Сенсорное воспитание как фундамент развития ребенка дошкольного возраста
консультация по коррекционной педагогике на тему
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornoe_vospitanie_rebenka_rannego_vozrasta.docx | 16.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорное воспитание
как фундамент развития ребенка дошкольного возраста
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в I классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.
Сенсорное воспитание в дошкольный период — основной вид воспитания. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительным задержкам общего развития.
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах — общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы — геометрические фигуры, величины — метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения), свои — во вкусовом, обонятельном восприятии.
Правильное восприятие формы, величины, цвета необходимо для успешного усвоения многих учебных предметов в школе, от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности. Что касается сенсорного воспитания в области слухового восприятия, то оно в настоящее время не выделено в особую область, являясь составной частью работы по развитию речи, обучению грамоте и музыкальному воспитанию дошкольников.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств — шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего), белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник. Величина не имеет «абсолютного» значения. Она воспринимается только в сравнении с другой величиной. Предмет оценивается как большой по сравнению с другим предметом, который в этом случае является маленьким. И это отношение может быть зафиксировано только в словесной форме.
Для обогащения ребенка впечатлениями и накопления представлений следует создать условия, чтобы ребенок мог видеть, брать, наблюдать за яркими предметами разной формы и величины.
Эта главная задача в работе с воспитателя с детьми раннего возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорное развитие ребенка дошкольного возраста
Консультация для воспитателей. В ней раскрыты основная суть сенсорного развития детей дошкольного возраста,Дано обоснование необходимости развития сенсорного воспитания с детьми в детском саду, и его ...
Конспект родительского собрания «Сенсорное воспитание – фундамент развития ребенка»
План родительского собранияСенсорное воспитание – фундамент развития ребенка1. Анкетирование – «Знаете ли вы своего ребенка»2. Консультация для родителей – «Путешествие в сенсорику»3. Решение педагоги...
Сенсорное культура и умственное развитие ребенка дошкольного возраста.
Статья для педагогов и родителей о значении сенсорного развития....
Сенсорное развитие ребенка дошкольного возраста (советы родителям)
В статье представлены игры для сенсорного развития дошкольников, которые не требуют долгой подготовки и покупки специальных материалов. Можно использовать подручные материалы и придумывать интересные ...
Статья на тему: "Сенсорное развитие ребенка дошкольного возраста".
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также вкусе, запахе и ...
Консультация на тему «Сенсорное воспитание как фундамент развития ребенка дошкольного возраста»
Консультация на тему«Сенсорное воспитание как фундамент развития ребенка дошкольного возраста» Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование пред...
Сенсорное воспитание - фундамент развития ребенка дошкольного возраста
Сенсорное воспитание - фундамент развития ребенка дошкольного возрастаСенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их...