Консультация для родителей "Ребенок в мире профессий"
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Ребенок в мире профессий
Велика роль взрослого, который обращает внимание ребёнка на то, как появилась и развивалась та или иная профессия, на значимость труда представителей любой профессии для жизни общества. Взрослый воспитывает уважение к профессиям людей, стимулирует желание детей в дальнейшем получить интересную и нужную профессию и заниматься полезным трудом на благо своей Родины. На протяжении всего дошкольного детства, пока ребёнок растёт и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно – ролевая игра остаётся наиболее характерным видом его деятельности.
Общеизвестно стремление детей в своих играх подражать взрослым и воспроизводить их действия и деятельность. В дошкольном возрасте широкое распространение получают сюжетно – ролевые игры, часть из них имеет профессионально ориентированный характер. Дети играют присваивая себе роли врача, продавцов, воспитателей, водителей и др.
Уже в дошкольном возрасте можно сделать первые предположения о развитии интереса к труду взрослых. У ребёнка в этом возрасте закладываются предпосылки будущей профессиональной деятельности.
Важным направлением социального и познавательного развития дошкольников выступает ознакомление с трудом взрослых.
В детском саду, семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребёнок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты. Последовательное ознакомление с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет развивать у них представление о сути и значении трудовых действий, об общественном устройстве жизни в целом.
Наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребёнка. В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении развития интереса к труду взрослых: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей, ограничены возможности наблюдения за их трудом. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения дошкольников к труду взрослых, показав его общественную значимость, сущность трудовых действий, результатов труда, определить условия наиболее действенного влияния труда взрослых на формирование образных представлений о нём.
Основной источник, питающий игру ребёнка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. В сюжетно – ролевой игре знания, впечатления ребёнка не остаются неизменными: они пополняются и уточняются, качественно изменяются, преобразуются.
В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся им подражать. Поэтому необходимо создавать такие условия, при которых дети могли бы использовать животворные примеры поведения взрослых.
Умелый отбор содержания занятия по ознакомлению с окружающим является очень важным фактором развития интереса к труду взрослых у детей дошкольного возраста.
При этом очень существенно, как это содержание доводится до сознания детей, какими приемами пользуется воспитатель.
Для обеспечения системности в работе, нами была разработана схема по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых и закреплению полученных знаний в сюжетно-ролевой игре:
- Чтение художественной литературы, слушание песен, аудиозаписей
- Беседы о профессии, рассматривание иллюстраций
- Экскурсия, просмотр видеофильмов
- Организация взаимодействия с родителями: развлечение с приглашением родителей, консультация для родителей, родительский уголок
- Сюжетно – ролевая игра
Наиболее доходчивы и убедительны живые образы, подлинный пример профессий взрослых. Жизненная наглядность (наблюдения, экскурсии) обеспечивает наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми знаний. Наглядно воспринятое требует, однако, интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.
Воспитатели при развитии интереса к труду взрослых у детей, как правило, пользуются наглядными методами, умело сочетая их со словесными (рассказы, беседы); удельный вес последних может повышаться в работе со старшими детьми. Особое место среди словесных методов занимает использование детской художественной литературы.
В развитии интереса к труду взрослых у детей важную роль играет чтение художественных произведений. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом знакомиться с профессиями взрослых: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.
Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых - наблюдения и экскурсии. Очень важно отобрать для наблюдений такие виды работ, которые ценны в воспитательном отношении, содержание которых доступно для понимания детьми, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых.
При развитии интереса к труду взрослых у детей очень важно соблюдать постепенность в расширении сведений. Следует иметь в виду, что обилие впечатлений приводит к тому, что дети получают отрывочные, поверхностные сведения; мало воздействующие на формирование правильного отношения к труду, на выработку трудовых навыков и умений.
В процессе наблюдении за работой взрослых необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно их расширяя и углубляя, дополняя известное новыми знаниями, закрепляя старое. Лишь при таком постепенном углублении детей в познаваемое явление возможно выработать у них правильные представления о профессиях взрослых, правильное отношение к нему.
Ознакомление с трудом взрослых и собственная деятельность детей должны тесно между собой переплетаться.
Игра – исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Труд тесно связан с игрой. В игре дети отражают труд взрослых.
Выбор профессий, с которыми воспитатели знакомят детей, определяется по следующим факторам: возраст детей, профессии родителей группы, интересы детей, социальные объекты рядом с детским садом (магазин, аптека, парикмахерская, почта, сбербанк).
Несомненно, самым зрелищным и действенным способом знакомства с трудом взрослых является – экскурсия:
на почте мы воочию увидели как работает почтовый транспортир, в аптеке детей познакомили с названиями аппаратов (тонометр, фонендоскоп), в парикмахерской дети увидели необычные ножницы и разнообразные приспособления для оформления причёсок.
Ещё один способ знакомства с трудом взрослых, который используется не часто, но не менее действенен, чем экскурсия, - это приглашение гостей. Мы имели возможность пригласить к себе в гости трио «Воздушные замки» под управлением В.Г. Хробыстова для знакомства детей с профессией музыканта.
Впечатляюще выглядел для детей (да и для взрослых) приезд гостей из пожарной охраны. Пожарная машина на территории детского сада и знакомство с настоящими пожарными произвели на детей неизгладимое впечатление.
Работа по ознакомлению с профессиями очень интересна и для детей и для взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Методы ознакомления дошкольников с миром профессий с учётом социального окружения"
Консультация...
Консультация для педагогов «Методы ознакомления дошкольников с миром профессий с учётом социального окружения»
Консультация для педагогов «Методы ознакомления дошкольников с миром профессий с учётом социального окружения»...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром по теме «В мире профессий. Знакомство с профессией "шоколатье"» (с проведением мастер – класса)
Цель: Вызвать у детей интерес к разным видам профессий, способствовать обогащению знаний и навыков при знакомстве с профессией - шоколатье. Задачи:Закрепить знания детей о профессиях ...
Мастер - класс «Ребенок в мире профессий. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к миру медицинских профессий»
Повышение компетентности педагогов в вопросах использования современных технологий по ранней профориентации дошкольников....
Ежедневное планирование на неделю во второй младшей группе Тема месяца «В мире профессий», недели: «Все профессии важны, все профессии нужны». По образовательной программе дошкольного образования «Вдохновение».
Тема месяца: «В мире профессий» Тема недели: «Все профессии важны, все профессии нужны». Цель: Расширение пре...
Проект по ознакомлению с миром профессий в старшей группе "Профессий много в мире есть"
Проект «Профессий много в мире есть» Цель: развитие интереса к различным профессиям, а так же расширять и обобщать представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых дейст...
Консультация "Ознакомление детей с миром профессий"
Ознакомление детей с миром профессий...
- Мне нравится (1)