"Использование приёмов сказотерапии в социализации детей"
консультация (младшая группа)
В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфициской деятельностью ребёнка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать, раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами взрослого мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_rukov.syuzhetnoy_igroy.docx | 20.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы руководства сюжетной игры с детьми
дошкольного возраста
Руководство сюжетно игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.
Ранний возраст.
Приемы прямого руководства. - эмоциональное общение взрослого с ребенком в совместной игре
- показ способов действий с предметами, сопровождающиеся речью взрослого
- совместные с воспитателем игровые действия
- включение воспитателя в игру ребенка (для решения определенных игровых задач)
- демонстрация, обучение использованию в игре предметов-заместителей, прорисованных маркеров игрового пространства, воображаемых предметов
- применение активизирующего диалога воспитателя с ребенком
- подсказывающие вопросы
Приемы косвенного руководства.
- подбор игрушек с определенными свойствами
- рассматривание предметов обихода и предметов ближайшего окружения, беседа о их назначении
- наблюдение за действиями взрослых, пользующихся предметами обихода и предметами ближайшего окружения
- разнообразные небольшие поручения ребенку (принеси стул, повесь полотенце на крючок)
- подключение малыша к посильному участию в трудовых действиях (уборка игрушек, вещей)
- рассматривание предметных картинок, небольших сюжетов и иллюстраций
- создание готовой игровой обстановки (подсказывающей ситуации – куклу и чашку кладут рядом)
- изменение знакомой игровой ситуации (замена игрушек, добавление новых)
- постановка педагогом проблемной ситуации
Вывод: В повседневной жизни ребенок приобретает практический опыт оперирования предметами и переносит этот опыт в самостоятельную игру. Игра в раннем возрасте носит ознакомительный характер и представляет собой предметно-игровую деятельность. К концу раннего возраста игра приобретает статус отобразительной игры в которой операции с предметами переходят в ранг действии, направленных на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта.
Младший дошкольный возраст.
Приемы прямого руководства.
Вторая младшая группа
Обучение способам игрового отражения действительности:
- включение педагога в игру (с целью передачи игрового опыта)
- обучение игровым действиям и ролевому диалогу на собственном примере
Активизирующее общение воспитателя с детьми в процессе игры:
- вопросы (Ты кто? Или Ты шофёр? Я опаздываю на работу, подвезите меня пожалуйста)
- поощрение
-побуждения к высказываниям (Ты спроси у дочки, она не голодная)
- помощь воспитателя для объединения в игре (Тебе наверное скучно одной, пригласи Олю, она тоже гуляет с дочкой)
Средняя группа
- включение воспитателя в игру, принятие на себя главной или второстепенных ролей (не часто)
- вступление воспитателя в ролевую беседу (с целью активизации ролевого диалога)
Приемы косвенного руководства.
Обогащение реального опыта детей в активной деятельности:
- внесение в занятия по ознакомлению с окружающим ярких образов и впечатлений
- экскурсии, наблюдения, встречи с людьми определенных профессий, сопровождающиеся беседой с детьми
- создание ситуаций, побуждающих ребенка вступать во взаимоотношения с окружающими (поручения)
- чтение художественных произведений, драматизация сказок
- наблюдение за играми других детей
-напоминания об интересных фактах из жизни.
Организация предметно-игровой среды
- сочетание игрушек, предметов заместителей, ролевых атрибутов, воображаемых игрушек
- внесение в среду новой игрушки
- изготовление детьми атрибутов для игры
Обогащение социального опыта детей в повседневной жизни:
- ознакомление с окружающим в активной деятельности (наблюдения, экскурсии, беседы, использование ТСО, чтение литературы, рассматривание иллюстраций и картин)
- создание педагогом специальных ситуаций с целью налаживания контактов ребенка с окружающими.
Организация воспитателем игр обучающего характера:
- театрализованные игры
- игры типа «Угадай, кто пришел?» «Угадай, кого я изображаю?»
- дидактические игры «Кому, что нужно для работы»…
Создание игровой проблемной ситуации: - с помощью игрового оборудования (атрибутов, декораций, предметов одежды, игрушек) - с помощью активизирующего общения педагога с детьми.
- поощрение
- привлечение в игру малоактивных детей.
Вывод: На основе углубленных знаний об окружающем мире дети в игре творчески реализуют интересные замыслы. Игра претерпевает изменения от образно-ролевой игры до сюжетно-ролевой. К 5 годам дети хорошо осваивают способы предметно-игровых действий, свободно играют с игрушками, с предметами-заместителями, с воображаемыми предметами, легко дают словесные обозначения, способны передать характерные особенности роли с помощью средств выразительности. Дети способны вступать в ролевое взаимодействие на более длительное время.
Старший дошкольный возраст.
Приемы прямого руководства.
- Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры).
Приемы косвенного руководства.
- обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы)
- привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.
Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры:
- создание предметно- игровой среды (тематические игровые уголки, характерные для младшего и среднего возраста – «Больница», «Парикмахерская», где характерным образом расположено игровое оборудование и игрушки, не свойственны для старшего возраста)
- расположение разнообразного игрового материала в прикладах (коробки, контейнеры, ящички с условными и реалистичными игрушками и атрибутами,
- включение с среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок,
- пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями.
Помощь взрослого:
- вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность
- спланировать ход игры, последовательность действий
- распределить роли, согласовать замысел,
- помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре,
- наблюдение за игрой детей,
- направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды)
- создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности,
- создать игровую ситуацию,
- индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей.
Вывод: к пяти годам дети умеют самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру – выбрать тему, создать условия, выполнять соответствующие игровые действия и правила поведения. Педагог использует в основном косвенные приемы руководства игрой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: «Использование приёмов игрового самомассажа для детей с нарушениями речи».
Использование массажа для детей с нарушениями речи....
Формы, методы и приёмы осуществления позитивной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
из опыта работы...
Использование приёмов мнемотехники при ознакомлении детей с природой
Статья об о использовании приёмов мнемотехники: коллажей и мнемотаблиц для составления описательных рассказов, знакомства с сезонными явлениями природы, заучивания стихов....
Консультация " Использование сказотерапии в социализации детей дошкольного возраста"
Сказотерапия - это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, но и побуждать их к речевому контакту....
«Формы, методы, приёмы осуществления позитивной социализации детей, с ограниченными возможностями здоровья»
Из опыта работы...
Использование приёмов сказкотерапии в социализации детей.
Сказкотерапия представляет собой «лечение сказкой» и является приёмом в прикладной психологии. Такой способ применяют многие врачи, психологи, педагоги, а также сами родители. Ведь дети оч...
Использование приёмов сказкотерапии в социализации детей.
Сказкотерапия представляет собой «лечение сказкой» и является приёмом в прикладной психологии. Такой способ применяют многие врачи, психологи, педагоги, а также сами родители. Ведь дети оч...