«Развитие познавательных процессов в эмоциональной сфере ребенка посредством игровой деятельности»
методическая разработка по окружающему миру на тему
Малыши встречаются с трудностями, когда нужно проявить воображение и фантазию. Очень трудно добиться того, чтобы ребята подходили к игре творчески, нестандартно, придумывали что-то свое. Поэтому важно развивать у ребенка внимательность, творческое воображение, познавательную активность, коммуникативные навыки, способность рассуждать, анализировать, сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_organizatsii_deyatelnosti_detey.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие познавательных процессов в эмоциональной сфере ребенка посредством игровой деятельности»
Цель:
Обогащение у детей эмоциональной сферы и формирование основных нравственных понятий.
Задачи:
- сформировать у дошкольников навыки диалогического общения (умение задавать вопросы по теме; вступать в диалог со сверстниками; отстаивать свою точку зрения и признавать ошибки; помочь преодолевать психологический барьер; научиться снимать эмоциональное напряжение;
- сформировать умение разбираться в своих чувствах и научиться контролировать свои поступки;
- обогатить знания детей об основных эмоциональных оттенках нашего настроения.
Один из ключей к общению заключен в игровой деятельности. Общение, так же, как и игра, окрашена эмоциями, у каждого из участников есть своя роль. Игры с зеркалом как раз и направлены на становление коммуникативных навыков в различных жизненных ситуациях.
Содержание игры динамично: нужно моментально, без слов, ориентируясь только на внешний вид партнера, почувствовать настроение другого человека и постараться составить прогноз его намерений, разгадать его мысли.
Педагогическая ценность представленной деятельности заключается в развитии эмоциональной сферы дошкольников. Опыт работы показывает, что в последнее время дети все реже и реже играют в обычные «дошкольные игры». Редко встретишь оригинальные идеи в играх, интересные повороты в их сюжетах. Если дошкольники и играют, то игры часто однообразны, без развернутого сюжета, без яркости и вдохновения, которые так присущи детскому восприятию окружающего мира.
Малыши встречаются с трудностями, когда нужно проявить воображение и фантазию. Очень трудно добиться того, чтобы ребята подходили к игре творчески, нестандартно, придумывали что-то свое. Поэтому важно развивать у ребенка внимательность, творческое воображение, познавательную активность, коммуникативные навыки, способность рассуждать, анализировать, сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов.
Приобретенные навыки в дальнейшем помогут детям успешно овладевать новыми знаниями, которые формируются незаметно для ребенка, в игре.
Проиллюстрируем вышесказанное на конкретном примере.
«Строить гримасы перед зеркалом – очень полезно. Развиваются мимические мышцы, улучшается артикуляция и одновременно ребенок осознает и узнает себя. Когда ребенок берет на себя роль какого-нибудь персонажа и демонстрирует соответствующие эмоциональные состояния, позы, мимику у него развиваются способности понимать и различать позитивные и негативные качества личности.
Есть вещи простые и обыденные, и мало кто знает, какие в них заключены чудеса, например, зеркальце – оторвавшееся от малышовой игрушки, затерявшееся у мамы в сумке, купленное специально для ребенка, или кривое зеркало – как с ним играть?..».( Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006 )
Воспитатель и дети читают стихотворение «По небу плыли облака…» Н. Екимова.
Дети изображают эмоциональное состояние и сами видят то же состояние на лице партнера.
По небу плыли облака, а я на них смотрел.
И два похожих облачка найти я захотел.
Я долго всматривался ввысь и даже щурил глаз,
А что увидел я, то вам все расскажу сейчас.
Вот облачко веселое смеется надо мной;
Зачем ты щуришь глазки так? Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним: мне весело с тобой!
И долго-долго облачку махал я вслед рукой.
А вот другое облачко расстроилось всерьез:
Его от мамы ветерок вдруг далеко унес.
И каплями-дождинками расплакалось оно…
И стало грустно-грустно так, а вовсе не смешно.
И вдруг по небу грозное страшилище летит
И кулаком громадным сердито мне грозит.
Ох, испугался я друзья, но ветер мне помог: так дунул,
Что страшилище пустилось наутек.
А маленькое облачко над озером плывет,
И удивленно облачко приоткрывает рот:
Ой, кто там в глади озера пушистенький такой,
Такой мохнатый, мягенький? Летим, летим со мной!..
Игра продолжается, и дети под легкую музыку изображают летящие по небу облака и отражают свое настроение с помощью мимики и телодвижений.
Затем детям предлагается изобразить эмоции на трафаретах облаков (педагог не ограничивает детей в количестве облаков). Нарисованные облака-эмоции дети вместе с воспитателем помещают в группе в развивающей предметно-пространственной среде.
Использование подобных игр с зеркалом в практической работе с детьми помогает увидеть блеск в их глазах, почувствовать их уверенность в своих возможностях, смелость. У дошкольников развивается мимика, которая становится более выразительной и пластичной. Дети охотно участвуют в театрализованной деятельности, смело вступают в дискуссии, а самое главное они приобретают уверенность и познают самих себя для радости открытий.
Подобные игры способствуют формированию навыков диалогического общения; формируют способности понимать и различать эмоциональные качества личности, позитивного отношения ребенка к своему «я»;
способствуют поддержанию индивидуальности и инициативы детей; учат правилам взаимодействия в разных ситуациях; создают условия вариативного развивающего образования, ориентированного на развитие гармоничной личности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных процессов детей младшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности.
Статья на тему :"Развитие позновательной деятельности детей младшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности."...
Развитие познавательных процессов и эмоциональной сферы ребенка в игре
В дошкольном возрасте важно развивать у ребенка внимательность, творческое воображение, познавательную активность, коммуникативные навыки, способность рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать ...
«Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованной деятельности».
Развитие эмоциональной сферы ребенка...
Картотека игр на развитие познавательных процессов и эмоциональной сферы
Подборка игр на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоциональной сферы...
Формирование и развитие познавательного процесса у детей дошкольного возраста через игровую деятельность
Формирование и развитие познавательного процесса у детей дошкольного возраста через игровую деятельностьПодготовила: воспитатель Насруллаева Наира Курбановна «Игра — это искорка, зажи...
Буклет Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
Ни для кого не секрет, что ведущей деятельностью дошкольника является игровая деятельность. Именно в игре происходит развитие познавательной активности....