Консультация для родителей на тему "Использование занимательного материала в математике"
консультация (старшая группа)
Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Желание достичь цели – составить фигуру, модель, дать ответ, получить результат – стимулирует активность, проявление нравственно-волевых качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 12.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Использование занимательного материала
в математике
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учётом возрастных возможностей и задач всестороннего развития и воспитания: активировать умственную деятельность, заинтересованность математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические .представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.
Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решений, который ведёт к результату. В том числе. Когда занимательная задача доступна ребёнку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что стимулирует мыслительную активность. Ребёнку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать – которая увлекает их.
При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими и мыслительными. В ходе поиска, выдвижения гипотез, решения дети проявляют и догадку, т.е. как бы внезапно приходят к правильному решению. Но эта внезапность, безусловно, кажущаяся. На самом деле они находят путь, способ решения лишь на основании практических действий и обдумывания. При этом дошкольникам свойственно догадываться только о какой-то части решения, каком-то этапе. Момент появления догадки дети, как правило, не объясняют: «Я подумал и решил. Так надо сделать.»
Приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу поможет решить ряд педагогических задач. Прежде всего следует ознакомиться родителям с разными видами занимательных математических игр и упражнений, их назначением и развивающим влиянием, а так же методикой руководства соответствующей детской деятельностью.
Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм.
Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Желание достичь цели – составить фигуру, модель, дать ответ, получить результат – стимулирует активность, проявление нравственно-волевых качеств.
Занимательные задачи, игры на составление фигур-силуэтов, головоломки способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность, умение анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы её решения, планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль за ними и соотносить их с условием, оценивать полученный результат. Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у ребят умение воспринимать познавательные задачи, находить для них способы решения. Это ведёт к проявлению у детей творчества /придумывание новых вариантов логических задач, головоломок с палочками, фигур-силуэтов из специальных наборов «Танграм», «Колумбово яйцо» и другие/.
Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать её невозможно без сосредоточенности, напряжённого обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом.
Занимательные развивающие игры, задачи интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.
Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логика мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений. Особо важным следует считать развитие у детей умения догадываться о решении на определённом этапе анализа занимательной задачи, поисковых действий практического и мыслительного характера. Догадка в этом случае свидетельствует о глубине понимания задачи, высоком уровне поисковых действий, мобилизация прошлого опыта, переносе усвоенных способов решения в совершенно новые условия.
Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений. желания проявлять умственное напряжение, сосредоточенности внимания на проблеме.
Из многобразия математических игр наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки и задачи-шутки. В загадках математического содержания анализируется предмет с количественным, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие математические отношения:
- Два конца, два кольца, а посредине гвоздик. /ножницы/
- Четыре братца под одной крышей живут. /стол/
- Много рук, а нога одна. /дерево/
- В году у дедушки четыре имени. Кто это? /весна, лето, осень, зима/ и другие.
Задачи-шутки – это занимательные игровые задачи с математическим смыслом.. Для решения их надо в большей. мере проявлять находчивость смекалку, понимание юмора, нежели познания в математике. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычный. Они лишь косвенно напоминают математику. Например:
- Ты, да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? /двое/
- Сколько концов у палки? /два/
- У какой фигуры нет ни начала, ни конца? И другие.
В домашней игротеке можно иметь и развивающие игры семьи Никитиных. Это такие игры, как «Сложи узор», «Уникуб», «Сложи квадрат», «Кубики для всех» и другие. Эти игры просты в изготовлении и полезны для развития ваших детей. Используйте в развитии ребёнка и занимательные вопросы, и логические концовки, и загадки, считалки. Пословицы, поговорки, задачи в стихотворной форме, различные головоломки, математические игры.
ПОМНИТЕ! Без нашей помощи ребёнку очень трудно. Следует приложить все свои силы и знания для развития вашего малыша.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занимательный материал по математике в образовательной деятельности и дома
В этом занимательном материале много игр на развитие логического мышления, памяти, внимания....
Занимательный материал по математике.
Игры и упражнения по ФЭМП,...
Примерная тематика бесед и консультаций с родителями по использованию занимательного материала
Роль занимательного математического материала ве детей к школе подготовк...
Буклет для родителей по теме: Занимательный материал в дошкольном обучении в элементарной математике.
Игры, которые можно проводить с детьми домаВ ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Систематическое упражнени...
Значение занимательного материала по математике для развития детей
Значение занимательных игр и задач состоит в формировании у детей интереса к изучению математики в дальнейшем, развитии...
Занимательный материал по математике для дошкольников
Овладение дошкольником навыками счета и основами математики в игровой и занимательной форме поможет ему в дальнейшем быстрее и легче усваивать сложные вопросы школьного курса....
Консультация для родителей «Игровые и занимательные задания по математике»
Консультация для родителей«Игровые и занимательные задания по математике» «Кто с детских лет занимается матем...