Увлечение компьютерными играми. Хорошо это или плохо?
консультация (старшая группа)

Рудович Татьяна Алексеевна

Сегодня, уже нельзя представить современную жизнь без компьютеров и смартфонов. Компьютерные игры прочно вошли в нашу жизнь, став одним из любимых видов отдыха у детей и молодежи. Виртуальный мир манит своими безграничными возможностями. Индустрия компьютерных игр каждый день предоставляет новые и новые игры. Игры становятся все увлекательнее. Они сегодня очень разнообразны, в них хороший звук и графика. Некоторые игры, например лабиринты, стратегии – учат планированию и являются неплохой умственной тренировкой, развивающей логическое мышление. Многие игры стимулируют молодое поколение не только играть, но и творить. Сам характер игр - постоянное преодоление препятствий делает игрока более целеустремленным и жизнестойким. Он решает проблемы реальной жизни с не меньшим упорством, с каким преодолевает очередной этап игры. Большинство игроков способны к быстрому восприятию новых идей и перемен. То, что компьютерные игры учат логическому мышлению, реакции, глазомеру и координации движений, — достаточно очевидно. Детское восприятие устроено таким образом, что для запоминания и усвоения информации нужны ассоциации, игра.

Если использовать компьютерные игры в разумных пределах (не более 1 часа в сутки с перерывами через 15-20 минут для ребенка 6-9 лет) и не в ущерб другим сторонам жизни ребенка, то они могут принести положительный результат: научат детей счету, иностранному алфавиту, усилят концентрацию внимания, улучшат мыслительные операции, процессы принятия решения, будут способствовать формированию художественного воображения, помогут развить быстроту реакции. Практически любая компьютерная игра развивает тот или иной полезный навык, но все-таки не во всякую игру стоит играть.

В компьютерные игры можно играть одному и это на первый взгляд выход из положения для работающих родителей, когда ребенок много времени находится один дома. Почему же тогда педагоги и психологи бьют тревогу по этому вопросу? Какие «подводные камни» таит в себе виртуальный мир?

Самая главная опасность, которую представляют компьютерные игры - это возникновение игровой зависимости. Человек, попавший в зависимость от компьютерных игр, буквально живет в виртуальной реальности и изредка, нехотя возвращается в реальную жизнь. Самое страшное в этой зависимости то, что она обычно начинается  довольно безобидно, не вызывая беспокойства у близких людей. Крайняя степень игровой зависимости – потеря аппетита у игромана и сна. Ему не хочется отлучаться от игры  для восполнения жизненно необходимых потребностей. И даже во сне геймер продолжает завоевывать миры и убивать врагов. И здесь уже может понадобиться помощь квалифицированного врача, чтобы вытащить игромана из виртуальных щупалец.

В последнее время педагогами было замечено, что к особой группе риска относятся дети из семей, где родители (в основном папы) все свое свободное время проводят у монитора. Ни для кого не секрет, что дети учатся наблюдая и подражая взрослым. И если папа часами играет в «стрелялки», «бродилки» и «гонки», то результат такого примера очевиден – сын или дочь будут делать тоже самое.

Чем опасны компьютерные игры «стрелялки»? Поскольку игровая зависимость вызванная ими, сопровождается агрессивностью, озлобленностью. Вредны так же «бродилки», «леталки» и «гонки»,которые хоть и не характеризуются агрессией, но требуют повышенного внимания, затягивают, от них сложно оторваться. Конечно, совершенно невозможным становится для геймера нажать на паузу во время очередной гонки или прохождения лабиринта. Особенно опасны в плане приобретения зависимости ролевые компьютерные игры, где игрок принимает роль компьютерного персонажа. Виртуальная реальность формирует нереальный мир компьютерной игры, вырабатывает эффект «присутствия». Так же тревожно, когда родители считают, что пусть лучше ребенок сидит дома за компьютером у них на глазах, чем гуляет с дурной компанией или не ограничивают доступ, когда сами бывают заняты. Тем самым ребенок получает свободный доступ к компьютеру. Вред наносится не только в процессе игры, но и в многочасовом занятии перед монитором. Можно выделить несколько вредных факторов: воздействие электромагнитного излучения монитора, нагрузка на зрение, перегрузка суставов кистей рук, психическая нагрузка и компьютерная зависимость. Иногда компьютер не только становится для ребенка няней или источником знаний, но начинает эмоционально заменять ему окружающих людей. Постепенно ребенок проводит за компьютером все больше времени, может развиться зависимость. Со временем ребенок, увлеченный играми, становится раздраженным, отрешается от своих сверстников и всего общества в целом, у него нарушается режим сна, ухудшается состояние здоровья, снижается зрение. Также ребенок теряет как бы контакт с реальностью, для него "виртуальный” мир становится альтернативой "реального", тем самым теряется какая-либо взаимосвязь с обществом, в котором он находится. Наибольшую опасность представляют «стрелялки», которые характеризуются весьма примитивным сюжетом, основанном на насилии. Такие игры могут отрицательно сказаться на психике ребенка и стать причиной его чрезмерной агрессивности. В качестве негативных последствий выделяются также сужение круга интересов ребенка, уход от реальности к созданию собственного «виртуального» мира.

Если ребенок младше 10 лет пристрастился к компьютеру, то это может замедлить его развитие, как физическое, так и психическое. Просиживая за любимой компьютерной игрушкой, такой ребенок начинает вести не свойственный этому возрасту образ жизни, исключающий необходимую двигательную активность, развитие широкого спектра эмоциональных реакций, познание окружающего мира, формирование коммуникативных навыков в общении и в обычных детских играх со сверстниками. 

Признаки характеризующие компьютерную зависимость:

– ребенок ест, пьет, не отходя от компьютера;
– ребенок возвращаясь домой, сразу направляется к компьютеру, не переодеваясь;
– ребенок забывает поесть, почистить зубы, причесаться, переодеться;
– если компьютер сломался, ребенок раздражается, озлоблен, не находит себе других занятий;
– ребенок шантажирует и капризничает, если ему запрещают играть на компьютере.

– ребенок часто говорит, что ему скучно и неинтересно.

Каков же итог? Как выяснилось, все упирается в чувство меры и разновидность игры. Виртуальная реальность не должна занимать все свободное время человека, она так же не должна провоцировать его на жестокость, развивать в нем агрессию и озлобленность. Это должен быть просто один из вариантов отдыха, на ряду с занятиями спорта, прогулками на свежем воздухе, чтением книг, просмотром фильмов, встреча с друзьями.

Надо понимать, что детям трудно соблюдать «меру» в игре, т.к. процессы самоконтроля у них еще недостаточно сформированы, а значит им трудно ограничивать время игры, вовремя делать перерывы, следить за режимом питания.


Важное влияние на личность ребенка оказывает стиль воспитания, который преобладает в семье. Кроме того, эмоциональные отношения в семье играют важную интегрирующую роль, благодаря которой члены семьи ощущают себя единой общностью и чувствуют теплоту и поддержку друг друга.

Рекомендации для  родителей:

1. Стройте отношения в семье на принципах честности и умении признавать ошибки.

2. Не оскорбляйте ребенка, его чувства, круг общения.

3. Будьте другом и помощником своему ребенку.

4. Выстраивайте доверительные отношения с ребенком, чтобы он мог вам довериться всегда и при любых обстоятельствах.

5. Говорите о своих  чувствах ребенку. Тогда он увидит в вас не противника, а близкого человека, который тоже нуждается в заботе.

6. Необходимо четко сообщать ребенку о своей позиции и объяснять ее, не следует торговаться о прекращении работы за компьютером.

7. Всегда нужно оговаривать время нахождения за компьютером и точно придерживаться этих рамок. Количество времени нужно выбирать, исходя из возрастных особенностей ребенка. Например, до 5 лет не рекомендуется ребенка допускать до компьютера, стоит поощрять его познание мира без посредничества электроники. С 6 лет ребенку можно начинать знакомиться с компьютером (15-20 мин. в день).

8. Не позволяйте ребенку играть на компьютере или смартфоне перед сном.

9. Прививайте ребенку интерес к активным играм и физическим упражнениям, чтобы он чувствовал радость от этого, показывайте хороший пример. Например, придумайте свои семейные традиции – гулять в парке по выходным, бегать по вечерам, играть в настольные игры всей семьей.

10. Необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками, друзьями и близкими.

11. Следует проводить обсуждение игр вместе с ребенком, выбирать развивающие игры.

12. Не ограждать ребенка от компьютера вообще, поскольку это неотъемлемая часть будущего, в котором ребенку предстоит жить.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompyuternye_igry.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Сегодня, уже нельзя представить современную жизнь без компьютеров и смартфонов. Компьютерные игры прочно вошли в нашу жизнь, став одним из любимых видов отдыха у детей и молодежи. Виртуальный мир манит своими безграничными возможностями. Индустрия компьютерных игр каждый день предоставляет новые и новые игры. Игры становятся все увлекательнее. Они сегодня очень разнообразны, в них хороший звук и графика. Некоторые игры, например лабиринты, стратегии – учат планированию и являются неплохой умственной тренировкой, развивающей логическое мышление. Многие игры стимулируют молодое поколение не только играть, но и творить. Сам характер игр - постоянное преодоление препятствий делает игрока более целеустремленным и жизнестойким. Он решает проблемы реальной жизни с не меньшим упорством, с каким преодолевает очередной этап игры. Большинство игроков способны к быстрому восприятию новых идей и перемен. То, что компьютерные игры учат логическому мышлению, реакции, глазомеру и координации движений, — достаточно очевидно. Детское восприятие устроено таким образом, что для запоминания и усвоения информации нужны ассоциации, игра.

Если использовать компьютерные игры в разумных пределах (не более 1 часа в сутки с перерывами через 15-20 минут для ребенка 6-9 лет) и не в ущерб другим сторонам жизни ребенка, то они могут принести положительный результат: научат детей счету, иностранному алфавиту, усилят концентрацию внимания, улучшат мыслительные операции, процессы принятия решения, будут способствовать формированию художественного воображения, помогут развить быстроту реакции. Практически любая компьютерная игра развивает тот или иной полезный навык, но все-таки не во всякую игру стоит играть.

В компьютерные игры можно играть одному и это на первый взгляд выход из положения для работающих родителей, когда ребенок много времени находится один дома. Почему же тогда педагоги и психологи бьют тревогу по этому вопросу? Какие «подводные камни» таит в себе виртуальный мир?

Самая главная опасность, которую представляют компьютерные игры - это возникновение игровой зависимости. Человек, попавший в зависимость от компьютерных игр, буквально живет в виртуальной реальности и изредка, нехотя возвращается в реальную жизнь. Самое страшное в этой зависимости то, что она обычно начинается  довольно безобидно, не вызывая беспокойства у близких людей. Крайняя степень игровой зависимости – потеря аппетита у игромана и сна. Ему не хочется отлучаться от игры  для восполнения жизненно необходимых потребностей. И даже во сне геймер продолжает завоевывать миры и убивать врагов. И здесь уже может понадобиться помощь квалифицированного врача, чтобы вытащить игромана из виртуальных щупалец.

В последнее время педагогами было замечено, что к особой группе риска относятся дети из семей, где родители (в основном папы) все свое свободное время проводят у монитора. Ни для кого не секрет, что дети учатся наблюдая и подражая взрослым. И если папа часами играет в «стрелялки», «бродилки» и «гонки», то результат такого примера очевиден – сын или дочь будут делать тоже самое.

Чем опасны компьютерные игры «стрелялки»? Поскольку игровая зависимость вызванная ими, сопровождается агрессивностью, озлобленностью. Вредны так же «бродилки», «леталки» и «гонки»,которые хоть и не характеризуются агрессией, но требуют повышенного внимания, затягивают, от них сложно оторваться. Конечно, совершенно невозможным становится для геймера нажать на паузу во время очередной гонки или прохождения лабиринта. Особенно опасны в плане приобретения зависимости ролевые компьютерные игры, где игрок принимает роль компьютерного персонажа. Виртуальная реальность формирует нереальный мир компьютерной игры, вырабатывает эффект «присутствия». Так же тревожно, когда родители считают, что пусть лучше ребенок сидит дома за компьютером у них на глазах, чем гуляет с дурной компанией или не ограничивают доступ, когда сами бывают заняты. Тем самым ребенок получает свободный доступ к компьютеру. Вред наносится не только в процессе игры, но и в многочасовом занятии перед монитором. Можно выделить несколько вредных факторов: воздействие электромагнитного излучения монитора, нагрузка на зрение, перегрузка суставов кистей рук, психическая нагрузка и компьютерная зависимость. Иногда компьютер не только становится для ребенка няней или источником знаний, но начинает эмоционально заменять ему окружающих людей. Постепенно ребенок проводит за компьютером все больше времени, может развиться зависимость. Со временем ребенок, увлеченный играми, становится раздраженным, отрешается от своих сверстников и всего общества в целом, у него нарушается режим сна, ухудшается состояние здоровья, снижается зрение. Также ребенок теряет как бы контакт с реальностью, для него "виртуальный” мир становится альтернативой "реального", тем самым теряется какая-либо взаимосвязь с обществом, в котором он находится. Наибольшую опасность представляют «стрелялки», которые характеризуются весьма примитивным сюжетом, основанном на насилии. Такие игры могут отрицательно сказаться на психике ребенка и стать причиной его чрезмерной агрессивности. В качестве негативных последствий выделяются также сужение круга интересов ребенка, уход от реальности к созданию собственного «виртуального» мира.

Если ребенок младше 10 лет пристрастился к компьютеру, то это может замедлить его развитие, как физическое, так и психическое. Просиживая за любимой компьютерной игрушкой, такой ребенок начинает вести не свойственный этому возрасту образ жизни, исключающий необходимую двигательную активность, развитие широкого спектра эмоциональных реакций, познание окружающего мира, формирование коммуникативных навыков в общении и в обычных детских играх со сверстниками. 

Признаки характеризующие компьютерную зависимость:

– ребенок ест, пьет, не отходя от компьютера;
– ребенок возвращаясь домой, сразу направляется к компьютеру, не переодеваясь;
– ребенок забывает поесть, почистить зубы, причесаться, переодеться;
– если компьютер сломался, ребенок раздражается, озлоблен, не находит себе других занятий;
– ребенок шантажирует и капризничает, если ему запрещают играть на компьютере.

– ребенок часто говорит, что ему скучно и неинтересно.

Каков же итог? Как выяснилось, все упирается в чувство меры и разновидность игры. Виртуальная реальность не должна занимать все свободное время человека, она так же не должна провоцировать его на жестокость, развивать в нем агрессию и озлобленность. Это должен быть просто один из вариантов отдыха, на ряду с занятиями спорта, прогулками на свежем воздухе, чтением книг, просмотром фильмов, встреча с друзьями.

Надо понимать, что детям трудно соблюдать «меру» в игре, т.к. процессы самоконтроля у них еще недостаточно сформированы, а значит им трудно ограничивать время игры, вовремя делать перерывы, следить за режимом питания.


Важное влияние на личность ребенка оказывает стиль воспитания, который преобладает в семье. Кроме того, эмоциональные отношения в семье играют важную интегрирующую роль, благодаря которой члены семьи ощущают себя единой общностью и чувствуют теплоту и поддержку друг друга.

Рекомендации для  родителей:

1. Стройте отношения в семье на принципах честности и умении признавать ошибки.

2. Не оскорбляйте ребенка, его чувства, круг общения.

3. Будьте другом и помощником своему ребенку.

4. Выстраивайте доверительные отношения с ребенком, чтобы он мог вам довериться всегда и при любых обстоятельствах.

5. Говорите о своих  чувствах ребенку. Тогда он увидит в вас не противника, а близкого человека, который тоже нуждается в заботе.

6. Необходимо четко сообщать ребенку о своей позиции и объяснять ее, не следует торговаться о прекращении работы за компьютером.

7. Всегда нужно оговаривать время нахождения за компьютером и точно придерживаться этих рамок. Количество времени нужно выбирать, исходя из возрастных особенностей ребенка. Например, до 5 лет не рекомендуется ребенка допускать до компьютера, стоит поощрять его познание мира без посредничества электроники. С 6 лет ребенку можно начинать знакомиться с компьютером (15-20 мин. в день).

8. Не позволяйте ребенку играть на компьютере или смартфоне перед сном.

9. Прививайте ребенку интерес к активным играм и физическим упражнениям, чтобы он чувствовал радость от этого, показывайте хороший пример. Например, придумайте свои семейные традиции – гулять в парке по выходным, бегать по вечерам, играть в настольные игры всей семьей.

10. Необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками, друзьями и близкими.

11. Следует проводить обсуждение игр вместе с ребенком, выбирать развивающие игры.

12. Не ограждать ребенка от компьютера вообще, поскольку это неотъемлемая часть будущего, в котором ребенку предстоит жить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению в старшей группе c использованием компьютерной игры “Игры для Тигры”. Тема: «Дифференциация звуков [С] - [Ш]».

Предлагаем вашему вниманию конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению в старшей логопедической группе c использованием компьютерной игры “Игры для Тигры” на тему «Дифференци...

Дидактическая компьютерная игра "Хорошо - плохо"

Интерактивная дидактическая игра для детей мадшего дошкольного возраста по формрованию культурно-гигеническихх навыков....

Обогащенная игра в центрах развития. "Нет" - компьютерным играм. "Да" - развивающим играм.

Сообщение из опыта работы по оснащению центров развития  в подготовительной группе ДОУ....