Как активизировать речь ребенка третьего года жизни?
статья (младшая группа)

Новикова Юлия Николаевна

Значение речи в жизни человека трудно переоценить. Это средство мышления и основной способ общения. Чем богаче речевые навыки ребенка 2-3 лет, тем проще ему устанавливать контакты с окружающими взрослыми и сверстниками. Овладение навыками родного языка происходит в первую очередь через общение ребёнка с родителями и близкими. Для него это основной источник информации. Поэтому одной из основных задач родителей ребёнка раннего возраста является создание такой речевой среды, которая в полной мере поможет ему активизировать навыки общения и сформировать правильную грамотную речь. В педагогике и психологии существует несколько моментов, на которые родителям, поставившим перед собой задачу речевого развития, стоит обратить внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivaem_rech.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Как активизировать речь ребенка третьего года жизни?

Значение речи в жизни человека трудно переоценить. Это средство мышления и основной способ общения. Чем богаче речевые навыки ребенка 2-3 лет, тем проще ему устанавливать контакты с окружающими взрослыми и сверстниками. Овладение навыками родного языка происходит в первую очередь через общение ребёнка с родителями и близкими. Для него это основной источник информации. Поэтому одной из основных задач родителей ребёнка раннего возраста является создание такой речевой среды, которая в полной мере поможет ему активизировать навыки общения и сформировать правильную грамотную речь.

В педагогике и психологии существует несколько моментов, на которые родителям, поставившим перед собой задачу речевого развития, стоит обратить внимание.

  1. Грамотный эталон речи в семье. Дети чувствительны к нормам языка, поэтому очень важно, чтобы они слышали только правильную речь. При общении нельзя «сюсюкать», необходимо четко выговаривать все звуки, употреблять понятные слова, не торопиться, говорить чётко и с выражением.
  2. Зрительный контакт при общении. Это условие является очень важным уже с первых дней жизни малыша. Контакт «глаза в глаза» является обязательным условием эмоциональной стабильности ребёнка. Кроме этого, он должен видеть особенности движений мышц лица и мимики родителей, при этом сопоставлять определённые движения со звуком, улавливать интонацию и соотносить её с высказываниями.
  3. Постоянное общение. Чем больше ребёнок вовлечен в процесс, тем интенсивнее происходит усвоением им речевых эталонов. Развитие пассивного и активного словарей напрямую зависит от того, как часто и в каком количестве он слышит новые слова. Обязательными условиями при вводе неизвестных для ребёнка слов являются: обозначение их действием или предметом; разъяснение значений в доступной для него форме; многократное закрепление.
  4. Чтение. Художественная литература, подобранная в соответствии с возрастными особенностями развивает внимание, память и мышление, увеличивает словарный запас дошкольника. Выразительное чтение способствует развитию понимания ребёнком сложных конструкций.
  5. Специализированные игры и упражнения на речевое развитие. Педиатры рекомендуют начинать с простейшего массажа кистей рук, постепенно переходя к пальчиковым играм и играм на развитие мелкой моторики. Они стимулируют те области мозга, которые отвечают за речь. Рекомендуется выполнять дыхательную и артикуляционную гимнастики. Они подготавливает речевой аппарат, насыщают детский организм кислородом, заряжают энергией.

В помощь родителям сейчас существует множество развивающих пособий, ускоряющих речевое развитие. Чаще всего это карточки с картинками с множеством вариаций заданий: от называния предметов до составления рассказа. Полезны также игры на развитие слухового восприятия и внимания. Среди них: «Что где звучи», «Повтори за мной» «Узнай по звуку» и т.д.

  1. Своевременное обращение к специалисту. К сожалению, среди родителей бытует мнение, что отсутствие речи до трех лет - норма. Это грубейшее заблуждение. Активная речь начинает формироваться с 1,5 лет и очень важно при первых признаках нарушений обратиться к специалистам. Среди возможных проблем, мешающих развитию, могут оказаться: дефект прикуса, неврологические патологии, проблемы со слухом и т.д. Логопед должен определить задержку речи уже на ранней стадии, дать конкретные рекомендации. Чем раньше начнётся коррекция, тем успешнее и легче она пройдёт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи ребенка третьего года жизни (консультация для родителей)

Советы родителям по развитию речи малыша 2-3 лет....

Консультация для родителей на тему: «Развитие речи ребенка третьего года жизни»

Развитие речи ребенка третьего года жизни          На третьем году жизни в речи ребенка появляются грамматические формы, выражающие его отношение к предмет...

Развитие речи ребенка третьего года жизни

Памятка для родителей "Развитие речи ребенка третьего года жизни"...

Статья "Развитие речи ребенка третьего года жизни"

Полезная информация для родителей о развитии речи детей раннего возраста....

Консультация для родителей «РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ»

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА  ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ»Период дошкольного детства является «сенситивным» для оказания поддержки и помощи родителя...

речь ребенка третьего года жизни

Консультация для родителей...

Консультация для родителей на тему: «Речь ребенка третьего года жизни. Что делать если ребенок не говорит?»

Слово является первичным инструментом нашего мышления, и чтобы совершать сложные умственные действия, детям не­обходима развернутая фразовая речь. Для некоторых детей оказывается достаточно о...


 

Комментарии

Полезно. Спасибо