Прохождение ТПМПК. Что должен знать и уметь ребенок при выпуске из детского сада?
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Захарова Юлия Романовна

Конспект родительского собрания на тему "Прохождение ТПМПК. Что должен знать и уметь ребенок при выпуске из детского сада?".

Многие родители наших воспитанников при выпуске из детского сада сталкиваются с тем, что не знают, что представляет из себя территориальная комиссия и для чего она нужна.

В данном материале раскрываются труктура комиссии, этапы ее прохождения и оснонвые ЗнанияУменияНавыки ребенка, которые необходимы при поступлении в 1 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.tpmpk_.zun_.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 45 компенсирующего вида

Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

Конспект родительского собрания

на тему:

«Прохождение ТПМПК. Что должен знать и уметь ребенок при выпуске из детского сада?»

Подготовила:

Учитель –дефектолог

Нечаева Ю.Р.

Санкт-Петербург

2019г.


Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.

Задачи:

  • Ознакомить родителей с ЗУН ребенка по окончании детского сада
  • Проговорить, какими из этого перечня ЗУН должен владеть ребенок с интеллектуальной недостаточностью
  • Рассказать родителям о прохождении ТПМПК
  • Проговорить основные моменты прохождения ТПМПК
  • Проговорить информацию о следующем собрании по теме «Готовность ребенка к школе»

Само словосочетание «психолого-медико-педагогическая комиссия» вызывает опасение и чувство тревожности. Что скрывается за аббревиатурой ПМПК? Кто ее проводит, с какой целью? Неутешительны и отзывы родителей в интернете: зачастую комиссия проводится в некомфортной для ребенка обстановке, когда специалистам важно «поставить диагноз», и, кажется, что судьба ребенка их не волнует.

Что такое ПМПК?

ПМПК — это комиссия, на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами на наличие диагнозов (как правило, умственная отсталость, ЗПР и др.) и определение возможности или невозможности обучения в общеобразовательной школе и переводе в коррекционную школу или обратно в обычную.

На обследование ПМПК направляют как дошкольников, так и детей школьного возраста, как правило, учеников 1-4 классов, потому что в этом возрасте уже становится понятно, есть ли у ребенка непреодолимые препятствия к обучению в обычной школе или нет.

Направляет на комиссию обычно школа (учитель, завучи) или сами родители, когда считают, что ребенку нужно обучаться в учреждении другого типа.

Как проходит обследование на ПМПК?

На комиссию в заранее оговоренный день приглашаются родители с ребенком. Обычно заседание комиссии происходит в одном кабинете, где ребенок попадает в руки сразу нескольких специалистов. В комиссию входят: психиатр, старший дефектолог, заведующий детским садом, директора школы, дефектолог группы.

Все специалисты могут сидеть как за одним столом, и ребенок стоит (сидит) перед ними, или же специалисты сидят за разными столами, и ребенок подходит к ним по очереди. Они задают вопросы и дают задания. Стоит сказать, что сама форма проведения ПМПК некомфортна для ребенка: зачастую не подбадривают его, торопят, не дают передохнуть. По времени обследование занимает примерно 10 минут.

Родителям важно успокоить ребенка перед комиссией, поддержать его.

Подготовка ребенка к прохождению ПМПК

Идя на комиссию, ребенок должен знать, в какой форме с ним будут работать, и быть к этому готовым. Вопросы ПМПК зависят от возраста ребенка и проверяемых диагнозов.

Что спрашивают на ПМПК?

  • Рассказать о себе, своих родных и друзьях: как зовут, где живут, где работают, какой возраст. Рассказать о своих занятиях и занятиях своих друзей: что делают с друзьями вместе? Что делают вместе с мамой/папой? Как проводят время. Имена учителей и воспитателей. Сведения о домашних питомцах: клички, питание, уход и т.д. О доме, где живет: сколько комнат, для чего они предназначены, для чего предназначены кухня, ванная.
  • Рассказать об окружающем мире: утро-ночь, выходные-будни, обед-ужин, распорядок дня, отличия. Ребенок должен ориентироваться в понятиях: больше – меньше, длиннее – короче, живое – неживое, должен знать цвета, формы предметов, их расположение (на столе, под столом и т.д.).
  • Проверяют умение обобщать и логику. Ребенок должен объединять предметы по признаку (суп, помидоры, конфеты — еда). Выбрать лишний предмет из нескольких и объяснить, почему. Для чего нужны предметы, что с помощью них делают. Знать части тела и их предназначение. Какие бывают профессии.
  • Проверяют память: называют на слух слова и просят повторить, раскладывают картинки или предметы, потом перекладывают и просят объяснить, что изменилось.
  • Проверяют речь ребенка: правильно ли строит предложения, все ли звуки произносит, правильно ли меняет окончания слов в зависимости от рода существительных, времени глаголов. Просят назвать или объяснить значения, привести примеры:
  • синонимы (слова, близкие по значению, например, счастливый – радостный)
  • антонимы (противоположные по значению, например, горячий – холодный)
  • омонимы (слова, имеющие несколько значений, например, ручка, коса, ключ).

А также просят назвать звуки слова, сколько слов в предложении. Оценивают, понимает ли ребенок разницу между словами, близкими по звучанию (бочка – почка). Просят составить небольшой рассказ по картинкам. Проверяют понимание устной речи, говорят несколько предложений и просят пересказать или ответить на вопросы.

  • Просят показать какое-то действие: как ты рисуешь, как ты идешь домой.
  • Проверяют умение рассказать о своих желаниях (хочет есть, в туалет и т.д.), чувствах (усталость, радость).
  • Проверяют координацию движений и развитие моторики: поймать мяч, пнуть, встать на одну ногу и т.д.

То есть вполне обычные для ребенка предшкольного или школьного возраста вопросы и способы диагностики. Но здесь важно понять, почему ребенок не справился с заданием: переволновался или это связано с другими причинами. Ребенку с неродным русским языком или педагогически запущенному ребенку трудно дать синонимы слова или объяснить пословицы, но это не означает, что ребенок не способен обучаться.

Готовить к ПМПК можно, чтобы не волновался, чтобы знал типы заданий и чего от него примерно будут ждать. Но все вопросы, повторимся, обычные, то есть обычный ребенок, с которым занимаются и которого развивают, сможет ответить на эти вопросы.

Результаты ПМПК

По итогам обследования комиссия готовит протокол ПМПК, с которым должны ознакомиться родители под роспись. Подпись на протоколе ставится как подтверждение факта прохождения комиссии в присутствии родителей (законных представителей).

В отчете ПМПК будет содержаться рекомендации родителям:

  • Сможет ли ребенок обучаться в обычной школе.
  • Рекомендовано ли обучение в коррекционной школе.
  • Нужны ли ребенку дополнительные учебные занятия, занятия с логопедом, лечение и наблюдение у врачей и психологов.

Заключение комиссии ПМПК носит рекомендательный характер, родители не обязаны следовать этим рекомендациям.


К концу года ребенок 6 -7 лет должен:

ФИО (собственные и родителей, свой домашний адрес, город, страну)

Формирование общей картины мира

  • Знать распространенные цветы, растения, деревья, уметь их группировать и называть обобщающее слово
  • Знать животных (классификацию: дикие (животные леса, жарких стран, животные Арктики), домашние) и называть обобщающие слова
  • Знать птиц, рыб, насекомых и называть обобщающие слова
  • Знать (выделять, называть, группировать) фрукты и овощи
  • Знать последовательность частей суток, дней недели, месяцев, времен года; их количество
  • Знать профессии
  • Знать основные правила дорожного движения
  • Знать название праздников и уметь рассказать о них (Новый Год, 8 Марта, Масленица, День Победы, День защитника Отечества и др.)
  • Знать (выделять, называть, группировать) цвета и их оттенки
  • Знать (выделять, называть, группировать) геометрические и некоторые объемные фигуры
  • Иметь представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот. Различать такие явления природы, как иней, град, туман, дождь.
  • Устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые — опылители растений, то растения не дадут семян и др.).
  • Правильно вести себя в природе (не ломать кустов и ветвей деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и др.).
  • Определять свойства снега (холодный, пушистый, рассыпается, липкий и др.; из влажного тяжелого снега лучше делать постройки).

Развитие речи

  • Различать на слух и произносить все звуки родного языка.
  • Внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.
  • Называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове
  • Последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении
  • В общении со взрослыми и сверстниками пользоваться формулами словесной вежливости
  • Употреблять СИНОНИМЫ, антонимы, сложные предложения разных видов
  • Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
  • Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах.
  • Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове
  • Делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами ( Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части
  • Составлять слова из слогов (устно)
  • Выделять последовательность звуков в простых словах
  • Составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием
  • Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия
  • Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении

    Формирование элементарных математических представлений
  • Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части (часть предметов).
  • Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находить части целого множества и целое по известным частям.
  • Считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20)
  • Называть числа в прямом и обратном порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10)
  • Соотносить цифру (0-9) и количество предметов 
  • Называть последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число
  • Понимать отношения между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), уметь увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10).
  • Раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).
  • На наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (-) и знаком отношения равно (=).
  • Знать геометрические фигуры, и их элементы (вершина, угол, стороны) и некоторых их свойств.
  • Иметь представление о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника), о прямой линии, отрезке прямой.
  • Распознавать фигуры независимо от их пространственного положения.
  • Изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
  • Моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов — один большой прямоугольник; из частей круга —круг, из четырех отрезков— четырехугольник, из двух коротких отрезков — один длинный и т.д.; конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств.
  • Распознавать, называть: отрезок, угол, многоугольники, шар, куб, цилиндр; проводить их сравнение.
  • Сравнивать предметы по форме.
  • Узнавать знакомые геометрические фигуры в предметах реального мира.

Ориентировка в пространстве

  • Ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т.д.); располагать предметы и их изображения в заданном направлении, отражать в речи их пространственное расположение {вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).
  • «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве:направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).

Ориентировка во времени

  • Иметь элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.

Физическое воспитание

  • Выполнять правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье).
  • Прыгать на мягкое покрытие с высоты до 40 см; мягко приземляться, прыгать в длину с места на расстояние не менее 100 см, с разбега -180 см; в высоту с разбега - не менее 50 см; прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами.
  • Перебрасывать набивные мячи (вес 1 кг), бросать предметы в цель из разных исходных положений, попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 4-5 м, метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-12 м, метать предметы в движущуюся цель; владеть школой мяча.
  • Перестраиваться в 3-4 колонны, в 2-3 круга на ходу, в две шеренги после расчета на первый-второй, соблюдать интервалы во время передвижения.
  • Выполнять физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции.
  • Сохранять правильную осанку.
  • Проявлять дисциплинированность, выдержку, самостоятельность и творчество в двигательной деятельности, демонстрировать красоту, грациозность, выразительность движений.

Художественная литература

  • Различать жанры литературных произведений; аргументировать свой ответ («Это сказка (рассказ, стихотворение), потому что...»).
  • Называть любимые сказки и рассказы; прочесть 1-2 любимых стихотворения, 2-3 считалки; вспомнить 2-3 загадки.
  • Называть двух-трех авторов детских книг.
  • Выразительно, в собственной манере прочесть стихотворение, пересказать отрывок из сказки, рассказа.

    Художественно-эстетическое развитие

    В рисовании
    • Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.
    • Использовать в рисовании разные материалы и способы создания изображения.

В лепке
• Лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения фигур; создавать сюжетные композиции из двух-трех и более изображений.
• Выполнять декоративные композиции способами налепа и рельефа.
• Расписывать вылепленные изделия по мотивам народного искусства.

 

В аппликации
• Изображать различные предметы, используя бумагу разной фактуры и усвоенные способы вырезания и обрывания.
• Создавать сюжетные и декоративные композиции (индивидуальные и коллективные).

Конструирование
• Видеть конструкцию предмета и анализировать ее с учетом практического назначения.
• Создавать различные конструкции предмет, в соответствии с его назначением.
• Создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и словесной инструкции.

Ручной труд
• Переплетать бумажную основу полосками цветной бумаги.
• Делать разметку по шаблону на бумаге при изготовлении игрушек.
• Изготовлять объемные игрушки.
• Работать с иголкой (вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, пришивать пуговицу).

Музыкальное воспитание
• Узнавать мелодию Государственного гимна РФ.
• Определять, к какому жанру принадлежит прослушанное произведение (марш, песня, танец) и на каком известном инструменте оно исполняется.
• Различать части произведения (вступление, заключение, запев, припев).
• Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения.
• Выражать свои впечатления от музыки в движениях или рисунках.
• Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание).
• Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные ее отрезки с аккомпанементом.
• Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание.
• Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него.
• Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок; самостоятельно начинать движение после музыкального вступления; активно участвовать в выполнении творческих заданий.
• Выполнять танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг; выразительно и ритмично исполнять танцы, движения с предметами (шарами, обручами, мячами, цветами).
• Инсценировать игровые песни.

Игровая деятельность
• Самостоятельно отбирать или придумывать разнообразные сюжеты игр.
• Придерживаться в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации.
• Находить новую трактовку роли и исполнять ее.
• Моделировать предметно-игровую среду.
• В дидактических играх договариваться со сверстниками об очередности ходов, выборе карт, схем; быть терпимыми и доброжелательными партнерами.
• В беседе о просмотренном спектакле высказывать свою точку зрения.
• Владеть навыками театральной культуры: правила поведения в театре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей будущих первоклассников "Что должен знать и уметь ребёнок при выпуске из детского сада"

Консультация для родителей (можно использовать в работе с родителями как на родительском собрании, так и определить материал в папку -передвижку) по всем образовательным областям...

Консультация для родителей "Что должен знать и уметь ребенок средней группы детского сада (4-5 лет) к концу учебного года".

В консультации раскрываются основные знания и умения, которыми ребенок должен овладеть к концу среднего дошкольного возраста по ФГОС....

Что должен знать и уметь ребенок к концу учебного года в старшей группе детского сада

Уважаемые родители, предлагаю ознакомиться с информацией о том, что должны знать и уметь ваши дети к концу учебного года. Это поможет нам заполнить существующие пробелы в знаниях и подготовить детей к...

Консультация для родителей «Что должен знать и уметь ребенок подготовительной группы детского сада к концу учебного года»

Образовательная область «Речевое развитие»-Правильно произносить все звуки родного языка.-Понимать разницу между звуком и буквой.-Различать гласные и согласные звуки.-Слышать и называ...

Родительское собрание в старшей группе детского сада «Что должен знать и уметь ребенок 5–6 лет»

Родительское собрание в старшей группе детского сада «Что должен знать и уметь ребенок 5–6 лет» Цель: - ознакомление родителей с особенностями развития детей 5-6 лет....

Что должен знать и уметь ребенок при выпуске из детского сада.

К концу года ребенок 6 -7 лет должен:Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»В ФГОС ДОУ представлено пять направлений развития воспитанников (или образовательных областей).1. Социально-коммун...

Консультация "Что должен знать и уметь ребенок, который идет в детский сад"

Как правило, решение о том, что ребенок будет ходить в детский сад, не принимается родителями спонтанно. Известно об этом становится как минимум за несколько месяцев. Поэтому у ответственных родителей...