что должен знать и уметь ребенок при выпуске из детского сада?
Конспект родительского собрания на тему "Прохождение ТПМПК. Что должен знать и уметь ребенок при выпуске из детского сада?".Многие родители наших воспитанников при выпуске из детского сада с...
Что должен знать и уметь ребенок при выпуске из детского сада.
К концу года ребенок 6 -7 лет должен:Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»В ФГОС ДОУ представлено пять направлений развития воспитанников (или образовательных областей).1. Социально-коммун...
консультация для родителей в детском саду на тему:"Что должен знать и уметь ребёнок 6-7 лет"
Помочь и подготовить детей,отвечатьна вопросы касающиеся ребёнка: назватьсвоё имя, фамилию,имя своих родителей, домашний адрес, название района, название Родины и т.д....
Консультация для родителей :"Что должен знать и уметь ребёнок 5-6 лет " Консультация для родителей
Что должен знать и уметь ребёнок 5-6 лет....