Развитие просодической стороны речи у детей с ограниченными возможностями здоровья
консультация (старшая группа)

Поникаева Наталия Ивановна

Комплекс упражнений по развитию просодики дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_prosodiki.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие просодической стороны речи

      Просодика – сложный комплекс элементов, включающий ритм, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций. 

      Работа над просодикой с дошкольниками - один из важных разделов работы над устной речью. Формирование у детей внятной устной речи неразрывно связано с формированием навыков пользования голосом: силы, высоты, тембра.

Комплекс упражнений по развитию просодики

№1. «Цветок распускается» - [а]. Исходное положение – стоя, руки опущены. Руки через стороны поднять вверх – вдох. Руки через стороны вниз, поем: «А-а-а» - выдох.

№2. «Рубим дрова» - [у]. Исходное положение – стоя, руки опущены. Ноги шире плеч. Прямые руки вверх – вдох. Наклон – поем: «У-у-у».

№3. «Пускаем облачко» - [о]. Исходное положение – стоя, руки опущены. Руки в стороны – вдох. Руки соединяются, кисти складываются, изображая букву О, продвигаются вперед ото рта – выдох.

№4. «Держим большой мяч» - [э]. Исходное положение – стоя, руки опущены. Руки в стороны – вдох. Руки перед грудью – выдох: «Э-э-э».

№5. «Маятник» - [ы]. Исходное положение – стоя, руки опущены. Прямые руки со сжатыми кулаками вперед – вдох. Прямые руки со сжатыми кулаками отводятся назад – выдох: «Ы-ы-ы».  

№6. «Поймаем лучик» - [и]. Исходное положение – стоя, руки опущены – вдох. Руки плавно поднимаются вверх – выдох: «И-и-и».

№7. «Тихо - громко»

Мы катались по горам

Пели тут и пели там.

Пропевание заданного звука по демонстрации логопеда. Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки с мячом вверх (на горку) сила голоса увеличивается, вниз (под горку) – уменьшается. При горизонтальном движении руки с мячом сила голоса не изменяется.  

№8. «Прыг - скок». Взрослый ударяет мяч об пол, дети проговаривают «Прыг», подбрасывает мяч вверх, дети говорят тоненьким голосом «Скок». Взрослый неравномерно чередует «Прыг» и «Скок», дети должны быстро сообразить, как говорить в верхнем или в низком регистре. Это упражнение подходит для координации слуха и голоса, вырабатывает быстроту реакции голоса.

№9. «Колокол».  «Раскачиваем колокол», одновременно произнося звукосочетания на заданной высоте; сначала «мы раскачиваем небольшой колокол», произнося дон - дон - дон на обычной высоте голоса, затем - «массивный колокол», произнося бом - бом - бом низким голосом, затем - «бубенчики», произнося динь - дон - динь - дон - динь - дон высоким голосом.

№10. «Самолет». Взрослый берёт игрушечный самолёт, дети разводят руки в стороны, изображая крылья самолета. Это упражнение способствует увеличению продолжительности выдоха, развивает силу и гибкость голоса, развивает грудной резонатор.

Дети поют на свободной высоте звук «У-у-у-у-у».

1. Просто гудим.

2. Громко, тихо. Самолёт отводить дальше, ближе.

3. Самолёт заболел. Дети интенсивно ударяют себя рукой по грудной клетке.

4. Летим вверх, вниз. Выполняем глиссандо (плавное скольжение от одного звука к другому) вверх, вниз.

5. Полетели на стульчики. Расправив руки как крылья, дети «летят».

№11. «Свое имя назови». Взрослый просит детей по очереди пропеть своё имя по слогам (по тоническому трезвучию вниз). Это упражнение обычно проводится на первых занятиях для знакомства. Оно помогает определиться с певучими звуками, а также с короткими и длинными звуками, настраивает голос на чистое пение. Также можно петь «Доброе утро», «Здравствуйте», «До свидания» и т. д.

     Благодаря упражнениям по формированию просодической стороны речи у  детей происходит восстановление взаимосвязи между дыханием и звучанием, получение громкого, звонкого звучания голоса и закрепление этого в самостоятельной речи ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие просодической стороны речи у детей.

          Развитие  просодической стороны речи у детей....

Работа над просодической стороной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Различные виды дыхательных упражнений как основа четкой и выразительной речи....

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ).

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ) ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ Связная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет ...

Консультация на тему: Развитие и коррекция речи у детей с ограниченными возможностями здоровья через театрально-игровую деятельность.

Театрально-игровая деятельность является одним из средств всестороннего развития личности обучающихся, воспитания у них активности, коллективизма, уверенности в своих силах, как одно из средств психот...