Консультация для родителей: «Использование приёмов игрового самомассажа для детей с нарушениями речи».
консультация (подготовительная группа) по теме

Гладышко Наталья Викторовна

Использование массажа для детей с нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл massazh_litsa.docx20.9 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ « Детский сад № 24 с. Крутой Лог»

 Белгородского района, Белгородской области

Консультация для родителей:

«Использование приёмов игрового самомассажа для детей с нарушениями речи»

                   

                    Подготовил:

                                                     Учитель-логопед Гладышко Н.В.

 

Массаж  лица-древнейшее профилактическое, гигиеническое и лечебное средство, издавно используемое людьми. Главное его преимущество простота, доступность, возможность проведения в различной обстановке. Влияние массажа на организм огромно он оказывает позитивное влияние на нервную и мышечную систему, под влиянием массажа повышается тонус и эластичность мышц, улучшается их сократительная функция, возрастает сила, повышается работоспособность. У детей с речевыми нарушениями часто отмечается нарушение тонуса лицевой мускулатуры. Мышцы могут быть или излишне напряженными ( находятся в гипертонусе), или, наоборот слишком расслабленными.

        В случае слабости лицевых мышц схема массажа такова:

  1. Направление движений;

- от середины лба к ушным раковинам,

-от бровей к волосистой части головы,

- от носа к вискам( по щекам),

- от крыльев носа к углам губ (носогубные складки),

- от середины подбородка до ушных раковин.

       2. Виды движений- по порядку их выполнения: поглаживание, растирание, поглаживание, разминание, поглаживание, вибрация, поглаживание.

        Эти упражнения способствуют укреплению лицевой мускулатуры. В случае повышенного тонуса  лицевой мускулатуры ребенку будут нужны только расслабляющие- поглаживающие и вибрационные приемы массажа. Также могут отмечаться еще и смешанные варианты, когда одна половина лица напряжена, а другая, наоборот, расслаблена.В этом случае ту часть лица, которая имеет слабый мышечный тонус, нужно укреплять, а другую только слегка поглаживать по тем же направлениям, чтобы снять чрезмерное мышечное напряжение.

        Самомассаж лица и шеи готовит мышцы к артикуляционной гимнастике, вызывает прилив крови к ним, помогает ребенку лучше улавливать ощущения от этих мышц и управлять ими. Делать мимику выразительнее.

        Общие правила при выполнении массажа лица.

- перед занятием ребенок всегда мыть руки,

- движения сначала показываются отдельно, а лишь после усвоения включаются в занятия в полном объеме,

- стихотворение ведет за собой сами движения и их порядок,

- удлинение стихотворной строки вызвано необходимостью выполнения разнообразных движений, причем ребенок должен успеть повторить эти движения несколько раз ,

- ритм стиха задает ритм массажных движений, темп произнесения текста взрослым замедлен, особенно на первых этапах, чтобы ребенок успевал  сделать самомассаж, а не обозначить его движения.

        Игровой самомассаж лица и шеи оказывает положительное воздействие на кору головного мозга, предохраняет отдельные зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Он  является эффективным средством совершенствования и таких психических функций, как внимание, память, зрительно-моторная комбинация, а также развитие речевой и творческой сфер. Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке гарантия успеха коррекционной и развивающей работы. А сейчас мы выполним массаж мимических мышц лица в стихотворной форме.

        « Солнышко проснулось»

Солнышко проснулось, (сжимать пальцы в кулачки и разжимать их).

Лобика коснулось, (проводить пальчиками обеих рук по лбу).

Лучиками провело и погладило, и погладило. ( проводить пальчиками обеих рук от середины лба к верхней части ушей).

Солнышко проснулось, ( сжимать пальцы в кулачки и разжимать их).

К щечкам прикоснулось, ( проводить пальчиками обоих рук по щекам).

Лучиками провело и погладило, и погладило. ( проводить пальчиками обеих рук от носа к средней части ушей).

Солнце личико согрело, потеплело, потеплело.

Наши ручки покачнулись, наши губки улыбнулись,( поглаживающие движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей).

Потянуться руками вверх, улыбнуться.

            « Осень»

Осень в гости к нам пришла, сильный ветер принесла.

Листья пестрые летят, осень любит листопад. (спиралевидные движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей).

Осень в гости к нам пришла, дождь с собою принесла.

Мелкий дождик моросит, у деревьев грустный вид. (постукиваюшие движения в той же последовательности).

Осень в гости к нам пришла, птичек в стаи собрала:

     « Стало    холодно вокруг, вам пора лететь на юг!» ( зигзагообразные движения в той же последовательности).

Осень в гости к нам пришла, в огород нас позвала.

Не ленись, да поспевай, собирай-ка урожай. (пощипывающие  движения в той же последовательности).

                        

«Озорные мишки»

Взявшись за середину ушной раковины, оттягивать её вперед,  а потом назад., считая медленно до 10.

        Оттяну вперед я ушки, а потом назад.

        Словно плюшевые мишки, детки вряд сидят.

        Раз, два, три- скажу четыре, пять и шесть и семь.

         Не забудь массаж для ушек надо делать всем.

                      Оттяну вперед я ушки, а потом назад.

                      Словно плюшевые мишки, детки в ряд сидят.

Указательным и средним пальцами рук одновременно рисовать круги на щеках.

А теперь по кругу щечки дружно разотрем.

Так забывчивым мишуткам память разовьем.

Раз, два, три - скажу четыре, пять и шесть и семь.

Не забудь массаж для щечек нужно делать всем.

          Теми же двумя пальцами рисовать круги на подбородке.

На подбородке круг черчу, мишке я помочь хочу.

Четко, быстро говорить звуки все произносить.

Раз, два, три - скажу четыре, пять и шесть и семь .

Не забудь массаж такой нужно делать всем!

          Теми же двумя пальцами рисовать круги на лбу.

Чтобы думали получше озорные мишки,

Мы погладим лобики плюшевым плутишкам.

Раз, два, три - скажу четыре, пять и шесть и семь.

Не забудь массаж такой нужно делать всем!

         Массировать двумя пальцами верхние и нижние веки не закрывая глаз.

Чтобы мишка лучше видел, стал внимательней, шустрей.

Мы волшебные очки нарисуем поскорей.

Раз, два, три - скажу четыре, пять и шесть и семь.

Не забудь массаж такой нужно делать всем!

        Открыть рот и нижней челюстью сделать движения вправо, влево.

Мишка, мишка рот открой! И налево двинь щекой.

Мишка, мишка рот открой! И направо двинь щекой.

       Откинуться назад на спинку стула, сделать длительный вдох и выдох.

Ох, устали наши мишки, тихо в ряд сидят.

Знают польза от массажа будет для ребят!

                 Литература

  1. Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств.-СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.-96с.: ил.- (Серия «Уроки логопеда)
  2. Новиковская, О.А. 500 игр и упражнений для развития речи/ Ольга Новиковская.-М.: АСТ, СПб:Сова; Владимир: ВКТ. 2008.-318с.

                                                                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук для детей с нарушениями речи"

Развитие пальцев рук: подготавливает почву для последующего формирования речи; способствует улучшению артикуляционной моторики; повышают работоспособность коры головного мозга. ...

Консультация для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи детей»

Педагоги и родители, занимающиеся с детьми, могут использовать метод мнемотехники, при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок и стихотв...

Консультация для педагогов. Тема: «О необходимости использования игровой мотивации у детей с нарушениями речи»

В материале обоснована необходимость использования в коррекционной логопедической работе приёмов игровой мотивации. Описаны психоневрологические особенности детей с нарушениями речи....

Консультация для родителей "Какие психологические трудности бывают у детей с нарушением речи"

Речевую недостаточность необходимо рассматривать в  тесном единстве с особенностями психического развития, т.к. у ребенка с общим недоразвитием речи наряду с патологией формирования всех ее сторо...

Консультация для родителей «Использование приёмов самомассажа».

Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализа...

Консультация для родителей. «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей»

laquo;Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».К. Д. Ушинский...

Консультация для родителей: "Развитие зрительно-пространственных представлений у детей с нарушениями речи"

По последним исследованиям у большинства детей с речевыми нарушениями отмечается низкий уровень развития восприятия пространства и ориентировки в нем. Такие дети затрудняются в определении сторо...