Консультация для родителей "Музейная педагогика"
консультация

Степанова Юлия Александровна

Консультация для родителей "Музейная педагогика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynaya_pedagogika1.odt28.42 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Музейная педагогика

Организация и использование мини – музеев рассматривается как особая форма работы с детьми и родителями.

     Музей для  малыша это, прежде всего, мир пока неизвестных ему вещей. Музейная педагогика в детском саду со своими методами, средствами, программами поможет не только ответить на бесконечные "Зачем?" и "Почему?", но и покажет связь времен, культуру и историю народа, духовный опыт человечества.

Включение музеев в образовательно-воспитательный процесс - дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Педагоги, воспитатели, родители, знавшие великое и незаменимое значение музея как воспитательного и образовательного феномена, выражают порой недоумение: водят своих воспитанников в музей едва ли не каждый месяц, а ожидаемый результат все не достигается. Дети продолжают скучать, не могут сосредоточиться, не ведут себя положенным образом, а нередко отказываются от очередного посещения благородного учреждения. Словом, количество никак не переходит в качество.

Оказывается, дело вовсе не в частоте посещений, а в степени подготовленности ребенка к восприятию предметного, условного музейного языка.

Воспитатель должен отдавать себе отчет в том, что ребенок не подготовлен к восприятию сложно символического языка музея, к постижению скрытого смысла окружающих его вещей. Задача в том и состоит, чтобы помочь маленькому человеку в этой непростой очень важной познавательной деятельности.

         Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности - формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие как часть настоящего и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.

 Музейная педагогика в детском саду призывает дать ребенку возможность самому манипулировать предметами, извлекать заложенную в них информацию,  делать выводы и осуществлять свой выбор. Изучив эти и другие исследования, отечественные специалисты в области музейного образования сделали для себя единственный вывод: лишь апеллируя к эмоциональной сфере детей, мы вправе говорить о решении сложнейшей психолого-педагогической задачи - включении общечеловеческих ценностей во внутренний духовный мир каждого ребенка. Иными словами, главный методический принцип музейной педагогики совпадает с главным принципом ценностного освоения действительности:

«Ценностям нельзя научиться, ценности необходимо пережить».

 На практике принцип включения ребенка в активный познавательный процесс в пространстве музея воплощается в заявленном девизе детских музеев и специализированных экспозиций для детей -  знание через руки. Знакомство с экспозицией заканчивается творческой работой детей в музейных классах или мастерских. Здесь непосредственно закрепляются полученные знания, которые тем самым становятся личным приобретением каждого ребенка. 

Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Именно игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать преобразовывать и присваивать накопленные историко-культурные ценности. В процессе игры решаются и обратные задачи: развивается память, творческая фантазия, воображение, образное мышление, расширяются ассоциативные связи, формируется речь.

 Познание истории, культуры, окружающего мира должно

приносить радость. Тогда исторические и культурологические факты, великие имена, стиль, вкусовые ориентиры эпохи - то, что составляет понятие «чувство времени», - останутся не только в сознании, но и в сердцах детей навсегда. Такими могут быть сценарии вводных занятий при подготовке детей к посещению музея или организация выставок-экспозиций в детском саду и образовательная работа в них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция педагогики и инженерной методологии творчества Зачем ТРИЗ современной педагогике?

Поиск ответа на поставленный вопрос заставил обра­титься к творческому наследию философа, психолога Э.В. Ильенкова, потому что в центре его исследований была проблема универсальности человека как субъ...

консультация для родителей "Педагогика семейного сотрудничества как залог счастливой семьи!

Вниманию родителей   представлены   советы   для  творческих  занятий  с детьми  в  домашних  условиях....

Консультация по коррекционной педагогике на тему: "Мнемотехника для детей дошкольного возраста".

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и восприятие информации путём образования искусственных ассоциаций....

Консультация для педагогов "Педагогика здоровья и здоровьесберегающие технологии в летний оздоровительный период"

                        Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему    ...