Дидактические игры в обучении детей основам математики
статья (подготовительная группа)
Данная статья знакомит родителей с различными видами дидактических игр в обучении детей старшего дошкольного возрааста основам математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 16.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры в обучении детей основам математики
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра в обучении детей является и главным игровым методом обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. Формирование элементарных математических представлений немыслимо без использования в практической деятельности дидактических игр.
Развитию познавательных и умственных способностей, получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющихся представлений о предметах и явлениях природы, развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения как раз и способствуют дидактические игры.
Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль.
Виды дидактических игр:
1.Игры с предметами (игрушками).
2.Настольно-печатные игры.
3.Словесные игры.
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, роли воспитателя.
Дидактические игры математического содержания – наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала. Это «игры, специально предназначенные для реализации целей обучения. Они развивают сенсорные (чувственные) ориентировки детей (на форму, величину, цвет, расположение предметов в пространстве и т.д.), наблюдательность, внимание, память, мышление, счетные умения, речь, представления об окружающем». Специфическим признаком дидактических игр является их преднамеренность, наличие определенной цели и предполагаемого результата. Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их –упражнять детей в различении, выделении, названии множеств предметов, чисел. Геометрических фигур, направлений и т.д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.
Все дидактические игры разделяются на несколько групп:
1. Игры с цифрами и числами.
В настоящее время продолжаю обучение детей счету в прямом и обратном порядке, добиваюсь от детей правильного использования как количественных, так и порядковых числительных. Используя сказочный сюжет и дидактические игры, познакомила детей с образованием всех чисел в пределах 10 путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравнивая две группы предметов, располагала их то на верхней, то на нижней полоске счетной линейки. Это делается для того, чтобы у детей не возникало ошибочного представления о том, что большее число всегда находится на верхней полоске, а меньшее на нижней. Детей учатся преобразовыватьравенство в неравенство и наоборот – неравенство в равенство. Играя в такие дидактические игры как «Какая цифра убежала?», «Сколько?», «Путаница?», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей», дети учатся оперировать числами и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как «Задумай число», «Число ,как тебя зовут?», «Составь табличку», «Составь цифру», «Положи столько же», «Какой игрушки не стало?» И многие другие игры используются в свободное время с целью развития у детей внимания, памяти, мышления. Игра «Считай, не ошибись», помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Для подкрепления порядкового счета помогают таблицы, со сказочными героями: «Репка», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Кто будет первый?» и т.д.
2. Игры путешествие во времени. В старшей группе дети знакомятся с днями недели. Обязательно надо объяснить детям, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, надо обозначить их кружочком разного цвета. Наблюдение проводится несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это сделано специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. В путешествии во времени можно использовать такие игры как: «Живая неделя», «Назови пропущенное слово», «Назови скорее», «Дни недели», «Круглый год», «Двенадцать месяцев». Для закрепления частей суток используются карточки для каждого ребенка с картинками частей суток.
3. Игры на ориентировке в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко близко. Дети выполняют задания типа: встань так, чтобы справа от тебя был стул, а сзади - стол. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади – Ваня. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т.д. Существует множество игр и упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей: «Найди игрушку», «Найди похожую», «Расскажи про свой узор», «Мастерская ковров», «Художник», «Путешествие по комнате», «Схемы». Благодаря этим играм, дети лучше справляются со всеми заданиями, употребляют в своей речи слова для обозначения положения предметов на листе бумаги и на столе.
4. Игры с геометрическими фигурами. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур с целью повторения материала средней группы, предлагается детям узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. С целью закрепления знаний о геометрических фигурах проводятся игры: «Лото», «Цвет и форма», «Найди такой же узор», «Сложи квадрат», «Подбери по форме», «Кто больше назовет», «Чудесный мешочек». Дидактическую игру «Геометрическая мозаика» используют на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания, воображения у детей. Дети из геометрических фигур составляют фигуры человека, животных. Анализируют фигуры дети находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.
5. Игры на логическое мышление. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество игр и упражнений, которые влияют на развитие творчески способностей детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Такие игры как «Найди нестандартную фигуру», «Чем отличаются?». Блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовать задачи познавательного развития детей. Основная цель использования дидактического материала: научить решать логические задачи на разбиение по свойствам, ознакомить детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером, усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления, развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения, развитие творческих способностей. Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения. Зависимости между ними с помощью цвета и длины.
Разнообразный элементарный математический материал можно классифицировать, выделив в нем условно 3 группы: математические игры и задачи, развивающие игры и упражнения, развлечения. В загадках математического содержания анализируется предмет с количественно, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие математические отношения. Например, Два конца, два кольца, посередине гвоздик. (ножницы) Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу: когда спать, когда вставать (часы) Задачи – шутки, это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для их решения в большей мере надо проявлять находчивость, смекалку, понимание юмора. Назначение таких задач состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные свойства, математические отношения. В дошкольных учреждениях на занятиях внедряют в свою работу пальчиковые упражнения. Пальчиковая гимнастика позволяет активизировать левое полушарие головного мозга (логическое), которому свой аналитический подход к решению задач по принципу индукции (от частного к общему). Таким образом, опираясь на опыт выдающихся педагогов можно сделать вывод, что пальчиковые игры, упражнения имеют огромный потенциал для развития у детей способностей математических, творческих и др. Такие игры не требуют много времени, в них можно играть где угодно и когда угодно.
Используя различные дидактические игры, физкультминутки, пальчиковые игры, самомассаж в работе с детьми, программный материал по математике дети усваивают лучше, правильно выполняют сложные задания. Применение игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования "Дидактическая игра в обучении детей основам математики"
Цель: изучение и анализ эффективности использования дидактических игр в процессе формирования математических знаний дошкольника.Задачи: 1. Повысить собственный уровень знаний путём изучени...
Тема самообразования "Дидактическая игра в обучении детей основам математики".
Этот материал содержит план самообразования воспитателя. План работы с детьми старшей группы по формированию элементарных математических представлений....
«Дидактические игры в обучении детей основам математики»
ОТЧЕТ о выступлении «Дидактические игры в обучении детей основам математики»...
Тема: Дидактические игры в обучении детей основам математике.
Виды дидактических игр. Задачи, и способы их решения....
"Дидактические игры в обучении детей основам математики"
Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим,а следовательно, предсказуем для человека....
Дидактические игры в обучении детей основам математики
Программа по самообразованию...
Отчет по самообразованию: «Дидактические игры в обучении детей основами математики»
В 2017-2018 учебном году я взяла тему по самообразованию: «Дидактические игры в обучении детей основами математики». Формирование элементарных математических представлений я...