Уровни развития речи ребёнка 3 лет
консультация по развитию речи (младшая группа)
Есть определённые ориентиры, о которых родители должны знать.Например, в 3 года малыш должен уметь строить сложные предложения: «Я не пойду гулять, потому что на улице холодно».Обратите внимание и на то, как он подбирает окончания слов. Если на вопрос: «Какого цвета шарик?» - он отвечает «класного» вместо «красного», - всё в порядке, хуже, если вы услышите «класная». В 3 года ребёнок должен интуитивно чувствовать родной язык и правильно использовать в разговорной речи категории рода, падежей и предлоги. Какое отношение это имеет к произношению? Прямое: усвоение звуков тесно связано с общим развитием ребёнка. Например, дети, которые в 3 года разговаривают легко и свободно, чуть позже без труда осваивают сложные звуки – «р» или шипящие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroven_razvitiya_rechi_rebyonka.docx | 19.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Существуют ли нормы развития речи ребёнка?
Твёрдых, конечно, нет, потому что процесс освоения речи у каждого индивидуален.
Тем не менее есть определённые ориентиры, о которых родители должны знать.
Например, в 3 года малыш должен уметь строить сложные предложения: «Я не пойду гулять, потому что на улице холодно».
Обратите внимание и на то, как он подбирает окончания слов. Если на вопрос: «Какого цвета шарик?» - он отвечает «класного» вместо «красного», - всё в порядке, хуже, если вы услышите «класная». В 3 года ребёнок должен интуитивно чувствовать родной язык и правильно использовать в разговорной речи категории рода, падежей и предлоги. Какое отношение это имеет к произношению? Прямое: усвоение звуков тесно связано с общим развитием ребёнка. Например, дети, которые в 3 года разговаривают легко и свободно, чуть позже без труда осваивают сложные звуки – «р» или шипящие.
Как проверить уровень развития речи?
- Если вас что-то настораживает в речи ребёнка, сначала попробуйте определить, что именно. Подберите сюжетную картинку, рассмотрите и обсудите её вместе. «Кто здесь нарисован?» -«Мальчик». – «Что он делает?» - «Играет», - «А во что он играет?» - В мячик». – «Какого цвета мячик?» - «Синего». Проанализируйте, какие именно ошибки делает ребёнок.
- Не умеет пользоваться падежами? Поиграйте с ним, склоняя слово (синий, нет синего мячика, беру синюю чашку и пр.).
- Неправильно произносит звуки? Чётко определите какие. Подберите картинки с «проблемными» звуками: например, если малышу плохо удаются шипящие, значит, на картинках будут шарики, мишка, щенок; если «с» - солнышко, велосипед, часы и т.д.
- Бывает, что ребёнок переставляет слоги или вместо одних звуков произносит другие, например, говорит «букек» вместо «букет». В таких случаях чётко произнесите слово в двух вариантах и предложите малышу выбрать правильный. Конечно, может случиться, что он выберет верный, но сам будет произносить слово по-прежнему. Ничего удивительного: он ещё не научился слышать себя. Запишите разговор с ним на диктофон и дайте ему послушать.
Развитие произношения (совместная работа с малышом)
- Гимнастика для язычка.
- Игры-тренировки, позволяющие ребёнку почувствовать звуки и научиться правильно их произносить.
- Для начала отработайте с малышом вдох и выдох: это важно для хорошего произношения. Объясните ребёнку, что вдыхать воздух надо через нос, выдыхать – через рот, покажите, как это делать. Затем возьмите две картинки: на одной – нос, на другой – рот. Показывайте их ребёнку поочерёдно – он должен делать вдох и выдох, ускоряйте или замедляйте темп, тренируя дыхание. Многие звуки произносятся на выдохе. Предложите подуть на пальчик, задуть свечку и т.д. Очень полезно для отработки правильного выдоха следующее упражнение. Положите на стол маленький кусочек ватки, пусть малыш дует на него, заставляя двигаться.
- Ребёнок должен хорошо усвоить положение язычка при произнесении тех или иных звуков. Для начала задача должна быть совсем простой. Посадите его перед зеркалом: «Улыбнись, покажи зубки. Прижми язычок к нижним, теперь к верхним зубкам». Научите малыша чувствовать гласные звуки: «Положи ручку на грудь. Давай с тобой споём басом». Вместе с ребёнком тянете гласные низким голосом: «а-а-а», «и-и-и», «о-о-о» и т.д. Ладошкой он будет ощущать вибрацию звука.
- Теперь можно учиться правильному произношению.
а) Начнём со звука «с». Придумайте игру, которая бы облегчила ребёнку звукоподражание: «Поработай, как велосипедный насос: с-с-с». Получается? Значит берёмся за слова: «Найди слова, в которых ты слышишь насос, и в каких нет» (нос, пёс, мак и т.д). Правильное произношение звука «с» на выдохе обеспечит ребёнку в дальнейшем хорошее произношение звуков «э» и «ц».
б) Переходим к звуку «ш». («Как шипит змея?»)
в) Следующий шаг – добиваемся, чтобы малыш уловил разницу: произносим слоги с гласными: «са-ша», «си-ши», «су-шу», «со-шо» и т.д.
г) По такому же принципу работаем со звуками «ж» и «з», «ш» и «з», «ч» и «щ», «л» и «н».
4. Теперь займёмся мягкими и твёрдыми звуками. Отличное упражнение – «язычок на качелях»: попеременно произносим «я-ля», «е-ле», надо пройтись по всем гласным, ускоряя темп. Мягкое «ль» учимся выговаривать так: «Открой ротик, пусть язычок потанцует по зубкам – ля-ля-ля! Быстрее, ещё быстрее!»
5. Понять разницу между «ы» и «и» поможет такая игра. «Я – большой медведь, ты – маленький. Давай поговорим на медвежьем языке». Вы произносите слоги с «ы» прямо по алфавиту: «бы», «вы», «ды»…, ребёнок – те же самые слоги со звуком «и». Чтобы играть было интереснее, используйте разные интонации: медведь сердит, доволен и т.п. Звуки «ы» и «и» помогают разработать подъём спинки языка: он то напрягается, то расслабляется – ребёнок начинает говорить более чётко.
6. После таких упражнений можно переходить к контролю произношения. Проверьте, как получаются у малыша свистящие звуки. Сначала он произносит их с одной гласной: «си», «цы», «ас», «ос», потом смягчает «ась», «ось».
Через неделю-две ежедневных занятий с ребёнком вы увидите результаты. Если перемены заставляют себя ждать, стоит обратиться к логопеду. Занятия по исправлению дефектов речи обычно начинают с 5 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика уровня развития речи дошкольников
Эстрик Вера Яковлевнаучитель-логопед высшей квалификационной категориимуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида № 14 «Солнышко»г. Ковдор, Мур...
Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников. Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников2.1 Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста...
Согласование ожиданий участников образовательного процесса к уровню развития речи дошкольников
Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к...
Стимульный материал для выявления уровня развития речи детей средней группы
Данный материал будет интересен воспитателям детского сада, логопедам. В материале представлены предметные картинки для выявления уровня развития речи детей средней группы. Материал соответстует...
Характеристика детей 3 уровня развития речи
Особенности развития речи детей с 3 уровнем...
Презентация "Детская журналистика как средство повышения уровня развития речи дошкольников"
Для воспитателей и педагогов ДОУ...
Инновационные методы и приёмы в развитии мелкой моторики рук у младших дошкольников с низким уровнем развития речи
Данная статья рассказывает о нетрадиционных методах и приемах в развитии мелкой моторики рук младших дошкольников...