Детские цветотипы
консультация (подготовительная группа)
Описание характера детей, любимые занятия, интересы детей в соответствии с цветовой палитрой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsvetotipy.docx | 547.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Детские цветотипы
Цвет-это не что иное, как свет, отраженный от поверхности предмета. Там, где отсутствует свет, нет и цвета.
Цвет, прежде всего-это энергия, которая необходима для нормального развития ребенка да и вообще любого человека, для работы его нервной системы и функционирования организма в целом.
Палитра детских рисунков- прекрасный материал для диагностики индивидуальных особенностей и настроения ребенка. В первую очередь именно настроения. Конечно, «прочитать» рисунок до мелочей способен только квалифицированный психолог, но несложные выводы, изучив цветовую гамму, могут сделать и родители.
Если в рисунке доминируют теплые, радостные цвета (красный, оранжевый, желтый), то это свидетельствует о бодром, позитивном настроении ребенка. Даже, если в рисунке, с вашей точки зрения, слишком много красного (например, не только цветы, но и самолеты, машины, дома и т.д.), не стоит беспокоиться и думать об агрессивности малыша. Как уже было сказано ранее, любовь к красному для здорового и веселого ребенка-это норма.
Если в рисунке преобладают холодные цвета (синий, фиолетовый, голубой), это, скорее всего, признак грустного или тревожного настроения. Ребенок хочет «закрыться», уйти от проблем, чувствует подавленность и неудовлетворение.
Белый цвет используется детьми крайне редко, даже если они рисуют на цветной бумаге. Это скорее рисунок по сюжету (например, снег или снежинки).
Наибольшее беспокойство у родителей вызывает увлечение ребенка черным цветом. Это действительно может свидетельствовать об эмоциональном неблагополучии малыша, но и тут все не так однозначно. Во-первых, в раннем возрасте малыши часто рисуют черным цветом, так как он более контрастен по отношению к белому, чистому листу бумаги и поэтому выглядит ярче. Кроме того, ребенок до 4-5 лет еще не воспринимает рисование как отражение реального многоцветного мира. Для него это просто его фантазии, выраженные в графике. Поэтому трава может быть синей, небо зеленым, а снеговик черным: важна идея рисунка, а не ее цветовое воплощение. Во-вторых, черный цвет в рисунке появляется тогда, когда ребенок не доволен тем, что он нарисовал.
Связь цвета и настроения в детских рисунках:
-красный- восторженное;
-оранжевый- радостное, теплое;
-желтый- светлое, приятное;
-зеленый- спокойное, уравновешенное;
-синий- неудовлетворительное, грустное;
-фиолетовый- тревожное, напряженное;
-черный- полный упадок, уныние;
-белый- состояние неопределенности.
Увлечение ребенком тем или иным цветом может носить не ситуативный характер, а быть связано с его индивидуально-психологическими особенностями- темпераментом и характером.
Теорию цветотипов личности, связанную с выбором цвета, создал швейцарский психолог Макс Люшер .Однако,он ориентировался на взрослых, не учитывая психологических особенностей детей. Нервная система ребенка, с одной стороны, более гибкая, нежели у взрослых, и дети быстрее приспосабливаются к изменяющимся условиям.
Российский психолог А.А. Овчаров адаптировал теорию психотипов М. Люшера к особенностям детской психики. Основываясь на выборе детьми любимого цвета, он разделил их на несколько цветотипов- красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, фиолетовый, розовый и серый- следующим образом.
«КРАСНЫЕ» дети наиболее открыты и активны, предпочитают быть лидерами в своем окружении. Они не любят подчиняться, скорее, сделают что-то наоборот, назло, когда им приказывают. Поэтому важно не заставлять их выполнять требования, а пробуждать желание сделать это. При правильном воспитании из «красных» детей вырастают независимые и сильные личности.
«ЖЕЛТЫЕ» дети более других предрасположены к творчеству. Они мечтатели, фантазеры, сказочники, не любящие подчиняться установленным порядкам и «ходить строем». «Желтым» детям нередко больше нравится играть с веточками, камнями, нежели с дорогими игрушками. Из них часто вырастают непрактичные люди, живущие будущим и не обращающие внимание на настоящее.
«ЗЕЛЕНЫЕ» дети чрезвычайно динамичны и прагматичны . Они очень деятельны, работоспособны, но ничего не делают просто так, без выгоды для себя. «Зеленые» открыты в своих намерениях и поступках. Их уязвимое место- слабая нервная система, они легко выходят из равновесия, становясь агрессивными. Они обидчивы, ранимы, но не злопамятны и не могут долго прибывать в дурном настроении.
«СИНИЕ» дети- это полная противоположность «красным»- любят все делать обстоятельно, не торопясь, немного заторможены и медлительны. Эти дети редко бывают лидерами в кругу сверстников. Тем не менее они часто пользуются уважением за твердость характера, отсутствие капризов и заносчивости. Они не эгоисты, но приходят на помощь только тогда, когда их об этом попросят.
«ФИОЛЕТОВЫЕ» дети предпочитают играть в сложные игры с запутанным сюжетом и приключениями. Часто отличаются артистизмом, при этом чувствительны, внушаемы, возбудимы, стремятся производить впечатление на окружающих. Способны посмотреть на себя со стороны. Эти дети очень ранимы и более других нуждаются в поддержке, поощрении, подбадривании.
«КОРИЧНЕВЫЕ» дети часто находятся в противоречии с собой, вызванном, с одной стороны, желанием действовать, приносить пользу, вступать в контакты с окружающими, а с другой – замыкаться в себе, проявлять мелкий эгоизм и капризность, впадать в меланхолию и депрессию. Неприятие сверстников у этих детей может вызывать чувство негативизма, неудовлетворенность собой и заниженную самооценку. «Коричневые» дети любят читать, узнавать новое, они эрудированны и имеют высокий уровень интеллекта, возможно поэтому часто необщительны и слывут среди сверстников зазнайками.
«РОЗОВЫЕ» дети самые мягкие. Розовый- цвет инфантильности, наивности, нежности, слабости, сентиментальности, стыдливости, теплоты. Если провести дифференциацию по половому признаку, розовый считается «девчоночьим» цветом. Склонность к нему мальчиков является признаком женственности их характера. «Розовые» дети ведомые, а не ведущиев семье и на работе, независимо от пола.
«СЕРЫЕ» дети самые недемонстративные. Они предпочитают не выделяться среди сверстников, не претендуют на лидерство, не проявляют инициативу и энтузиазм. Это тихие, робкие дети, которым свойственна способность к переживанию. Они серьезны, послушны и с готовностью помогают в домашних делах. Менее других детей они доставляют проблемы своим родителям и учителям. «Серые» дети не хватают звезд с неба, но и не ходят в отстающих. Характерные для них качества: постоянный самоконтроль, склонность к угнетенным состояниям, уход в себя, повышенная обидчивость и ранимость, подавление своих естественных потребностей. В зрелом возрасте их отличает пассивная позиция, равнодушие к собственным успехам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детские капризы и что с ними делать? Руководство по управлению детскими капризами (что делать и как предотвратить детские истерики?)
Уважаемые мамы и папы! Капризы из ничего не возникают.На самом деле все они имеют конкретную почву, вполне обоснованную причину, которые просто-напросто вами н...
Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад «Наш ребёнок поступает в детский сад!» Адаптация ребёнка к детскому саду.
Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад«Наш ребёнок поступает в детский сад!»Адаптация ребёнка к детскому саду. - Добрый день, уважаемые родители!- Тема...
Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео
Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...
Вариативная программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Детская безопасность на дорогах» в МБДОУ «Детский сад № 15 «Теремок» г.Медногорска»
В образовательной программе «Детская безопасность на дороге» раскрывается система организации работы по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дороге и прави...
Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению Примерной номенклатуры дел детских дошкольных учреждений
Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению П...
Методическая разработка родительского собрания во второй младшей группе детского сада «В детский сад с радостью». Адаптация ребенка к условиям детского сада.
Данный материал будет интересен и полезен родителям и педагогам в педагогической деятельности....