«Детский сад для зверят»
консультация (младшая, средняя группа)
Данный материал познакомит вас с игровой методикой направленной на введение детей в детсадовский образ жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.21 КБ |
Предварительный просмотр:
«Детский сад для зверят».
Об игровой методике введения детей в детсадовский образ жизни
Ребёнку в детском саду надо адаптироваться к новым обстоятельствам, а именно:
• незнакомые взрослые принимают на себя реализацию удовлетворения потребностей ребёнка, которые раньше удовлетворялись только близкими людьми (в реализации бытовых проблем, в заботе, помощи, понимании, защите и т.д.);
• незнакомые сверстники (в значительно большем количестве, чем в прежнем опыте общения ребёнка) с различным уровнем нервно-психического развития, характером, потребностями, с которыми надо взаимодействовать;
• новое большое помещение с фиксированными смысловыми зонами и значениями;
• новые правила поведения в группе (режимные моменты, занятия, понятие очередности при получении какой-либо помощи от воспитателя и др.).
Из этих объективных проблем определяются и задачи данной игровой методики.
Первая задача — ознакомительная: рассказать и показать в игре ребёнку, что такое детский сад, и создать положительное отношение к нему, вызвать интерес. Это достигается проигрыванием сюжетов, с которыми столкнется ребёнок в детском саду, для формирования адаптационного поведения и подготовки к новому режиму, правилам поведения, социальным отношениям.
Вторая задача — формирующая: исходя из индивидуальных особенностей ребёнка, выстраивать адекватные формы поведения, а также развить у него навыки общения, взаимодействия и самообслуживания, развитие которых предусмотрено задачами
возраста.
После серии игр, когда уже будет сформировано положительное отношение к детскому саду - возможно проигрывание острых конфликтных ситуаций, с которыми может столкнуться ребёнок, в том числе плач других детей при расставании с родителями.
Третья задача носит диагностический характер, она ставится тогда, когда ребёнок поступил в детский сад, и появились негативные эмоции, для выявления и коррекции проблем ребёнка (они могут быть бытовые, т.е. сон, еда, туалет; либо при взаимодействии с воспитателями или сверстниками).
Перед началом игры необходимо:
- Предоставить ребенку игрушки, которые четко можно разделить на взрослых и детей.
- Построить игровой вариант детского сада. Следует обозначить коридор-раздевалку, туалетную комнату и иметь возможность в дальнейшем «пристроить» спальню. Кроме того, подбираются игрушки, которые будут находиться в группе. Ещё необходима игрушечная посуда для кормления «детей».
- Непосредственно перед началом игры ребёнку показывается
построенное пространство с рассказом о нём:
— Это «Детский сад»! Сюда родители приводят детей, чтобы малыши вместе играли, гуляли, занимались интересными делами, пока мама и папа на работе. Дети дружно умываются, кушают, спят. А с ними всегда находятся воспитатели. Они играют с детьми, читают им книжки, водят хороводы, во всем помогают детям. Когда малыши утром приходят в садик, воспитатели их встречают.
Затем можно проиграть различные ситуации:
- Приход в сад, расставание с мамой
Задачи сюжета:
• основной задачей сюжета является знакомство и закрепление того факта, что с мамой надо будет па время расстаться и пойти в группу одному;
• знакомство с рядом правил этикета и быта в детском саду.
Сюжет прихода в детский сад должен быть разыгран взрослым исключительно в радостных тонах, наполнен ожиданием интересного дня. «Малыши» спешат раздеться, весело и нежно прощаются с мамами, которые «уходят по делам». «Воспитательница» доброжелательно
встречает «детей», приглашает в группу.
Если при реальном посещении садика у ребенка, ввиду каких-либо причин, появятся слезы при прощании с родителями, стоит ввести подобный эмоционально напряженный сюжет в игру.
Проигрывание доброжелательного поведения родителя, воспитателя и других детей (а в дальнейшем и самостоятельное проигрывание ребёнком подобных сцен и выхода из эмоционально напряжённой ситуации) станут в некотором роде уже личным опытом
с благополучным исходом пережитым ребенком.
Есть нюанс в том, как организовать проигрывание ухода «мамы по делам». Мамы могут «уйти» так далеко, что пропадут из поля зрения играющего ребёнка. Лучше их сосредоточить в сторонке, так, чтобы ребёнок краем глаза всё же мог их видеть. Это будет демонстрировать
ребёнку, что «мама хоть и уходит по делам», но она недалеко.
- Свободная игра детей
В игре можно и нужно демонстрировать, что общением руководит не только воспитатель, по и сами дети принимают в жизни группы активное участие. Например, малыши иногда могут и сами договориться, остановить обидчика, предложить тему игры, обратиться к воспитателю с просьбой — это как раз те навыки взаимодействия, которые начинают активно развиваться, когда ребёнок попадает в общество сверстников и незнакомого взрослого (как договориться с мамой, ребёнок уже имеет представление).
Задачи сюжета:
- показать ребёнку, что в детском саду будет много игрушек, возможно и таких, которых нет у него дома и с ними можно играть,
- наличие сверстников позволяет организовывать совместные игры и участвовать в них, это новый и интересный способ общения.
Игры детей в саду разнообразны, и возможны различные сценарии
для разыгрывания. В общем плане их можно разделить на:
- Самостоятельная игра ребёнка с выбранной игрушкой. В развитии сценария можно сделать акцепт на том, что из большого количества игрушек можно выбрать себе интересную, можно попросить у воспитателя настольную игру или карандаши для рисования.
- Совместная игра с другими детьми. Чтобы организовать совместную игру ребёнку, необходимо выполнить ряд действий: обратиться и предложить вместе во что-то поиграть: распределить роли; договориться о правилах. На каждое из действий, которое необходимо для успешной совместной игры, ведущий взрослый должен обращать внимание ребёнка, показывать, как надо позвать, предложить играть вместе.
- Общегрупповые игры, которые организует воспитатель (хороводные, с правилами и стихами и т.п.). В подобных играх руководителем выступает воспитатель, а дети должны выслушать, принять и исполнять правила, учитывая при этом интересы других детей.
- Конфликты
Конфликты между детьми в детском саду происходят часто, особенно пока дети еще не привыкли и не познакомились друге другом. К тому же дети находятся на разных этапах формирования навыков социального взаимодействия, обладают разным опытом общения со
сверстниками.
Задача у этого сюжета очень конкретная: продемонстрировать, проиграть конфликтные ситуации с наиболее разумным и адекватным их разрешением, показать, как можно вообще избегать конфликтов с помощью диалога и взаимодействия.
Чаще всего конфликт возникает, когда один ребенок хочет отнять игрушку у другого или, присоединившись к игре, начинает активно вытеснять первого (ребенок строил из кубиков, подбегает второй и начинает строить свое, постепенно разрушая постройку первого).
Вообще проблема бесцеремонного изъятия понравившейся вещи очень характерна для детей раннего и младшего дошкольного возраста. Детский эгоцентризм, неумение вставать на точку зрения другого, шаткость понятия «чужое» — все это присуще маленьким
детям и постоянно проявляет себя в общении между ними.
Этот игровой сюжет должен быть разыгран взрослым на глазах ребёнка как можно натуральнее — с писком, возмущением, т. е. естественно эмоционально. На помощь потерпевшему сразу должна прийти воспитательница и объяснить шалуну, что эта игрушка сейчас занята и нужно взять другую, свободную.
— Что ты делаешь? — может сказать «воспитатель». — Отнимать нельзя. Он взял эту игрушку, и она сейчас занята. Посмотри, ты напугал и расстроил этого малыша. Пойдем
и посмотрим, какие есть свободные игрушки, и выберем интересную для тебя.
Это особенно важно, если ребёнок, участвующий в игре, сам склонен отнимать то, что ему захотелось в данную минуту. Закрепление понятий «занята» и «свободна» будет ему полезно,
когда оп сам окажется среди незнакомых сверстников, с которыми вместе ещё не научился играть.
Обращать внимание ребёнка на эмоции другого в конфликтных ситуациях необходимо постоянно, т. к. запреты ребёнку взрослыми ограничивать свободу и пространство других людей основано, прежде всего, на эмоциональных страданиях обиженного (не бери чужого не потому, что накажут, а потому, что опечалится хозяин).
Кроме конфликтов по поводу игрушек, бывают столкновения между детьми по вине ребёнка-драчуна, который любит толкаться и отнимать игрушки у других детей. В разыгрывании подобного сюжета ребёнку, который не склонен нападать на других, можно показать, что основным помощником обиженного малыша является взрослый-воспитатель. Если же у самого ребенка наблюдаются подобные желания, то здесь есть возможность проведения работы по вызову эмоционального отклика и сострадания к обиженным детям.
Конфликтные ситуации могут возникать между ребёнком и воспитателем.
Ребёнок может не слушать замечаний, рекомендаций, просьб воспитателя, грубить в ответ. Опять же в зависимости от индивидуальных особенностей играющего ребёнка надо уделять
этому сценарию разное количество времени: от кратковременных разногласий, которые быстро улаживаются воспитателем, до подробного проигрывания различных ситуаций.
- Возвращение родителей
Завершает игру всегда приход «родителей» за своими «малышами». Этот сюжет должен выработать в ребёнке уверенность в том, что его обязательно заберут. Подготовить ребёнка к преодолению болезненной ситуации, связанной с тем, что детей забирают не всех сразу, и не страшно, если чья-то мама придет раньше, чем его.
Диалог между «мамой» и «малышом», а также доброжелательные замечания «воспитателя» должны подвести итог этого интересного дня, тем самым выразив уверенность в том, что следующий день в саду будет также очень интересным.
Реализация методики «Детский сад для зверят» показала, что она хорошо принимается детьми и дает положительные результаты. Один из главных наглядных результатов этой игры — принятие детьми необходимости ухода мамы. Другими словами, для ребёнка факт ухода мамы становился правилом, условием пребывания в детском саду, который за время игры приобрел привлекательность и вызывал интерес. К тому же дети ориентировались в режимных моментах и были готовы к тому, что в саду их будут кормить, умывать, укладывать спать. Непосредственно перед поступлением в сад дети, которые после данной игры ждали этого момента как торжественного события, проговаривали, чем они будут заниматься в саду, что их там ждёт, — и с удовольствием после посещения рассказывали о событиях, в которых принимали участие. Длительность игры в «Детский сад» не ограничена и зависит
от ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/12/19/picture-6271.jpg)
Конспект открытого комплексного занятия в группе II года обучения. "Детский сад для зверят"
Конспект комплексного занятия длядетей 4-5 лет ll года обучения...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/30/picture-300967-1383156222.jpg)
Сценарий театрализованного музыкального представления «Детский сад для зверят» для детей среднего возраста.
Сценарий театрализованного музыкального представления «Детский сад для зверят» для детей среднего возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/07/picture-36785-1449514135.jpg)
музыкальная сказка "Детский сад для зверят"
Эту сказку дети логопедической группы показывали родителям....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/02/picture-512671-1414933386.jpg)
Детский сад для зверят (тематическое занятие)
Тематическое занятие для младшего дошкольного возраста (знакомство с тремя музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем )....
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/05/picture-647608-1436092684.jpg)
Детский сад для зверят
Сценарий оздоровительного досуга для детей 3 лет. Цель досуга - оздоровление детей. Задачи - познакомить детей с дикими животными.В ходе мероприятия происходит смена оздоровительных гимнастик. Подобра...