"Адаптация - процесс чисто эмоциональный и разуму недоступный".
статья

Агонен Ольга Сергеевна


Каждая мама рано или поздно сталкивается с проблемой адаптации своего малыша к детскому саду. Все мы были детьми и проходили этот сложный путь сами, а став родителями переживаем этот стресс заново, беспокоясь за процесс адаптации наших детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_adaptatsiya_agonen.docx15.51 КБ

Предварительный просмотр:

«Адаптация – процесс чисто эмоциональный и разуму недоступный!»

 Карл Поппер

Адаптация – это процесс приспособления или привыкания к новой обстановке, правилам и условиям, выдвигаемые обществом. Проблемами адаптации занимаются многие науки – и социология, и психология, и конфликтология, и даже история. Но сколько бы знаний у нас не появлялось, процесс адаптации не оставляет равнодушным никого.  Все мы были детьми, и проходили этот сложный путь сами, а став родителями переживаем этот стресс заново, беспокоясь за процесс адаптации наших детей.

Что же надо делать, чтобы процесс адаптации проходил легче:

 - Для начала, необходимо задолго до наступления садиковского периода, начинать говорить о садике. Проговаривать вслух все режимные моменты, вплоть до объяснения мелких бытовых вопросов. Таких как: зачем свой шкафчик, свое полотенце; что по порядку он будет делать в течении дня; зачем нужна помощница воспитателя; почему воспитателей двое и т.д. Все, абсолютно все, что вы помните или знаете из своего опыта.

- Следующее, что обязательно необходимо проговорить – это то, что вы и другие члены семьи будут делать в то время, пока малыш находится в саду. Пусть он знает, что он маленькая ниточка в связке большой семьи, которая таким образом абсолютно вся становится причастна к процессу его адаптации. Для малыша, который резко лишается персонального внимания, это очень важно. Таким образом, он продолжает чувствовать значимость своих действий для каждого близкого ему человечка.

-Конечно, начиная ходить в детский садик, детки много болеют. И одним из важных элементов адаптации будет формирование хорошего и крепкого иммунитета. Если же малыш постоянно начинает болеть, наберитесь терпения, переждите – это тоже процесс привыкания, но не на психологическом, а на физиологическом уровне. Особый совет – постарайтесь малыша не держать в группе, если видите, что он становится вялым, появляются признаки нездоровья. Ему становится еще тяжелее, он плаксив, тревожен, пуглив, ему хочется только к маме и домой. Оставляя его в надежде, что пройдет само или «пока еще можно, ведь нет температуры», мы закрепляем в нем чувство тревоги и дискомфорта.

- Гораздо проще принять новый режим в том случае, если родители подготовили малыша к этому. Поэтому, опять же, заблаговременно приучите его к ожидавшему режиму. Сон, питание, прогулка. Уточните заранее расписание в саду, и постепенно подводите его к этому же порядку. При наступлении выходных, не меняйте режим дня.

- Очень важный момент – самообслуживание. Понятно, что малыши еще очень маленькие, и они не могут полностью обслуживать себя сами, но приучение к горшку необходимо пройти до наступления садиковского периода.

- Каждый родитель, видя насколько непросто его малышу должен помочь ему быстрее адаптироваться. Необходимо создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша. Будьте терпимее к капризам, а в процессе адаптации, как правило, капризов становится все больше и больше. Обнимите ребенка, помогите ему успокоиться и переключить на другую деятельность. Ему так нужна сейчас ваша поддержка.

- Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Главное правило такое: спокойная мама – спокоен ребенок. Он «считывает» вашу неуверенность и еще больше расстраивается.

Чего делать нежелательно или категорически нельзя:

-Нельзя наказывать или сердиться на малыша за его слезы и нежелание идти в садик. Он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание того, что он обещал не плакать – тоже не имеет смысла. Детки этого возраста еще не умеют «держать слово».

- Нельзя пугать детским садом – место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.

- В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и садике. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и в эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом не только с крохой. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш и какие замечательные воспитатели там работают.

- Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться весь день. Пусть лучше он знает, что не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

Еще хотелось бы написать о Вас – родители. Дело в том, что родителям чаще не легче, чем деткам. Как сложно бывает мамам сдержать собственные слезы, видя переживания своего малыша. Как сложно ей провести весь день в работе или в своих делах, когда и ум и сердце безостановочно продолжает тревожиться на тему грусти своего малыша. Поступление в сад – это момент отделения ребенка от родителей, и это испытание для всех. Во-первых, поймите и примите, что посещение сада необходимо вашему ребенку, если вы все же приняли такое решение. Чем меньше сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, то ребенок рано или поздно обязательно справиться. Во-вторых, слезы ребенка помогают ему справиться с его стрессом, они ему нужны.

Уважаемые родители, помните, что каждый из Вас может обратиться за советом к психологу. Обсудить свои чувства, и конечно узнать о том, как протекает адаптация именно у вашего ребенка. Процесс адаптации занимает в среднем от двух недель до трех месяцев. И, каким бы долгим он нам не казался, это важный опыт. Опыт, который пригодится каждому, для успешной социализации в школьной и дружеских сферах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных процессов и эмоциональной сферы ребенка в игре

В дошкольном возрасте важно развивать у ребенка внимательность, творческое воображение, познавательную активность, коммуникативные навыки, способность рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать ...

«Развитие познавательных процессов в эмоциональной сфере ребенка посредством игровой деятельности»

Малыши встречаются с трудностями, когда нужно проявить воображение и фантазию. Очень трудно добиться того, чтобы ребята подходили к игре творчески, нестандартно, придумывали что-то свое. Поэтому важно...

Картотека игр на развитие познавательных процессов и эмоциональной сферы

Подборка игр на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоциональной сферы...

«Использование игровых приемов в процессе формирования эмоциональной лексики у детей с ОНР» (как результат работы по проекту «Мир эмоций»)

ФГОС ДО п. 2.6 « Социально-коммуникативное развитие направлено на развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости.»ЦЕЛЬ: формирование эмоциональной лексики у д...

Использование игр-драматизаций в процессе развития эмоциональной сферы дошкольников

Использование игр-драматизаций в работе с детьми дошкольного возраста позволяет расширить представления детей об эмоциях, научить детей соотносить свои эмоции, чувства с эмоциями и чувствами других лю...

Роль игры в процессе развития эмоциональной сферы дошкольников.

Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов....