«Детский сад для зверят»
консультация (младшая, средняя группа)

Горбунова Маргарита Алексеевна

 Данный материал познакомит вас с игровой методикой направленной на введение детей в детсадовский образ жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_sad_dlya_zveryat.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

«Детский сад для зверят».

Об игровой методике введения детей в детсадовский образ жизни

Ребёнку в детском саду надо адаптироваться к новым обстоятельствам, а именно:

незнакомые взрослые принимают на себя реализацию удовлетворения потребностей ребёнка, которые раньше удовлетворялись только близкими людьми (в реализации бытовых проблем, в заботе, помощи, понимании, защите и т.д.);

незнакомые сверстники (в значительно большем количестве, чем в прежнем опыте общения ребёнка) с различным уровнем нервно-психического развития, характером, потребностями, с которыми надо взаимодействовать;

новое большое помещение с фиксированными смысловыми зонами и значениями;

новые правила поведения в группе (режимные моменты, занятия, понятие очередности при получении какой-либо помощи от воспитателя и др.).

Из этих объективных проблем определяются и задачи данной игровой методики.

Первая задача — ознакомительная: рассказать и показать в игре ребёнку, что такое детский сад, и создать положительное отношение к нему, вызвать интерес. Это достигается проигрыванием сюжетов, с которыми столкнется ребёнок в детском саду, для формирования адаптационного поведения и подготовки к новому режиму, правилам поведения, социальным отношениям.

Вторая задача — формирующая: исходя из индивидуальных особенностей ребёнка, выстраивать адекватные формы поведения, а также развить у него навыки общения, взаимодействия и самообслуживания, развитие которых предусмотрено задачами

возраста.

После серии игр, когда уже будет сформировано положительное отношение к детскому саду - возможно проигрывание острых конфликтных ситуаций, с которыми может столкнуться ребёнок, в том числе плач других детей при расставании с родителями.

Третья задача носит диагностический характер, она ставится тогда, когда ребёнок поступил в детский сад, и появились негативные эмоции, для выявления и коррекции проблем ребёнка (они могут быть бытовые, т.е. сон, еда, туалет; либо при взаимодействии с воспитателями или сверстниками).

Перед началом игры необходимо:

  1. Предоставить ребенку игрушки, которые четко можно разделить на взрослых и детей.
  2. Построить игровой вариант детского сада. Следует обозначить коридор-раздевалку, туалетную комнату и иметь возможность в дальнейшем «пристроить» спальню. Кроме того, подбираются игрушки, которые будут находиться в группе. Ещё необходима игрушечная посуда для кормления «детей».
  3.  Непосредственно перед началом игры ребёнку показывается

построенное пространство с рассказом о нём:

— Это «Детский сад»! Сюда родители приводят детей, чтобы малыши вместе играли, гуляли, занимались интересными делами, пока мама и папа на работе. Дети дружно умываются, кушают, спят. А с ними всегда находятся воспитатели. Они играют с детьми, читают им книжки, водят хороводы, во всем помогают детям. Когда малыши утром приходят в садик, воспитатели их встречают.

Затем можно проиграть различные ситуации:

  • Приход в сад, расставание с мамой

Задачи сюжета:

• основной задачей сюжета является знакомство и закрепление того факта, что с мамой надо будет па время расстаться и пойти в группу одному;

• знакомство с рядом правил этикета и быта в детском саду.

Сюжет прихода в детский сад должен быть разыгран взрослым исключительно в радостных тонах, наполнен ожиданием интересного дня. «Малыши» спешат раздеться, весело и нежно прощаются с мамами, которые «уходят по делам». «Воспитательница» доброжелательно

встречает «детей», приглашает в группу.

Если при реальном посещении садика у ребенка, ввиду каких-либо причин, появятся слезы при прощании с родителями, стоит ввести подобный эмоционально напряженный сюжет в игру.

Проигрывание доброжелательного поведения родителя, воспитателя и других детей (а в дальнейшем и самостоятельное проигрывание ребёнком подобных сцен и выхода из эмоционально напряжённой ситуации) станут в некотором роде уже личным опытом

с благополучным исходом пережитым ребенком.

Есть нюанс в том, как организовать проигрывание ухода «мамы по делам». Мамы могут «уйти» так далеко, что пропадут из поля зрения играющего ребёнка. Лучше их сосредоточить в сторонке, так, чтобы ребёнок краем глаза всё же мог их видеть. Это будет демонстрировать

ребёнку, что «мама хоть и уходит по делам», но она недалеко.

  • Свободная игра детей

В игре можно и нужно демонстрировать, что общением руководит не только воспитатель, по и сами дети принимают в жизни группы активное участие. Например, малыши иногда могут и сами договориться, остановить обидчика, предложить тему игры, обратиться к воспитателю с просьбой — это как раз те навыки взаимодействия, которые начинают активно развиваться, когда ребёнок попадает в общество сверстников и незнакомого взрослого (как договориться с мамой, ребёнок уже имеет представление).

Задачи сюжета:

  • показать ребёнку, что в детском саду будет много игрушек, возможно и таких, которых нет у него дома и с ними можно играть,
  • наличие сверстников позволяет организовывать совместные игры и участвовать в них, это новый и интересный способ общения.

Игры детей в саду разнообразны, и возможны различные сценарии

для разыгрывания. В общем плане их можно разделить на:

  1. Самостоятельная игра ребёнка с выбранной игрушкой. В развитии сценария можно сделать акцепт на том, что из большого количества игрушек можно выбрать себе интересную, можно попросить у воспитателя настольную игру или карандаши для рисования.
  2. Совместная игра с другими детьми. Чтобы организовать совместную игру ребёнку, необходимо выполнить ряд действий: обратиться и предложить вместе во что-то поиграть: распределить роли; договориться о правилах. На каждое из действий, которое необходимо для успешной совместной игры, ведущий взрослый должен обращать внимание ребёнка, показывать, как надо позвать, предложить играть вместе.
  3. Общегрупповые игры, которые организует воспитатель (хороводные, с правилами и стихами и т.п.). В подобных играх руководителем выступает воспитатель, а дети должны выслушать, принять и исполнять правила, учитывая при этом интересы других детей.

  • Конфликты

Конфликты между детьми в детском саду происходят часто, особенно пока дети еще не привыкли и не познакомились друге другом. К тому же дети находятся на разных этапах формирования навыков социального взаимодействия, обладают разным опытом общения со

сверстниками.

Задача у этого сюжета очень конкретная: продемонстрировать, проиграть конфликтные ситуации с наиболее разумным и адекватным их разрешением, показать, как можно вообще избегать конфликтов с помощью диалога и взаимодействия.

Чаще всего конфликт возникает, когда один ребенок хочет отнять игрушку у другого или, присоединившись к игре, начинает активно вытеснять первого (ребенок строил из кубиков, подбегает второй и начинает строить свое, постепенно разрушая постройку первого).

Вообще проблема бесцеремонного изъятия понравившейся вещи очень характерна для детей раннего и младшего дошкольного возраста. Детский эгоцентризм, неумение вставать на точку зрения другого, шаткость понятия «чужое» — все это присуще маленьким

детям и постоянно проявляет себя в общении между ними.

Этот игровой сюжет должен быть разыгран взрослым на глазах ребёнка как можно натуральнее — с писком, возмущением, т. е. естественно эмоционально. На помощь потерпевшему сразу должна прийти воспитательница и объяснить шалуну, что эта игрушка сейчас занята и нужно взять другую, свободную.

— Что ты делаешь? — может сказать «воспитатель». — Отнимать нельзя. Он взял эту игрушку, и она сейчас занята. Посмотри, ты напугал и расстроил этого малыша. Пойдем

и посмотрим, какие есть свободные игрушки, и выберем интересную для тебя.

Это особенно важно, если ребёнок, участвующий в игре, сам склонен отнимать то, что ему захотелось в данную минуту. Закрепление понятий «занята» и «свободна» будет ему полезно,

когда оп сам окажется среди незнакомых сверстников, с которыми вместе ещё не научился играть.

Обращать внимание ребёнка на эмоции другого в конфликтных ситуациях необходимо постоянно, т. к. запреты ребёнку взрослыми ограничивать свободу и пространство других людей основано, прежде всего, на эмоциональных страданиях обиженного (не бери чужого не потому, что накажут, а потому, что опечалится хозяин).

Кроме конфликтов по поводу игрушек, бывают столкновения между детьми по вине ребёнка-драчуна, который любит толкаться и отнимать игрушки у других детей. В разыгрывании подобного сюжета ребёнку, который не склонен нападать на других, можно показать, что основным помощником обиженного малыша является взрослый-воспитатель. Если же у самого ребенка наблюдаются подобные желания, то здесь есть возможность проведения работы по вызову эмоционального отклика и сострадания к обиженным детям.

Конфликтные ситуации могут возникать между ребёнком и воспитателем.

Ребёнок может не слушать замечаний, рекомендаций, просьб воспитателя, грубить в ответ. Опять же в зависимости от индивидуальных особенностей играющего ребёнка надо уделять

этому сценарию разное количество времени: от кратковременных разногласий, которые быстро улаживаются воспитателем, до подробного проигрывания различных ситуаций.

  • Возвращение родителей

Завершает игру всегда приход «родителей» за своими «малышами». Этот сюжет должен выработать в ребёнке уверенность в том, что его обязательно заберут. Подготовить ребёнка к преодолению болезненной ситуации, связанной с тем, что детей забирают не всех сразу, и не страшно, если чья-то мама придет раньше, чем его.

Диалог между «мамой» и «малышом», а также доброжелательные замечания «воспитателя» должны подвести итог этого интересного дня, тем самым выразив уверенность в том, что следующий день в саду будет также очень интересным.

Реализация методики «Детский сад для зверят» показала, что она хорошо принимается детьми и дает положительные результаты. Один из главных наглядных результатов этой игры — принятие детьми необходимости ухода мамы. Другими словами, для ребёнка факт ухода мамы становился правилом, условием пребывания в детском саду, который за время игры приобрел привлекательность и вызывал интерес. К тому же дети ориентировались в режимных моментах и были готовы к тому, что в саду их будут кормить, умывать, укладывать спать. Непосредственно перед поступлением в сад дети, которые после данной игры ждали этого момента как торжественного события, проговаривали, чем они будут заниматься в саду, что их там ждёт, — и с удовольствием после посещения рассказывали о событиях, в которых принимали участие. Длительность игры в «Детский сад» не ограничена и зависит

от ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого комплексного занятия в группе II года обучения. "Детский сад для зверят"

Конспект комплексного занятия длядетей 4-5 лет ll года обучения...

Сценарий театрализованного музыкального представления «Детский сад для зверят» для детей среднего возраста.

Сценарий театрализованного музыкального представления «Детский сад для зверят» для детей среднего возраста...

Детская инсценировка "Детский сад для зверят"

можно использовать в адаптационный период...

музыкальная сказка "Детский сад для зверят"

Эту сказку дети логопедической группы показывали  родителям....

Детский сад для зверят (тематическое занятие)

Тематическое занятие для младшего дошкольного возраста (знакомство с тремя музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем )....

стихотворение " детский сад для зверят"

учим стихотворение и закрепляем названия детёнышей...

Детский сад для зверят

Сценарий оздоровительного досуга для детей 3 лет. Цель досуга - оздоровление детей. Задачи - познакомить детей с дикими животными.В ходе мероприятия происходит смена оздоровительных гимнастик. Подобра...