«Формы, методы, приёмы осуществления позитивной социализации детей, с ограниченными возможностями здоровья»
статья (старшая группа)
Из опыта работы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Из опыта работы воспитателя Клочко Оксаны Викторовны
«Формы, методы, приёмы осуществления позитивной социализации детей, с ограниченными возможностями здоровья»
Изменения в системе образования, новые социальные отношения обусловили изменение требований к личности со стороны общества. Общественные требования к личности сместились от знаний, умений, навыков к личностной компетенции в различных сферах жизни. Сегодня актуальным становится поиск технологий, средств, методов социального воспитания, обеспечивающих преодоление проблем развития детей с ОВЗ: навыков социального взаимодействия, умения оценивать меняющиеся социальные ситуации и уверенно действовать с опорой на собственные знания и отношения. Именно это в конечном итоге обеспечит развитие социальной компетенции, необходимой ребёнку для успешного вхождения в социум.
Социализация – это развитие и саморазвитие человека на протяжении всей его жизни. В процессе социализации личность приобретает качества, необходимые для жизни в обществе, усваивает определённые ценности и нормы поведения, принятые в обществе.
Целевая установка социализации:
-приобщение ребёнка к основам культуры и цивилизации;
-адаптация к жизни в обществе;
-готовность участвовать в социальной деятельности.
Социализация ребёнка – процесс длительный и сложный. С одной стороны, мы, педагоги, а также родители заинтересованы в том, чтобы ребёнок , приняв и усвоив систему социальных и нравственных ценностей, нормы и правила поведения, смог жить в обществе. С другой стороны, на формирование личности ребёнка оказывают влияние процессы, происходящие в окружающей жизни.
Для осуществления позитивной социализации детей с ОВЗ в своей практической работе я сделала акцент на создание таких педагогических условий, которые позволили мне реализовать поставленные цели и задачи.
Одним из важнейших условий позитивной социализации детей с ОВЗ является установление эмоционально-личностных контактов педагога с ребёнком. Поскольку большинство детей поступает к нам из нашего ДОУ, такие контакты я начинаю налаживать ещё до поступления ребёнка в группу. Обязательно нахожу возможность познакомиться с ним и его родителями заранее, провести обзорную экскурсию по группе, дать ребёнку возможность выбрать себе понравившийся шкафчик, если же их остаётся мало, то предлагаю сама: «Смотри, вот эта розочка такая же красивая, как ты и она ждёт только тебя!»
Налаживанию таких контактов мне помогают индивидуально-доверительные беседы «глаза в глаза» - «Расскажи о своей любимой игрушке», «Какие мультфильмы ты любишь», «Чем ты сегодня хочешь заниматься?» и т.д. Рассматривание семейных фотографий, личных мини-коллекций наклеек, игрушек из киндер-сюрпризов, браслетиков и т.д. Тактильные контакты «Обнимашки и целовашки», совместная продуктивная деятельность с ребёнком, создание индивидуальных художественных альбомов, пальчиковые, коммуникативные и другие игры. Я не только проявляю искренний интерес к делам ребёнка, но и настраиваю его на позитивное сотрудничество в течение всего дня. Всё это эффективные способы индивидуализации общения педагога и персонализации внимания к ребёнку.
Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников также является важным условием для позитивной социализации. В.А.Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития ребёнка могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу. Основополагающим моментом сотрудничества педагогов группы и родителей является анализ информации о социально-демографической ситуации в семье. Алгоритм взаимодействия с семьями воспитанников начинается с поиска и установления контактов, изучение семьи через анкетирование, опрос, посещение на дому, составление социального паспорта группы. Чтобы ребёнок был успешен, ему важно знать, что самые близкие ему люди любят его, понимают, разделяют все его интересы.
Поэтому в настоящее время всё больший интерес вызывает такая форма работы, как проектная деятельность детей и родителей. Темы для таких проектов возникают исходя из образовательных задач воспитателя, запросов родителей, а также часто спонтанно, исходя из интереса конкретного ребёнка к данной теме. Работа над проектом способствует вовлечению ближайшего окружения ребёнка (родителей, сестёр, братьев и т.д) в сферу его интересов. Часто такие проекты родители оформляют в виде презентаций с использованием ИКТ. В этом учебном году в нашей группе дети уже представили свои проекты «Улитки», «Дружная семья», «Где зимуют лягушки».
В предпраздничные дни доброй традицией в нашей группе стало проведение выставок совместного творчества «Рождественская сказка», «Пасхальные обычаи казаков», «Осенняя фантазия» и т.д. Проведение таких выставок стало стимулом развития эстетических чувств наших воспитанников, стимулом к совместной деятельности детей и родителей, помогло наладить тёплые доверительные отношения в группе.
Важным звеном в системе сотрудничества семьи и детского сада является приобщение родителей к непосредственному участию в мероприятиях детского сада. 100% посещаемость родителями таких мероприятий, их активное участие в играх, конкурсах, подготовке к праздникам способствует позитивной социализации детей.
Следующим условием для успешного развития и саморазвития ребёнка является организация современной предметно-пространственной среды в группе и на участке. Среда, созданная в нашей группе обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую, двигательную и творческую активность всех воспитанников.
Здесь располагается большое количество наглядного, игрового и практического материала, который стимулирует познавательную активность детей, способствует развитию речи и межличностных отношений, игровых умений и навыков, творческому самовыражению детей. Дети имеют возможность экспериментировать с доступными им материалами.
В раздевалке экспонируются выставки детских работ, совместного творчества детей и родителей, фотовыставки, поздравительные буклеты «С днём рождения!»
В групповой комнате созданы все условия для организации образовательной деятельности, игр, продуктивной деятельности детей.
Еженедельная сменяемость наглядного материала по лексическим темам помогает детям закреплять пройденный на занятиях материал.
К важным событиям в жизни станицы, края, страны появляются информационно-иллюстративные стенды. В группе созданы картотеки всех видов игр.
В пространстве группы есть место, где ребёнок может побыть один, если захочет. Это небольшой диванчик и столик возле него.
В соответствии с ФГОС среда легко трансформируема, полифункциональна и безопасна.
На участке детей встречают персонажи любимого мультфильма «Смешарики» - Копатыч и Нюша, Крош и Ёжик. Они создают позитивный настрой ребёнка на пребывание в детском саду. Для трудовой деятельности есть клумба в этно-кубанском стиле.
Большую помощь в организации образовательного пространства оказывают родители. Они изготовили различные виды театров, принимают активное участие в пополнении папок с дидактическим материалом «Лексические темы», изготовили макеты квадроцикла, автомобиля, домика и шатра для театрализованной деятельности.
Развивающее взаимодействие с детьми происходит в различных формах. Это - организованная образовательная деятельность на занятиях и в режимных моментах в рамках программы по пяти образовательным
областям.
Из современных форм ввела в свою работу художественные и исследовательские культурные практики, часто применяю метод экспериментирования. В своей работе использую специальные приёмы, повышающие познавательную активность.
Анализ - процесс расчленения целого на части и установление связи между ними, и синтез – процесс мысленного соединения в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в результате анализа. Анализ и синтез неразрывно связаны друг с другом и являются одними из мыслительных операций при обучении детей грамоте «Составь слово переставив буквы – раш-шар», «Исправь ошибку в предложении – зимой в саду расцвели яблони», «Закончи слово с определённым окончанием» и многие другие.
Сравнение, т. е. мысленное установление сходства и различия предметов по существенным и несущественным признакам «Сравни слова стол-стул», «Назови предметы похожие по действию - летает, бегает, прыгает» и т.д. Классификация, т.е. распределение предметов по группам на основании общих признаков. В подготовительной группе игры и упражнения усложняются. Например, я пришла к детям в « Магазин», что вы можете предложить мне из молочных продуктов? Игра «Когда это бывает?» - оттепель, половодье, капель, проталинки (весна).
Систематизация – это процесс выявления закономерности в создании определённой системы «Что сначала, что потом?», «Что не так?» и т.д. Умозаключения, когда ребёнок при помощи одного или нескольких суждений о предмете или явлении, на основе определённого вывода, получает заключение. Например, в каждом явлении существуют положительные и отрицательные моменты. Предлагаю детям подумать, что хорошего и плохого в «Отдыхе на пляже», «Просмотре телепередач», «Листопаде» и т.д.
Игровая деятельность – это основная форма освоения окружающего мира и одно из существенных условий позитивной социализации ребёнка, именно в игре происходит социальное взаимодействие детей, через игру решаются многие речевые и познавательные задачи. Выбор той или иной формы зависит как от уровня ребёнка, так и от задач, содержания коррекционной работы.
Для того, чтобы игровая деятельность детей с ОВЗ, достигла такого развития, при котором её можно использовать в качестве одного из ведущих средств коррекционной работы мною были поставлены следующие задачи:
- Формировать мотивацию к игровой деятельности (проблемно-поисковые ситуации, в которых нужно сделать нравственный выбор, просмотр кино и мультфильмов, чтение и прослушивание художественных произведений в целях ознакомления с социальными явлениями).
- Совершенствовать представления детей о социальных явлениях в процессе целенаправленного обучения (экскурсии и наблюдения, игры-беседы, игры-занятия, совместные игры педагога и детей и т.д.)
- Формировать элементарные игровые умения (предложить тему игры, придумать сюжет, согласовать действия с партнёрами и т.д.)
- Формировать адекватные межличностные отношения детей в процессе совместной деятельности (самостоятельные игры детей в свободное время). Формирование игровой деятельности происходит в разных формах групповой, подгрупповой, парной, индивидуальной.
Учитывая многообразие игр и особенности детей с ОВЗ , я в своей работе прежде всего ориентируюсь на развитие речевого творчества. В игре-фантазировании использую приём «Как будто…», «Как будто мы плыли на корабле и встретились с пиратами…», «А давайте, как будто лиса не съела колобка…», для вхождения в сказочный образ приём «Повертелись, покружились и в кого-то превратились». Даже занимаясь с детьми другими делами часто косвенно принимаю в игре участие. Выступаю в роли сестры, тёти, бабушки с которой ведут ролевой диалог по телефону, оставляют у меня своих «детей» пока они сходят в магазин , в роли вредного клиента кафе, парикмахерской и т.д.
Для формирования дружеских взаимоотношений в группе, часто использую такой приём, как деление на пары по интересам, по взаимной привязанности, по готовности и желанию помочь «Сегодня Никита будет помогать Жене на занятии, так как Женя пропустил предыдущее занятие и не усвоил, как правильно сложить лист, чтобы вырезать красивый листочек» и т.д. Если только замечаю, что какого- то ребёнка дети начинают избегать, сразу же начинаю проявлять повышенное внимание к нему «Я сегодня хочу пойти на прогулку за руку с …, я её так люблю!», постоянно подчёркивая достоинства ребёнка «Она такая добрая!», «Он такой умный!».
Способствуют умению общаться игровые тренинги «Назови лучшие качества своего друга», «Как бы ты поступил» и другие, коммуникативные игры «С парными платочками, ленточками», разучивание мирилок, считалок, участие в совместной продуктивной деятельности, игры соревновательного характера, где дети одной группы делятся на две команды (КВН, игры-викторины), или наоборот дети сплачиваются в одну команду, для победы над соперниками из другой группы, для участия в играх-путешествиях «Поиски пиратского клада», «Наши приключения волшебной стране» и других.
Следующим условием для позитивной социализации является создание в группе атмосферы психологического комфорта и педагогический такт воспитателя. Я всегда встречаю детей в хорошем настроении, с улыбкой на лице, с любовью к ним, с желанием и готовностью им помочь. Для развития веры ребёнка в собственные силы и возможности во всех видах деятельности постоянно использую такие тактические приёмы, как похвала и поощрение. Главный девиз нашей группы « Я всё умею, всё могу!»
Причём стараюсь не просто похвалить ребёнка «Как красиво ты нарисовал, вылепил, рассказал и т.д.», а акцентировать внимание на динамике его развития «Смотри, Танюша, на прошлом занятии ты забыла назвать вариант состава числа 8 (4и4), а сегодня назвала все, умница!
Поощрение использую как в ООД (звёздочки, фишки за правильный ответ), за участие в конкурсах дня «Самый внимательный», «Самый любознательный», «Самый трудолюбивый», «Герой дня» и т.д., так и в режимных моментах. При построении парами для прогулки для детей самое почётное место идти в первой паре, которую всегда выбираю я. «Сегодня в первой паре будут Лиза и Илюша, мне понравилось, как красиво Лиза заправила постель, а Илюша аккуратно сложил «Строитель». При укладывании детей спать ставим стульчики для раздевания в форме корабля, первым стоит стульчик капитана «Сегодня Тимур в игре-викторине дал больше всех правильных ответов на вопросы воспитателя. Он достоин быть капитаном! Конечно же в роли капитана, первой пары обязательно выступают все дети.
Не менее важным для успешной социализации является применение в нашей работе здоровьесберегающих технологий. Для предотвращения наступления утомления я использую разнообразные приёмы в работе: чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала малыми дозами, технические средства (магнитофон) для релаксации, снятия напряжения, красочный дидактический материал, динамические паузы, все виды гимнастик, чередование игр с высоким уровнем физической активности с играми малой подвижности.
Доказано, что дети с ОВЗ тратят больше времени на выполнение и усвоение операций в предметно-практической деятельности, поэтому не менее важным является использование приёмов повторения, припоминания, деления операции на части, обращение к каждодневному опыту детей, активизация имеющихся у них представлений. Также использую в своей работе приёмы, направленные на повышение эмоциональной активности
детей (диалог с персонажем, получение посылки, психогимнастика «Представь себе», «Облако настроения», «Зеркало» и т.д.), такие приёмы настраивают каждого ребёнка на социальное познание, обостряют желание разгадать какой-то секрет, кому-то оказать помощь, рассказывание сказок, театрализованная деятельность.
И, наконец, последнее важнейшее условие для позитивной социализации, о котором я бы хотела сказать, это взаимодействие всех педагогов детского сада в работе с детьми. Коррекционно-развивающая деятельность учителя-логопеда, психолога, музыкального руководителя, физинструктора представляет собой целостную систему, исполняющую диагностическую, коррекционно-развивающую и профилактическую функции. Взаимодействие специалистов отражается в таких формах работы, как:
-проведение и обсуждение результатов диагностики;
-по результатам диагностики создание единого образовательного маршрута для ребёнка;
-коррекционно-развивающая образовательная деятельность;
-интегрированные занятия с детьми;
-совместные мероприятия с родителями (родительские собрания, праздники, развлечения и творческие отчёты.
Результатом нашей работы по позитивной социализации детей, является успешная динамика развития детей , отсутствие в группе непринятых детей, высокий уровень посещаемости. При поступлении в школу дети по результатам педагогической диагностики показывают свойственный своему возрасту уровень общей культуры личности, у детей развиты такие качества, как инициативность, самостоятельность, ответственность, что позволяет им успешно обучаться в школе.
Позитивная социализация возможна только при комплексном подходе, учёте всех факторов, влияющих на социальное развитие ребёнка, как результат совместных усилий педагогов и семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы работы с семьями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
Cодействие в реализации прав ребенка и семьи на образование, охрану здоровья;- информирование родителей и ребенка о системе ПМПК, задачах и возможностях психолого-педагогическ...
Формы, методы и приёмы осуществления позитивной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
из опыта работы...
Форум "От возможностей к перспективам. Образование и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях"
07.12.2015 года на базе территориального отделения "Южное Бутово" ГБУ ГППЦ ДОгМ состоялся мастер-класс и выступление для сотрудников центра по теме: " Использование наглядности и ди...
Процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья при осуществлении инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации
В данной статье дается первоначальное представление о процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) при осуществлении инклюзивного образования в дошкольных образ...
«Музыкальная деятельность как средство позитивной социализации детей с особыми возможностями здоровья в ДОО»
В докладе представлен опыт достижения положительных результатов в развитии музыкальных способностей у ребёнка с ОВЗ....
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством арт-терапевтических методов
Статья об использовании арт-терапевтических методов в работе по социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ...