Родительское собрание «Речевое развитие ребенка»
методическая разработка (подготовительная группа)

Шакина Вера Николаевна

Своевременное развитие словаря - один из важных факторов подготовки к школьному обучению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_rechevoe_razvitie_rebenka.docx27.2 КБ

Предварительный просмотр:

                           Родительское собрание «Речевое развитие ребенка»

Детский сад — первое звено в системе народного образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада — формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.

Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.

Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в детском саду является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение.

Занятия по развитию речи обязательно включают в себя заучивание небольших стишков,  пересказ текста, прочитанного воспитателем, составление описательных рассказов, занятия по звуковой культуре речи и грамматического строя.

Правильная речь взрослого очень важна для развития речи ребенка. Именно поэтому речевые правила для воспитателей детского сада полезно  распространить на родителей и ближайшее окружение ребенка. Ведь если, несмотря ни на что, малыш слышит дома « че» и «ивошний», слова ненормативной лексики, то вся работа по развитию речи, проделанная в детском саду, постепенно сводится на нет. Особенно это ощутимо, если ребенок подолгу отсутствует в детском саду, например, в летний период.

 К сожалению, в современный век активно входят в нашу жизнь телевидение, компьютеры, СМИ,  ведь практически все свободное время, большая часть детей проводит не с друзьями во дворе, играя в дворовые игры, а сидя дома у экранов телевизоров, компьютеров. Наши дети теряют способность говорить развернуто, используют в своей речи, как правило, шаблонные фразы, а то и вовсе обходятся односложными ответами. Поэтому проблема развития связной речи так актуальна на современном этапе

Проводя мониторинг речевого развития детей было выявлено, что у детей наблюдается скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, связные высказывания – короткие, уровень информированности низкий. Большинство детей затрудняется:

 • выучить небольшое стихотворение,
• описать предмет, картину, игрушку,
• составить рассказ по картинке,
• пересказать отрывок из сказки.

Развитие речи — процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

Своевременное развитие словаря - один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находят подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

В работе с детьми в детском саду используются следующие средства речевого развития : общение взрослых и детей, культурная языковая среда, обучение родной речи и языку на занятиях, различные виды искусства (изобразительное, музыка, театрализация), художественная литература.

 Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.

Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и педагогам в развитии речи ребенка.

«Как читать детям»

Перед прослушиваем художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребенка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи - все то, что может помешать ребенку слушать рассказ или сказку.

Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.

Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать текст, делать логические ударения в нужных местах, соблюдать необходимые паузы.

Показывайте ребенку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте все воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы предлагаемые иллюстрации были как можно более реалистичными.

Во время прочтения литературного произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около 15 минут. Найдите это время для своего ребенка.

Обязательно задайте ребенку вопросы по прочитанному.

Прививайте ребенку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней.

В дошкольном детстве ведущая деятельность – игра, поэтому обучайте играя.

Для расширения словарного запаса детей можно поиграть в игры.

Игра "Шаги.  (Кто быстрее доберется до...)"

Цель: Обучение родителей приемам расширения словарного запаса детей.

С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем.

Ход: Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например "Все круглое". Каждый игрок может сделать шаг, назвав какой-нибудь предмет круглой формы (мяч, яблоко, арбуз, колобок, колесо, руль, юла, ёжик). Даем минуту на размышление и "Старт!"

Другие темы:        

*"все горячее" (плита, огонь, чайник, солнце, батарея, горячая вода, кастрюля, чай),

* "все мокрое" (зонт, руки, ноги, плащ, волосы, бельё, пол, дорога, трава

* «?Ласковые слова" (киска, рыбка, куколка, машинка, ягодка, ручка, зимушка, деревце, цветочек…).

* ?"Вежливые слова" (пожалуйста, спасибо, благодарю, простите, извините, подскажите, будьте любезны, доброе утро, добрый день, добрый вечер, спокойной ночи ) и т.д.

Игра «Волшебный мешочек»

Цель: Практическое обучение родителей приемам активизация словаря.

Ход: Достать из мешочка предмет, и описать его как можно подробнее.

Например: лимон- это фрукт. Желтого цвета, овальной формы, сочный и кислый на вкус.

Предметы в мешочке:

Машина (большая, зеленая, руль, стекло, дверцы, багажник, капот, фары, колеса, сидения, дворники, сигналит, едет, стоит, заводится, останавливается, глохнет, возит, работает, моют, протирают, ремонтируют, ставят…).

Лук (овощ, полезный, зеленый, желтый, перьевой, репчатый, горький, полезный, растет на грядке, вытаскивают, сушат, чистят, режут, варят, жарят, едят…).

Сапоги (замок, нос, пятка, подошва, мех, кожа, коричневые, теплые, зимние, красивые, мягкие, чистят, сушат, моют, ходят, обувают, снимают, ставят…).

Кастрюля (большая, зеленая, железная, крышка, ручки, дно, стенки, варят, кипятят, греют, готовят, ставят, разогревают, моют, чистят, сушат…).

3. Педагогические ситуации в упражнениях: «Придумай рассказ»

Цель: Знакомство со способами активизация словаря, распространения предложений с помощью вопросов, составление рассказа.

Ход: Игрокам предлагается сюжетная картинка «Девочка рисует красками». С помощью вопросов педагога игроки распространяют предложения и составляют рассказ.

За столом сидит (КТО?) – девочка. Девочка сидит (НА ЧЕМ?) – на табуретке. Девочка держит (ЧТО?) – кисточку. Девочка (ЧТО ДЕЛАЕТ?) – рисует. Девочка рисует (ЧЕМ?) – красками. Девочка рисует (ЧТО?) – облака, природу, лето.

Скороговорки для развития речи

Еще в старину были придуманы скороговорки – род складной речи с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, трудных для произношения.

Позанимайтесь с ребенком скороговорками, умерьте торопливость его речи. Ему наверняка понравятся эти забавные и короткие стишки.

Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
И матросы две недели
Карамель на мели ели.

Говорит попугай попугаю:
- Я тебя, попугай, попугаю!
- Попугай ты меня, попугай, - 
Говорит попугай попугаю.

Леня лез по лесенке,
Срывал Леня персики.
С песенками, с персиками
Скатился Леня с лесенки!

У маленькой машины цвет мышиный.
И шины шуршат, как мыши.

Встретил в чаще еж ежа:
- Как погода, еж?
- Свежа.
И пошли домой, дрожа,
Сгорбясь, съежась, два ежа.

Ткет ткач ткани на юбку Тане.

У Потапки на лапках по тапку.
Купил в лавке по тапку Потапка.

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!

Купили каракатице
Кружевное платьице.
Ходит каракатица,
Хвастается платьицем.

Бублик, баранку,
Батон и буханку
Пекарь из теста
Испек спозаранку.

У Ивашки рубашка,
У рубашки кармашки.
Хороши кармашки
На рубашке Ивашки.

Моль пальто себе купила,
Чтобы чем питаться было.

У Кондрата куртка коротковата.

Бредут бобры в сыры боры.
Бобры храбры. Для бобрят добры.

Маланья болтушка
Молоко болтала – болтала,
Да не выболтала.

Была у Наталки каталка на палке.
Сломала каталку на палке Наталка.
Чинили-чинили Наталке каталку,
Но так и осталась каталка без палки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Уважаемые родителям примите во внимание продемонстрированные игры, активно их применяйте в домашних условиях с детьми, читайте книги, проводите экскурсии по интересам детей, всё это поможет расширению и обогащению словаря и кругозора детей. Помните!!!: только игровая форма изложения всегда позволит сделать серьезное обучение радостным, желанным и главное -  успешным.

КВН .

Конкурс 1 «Литературный»

Командам предлагается поочередно назвать фамилии известных детских писателей и поэтов.

Конкурс 2 «Книголюбы»

Раздаются портреты С. Маршак     (Сказка  о глупо мышонке,  12 месяцев, Вот какой рассеянный,  Багаж,  Рассказ о неизвестном герое)

К.И. Чуковского   (Муха –Цокотуха, Телефон, Федорино горе, Котауси и Мяуси, Мойдодыр, Айболит, Циплёнок).

 Участники должны вспомнить известные произведения этих писателей.

Конкурс 3 «Поэтический»

Команды получают по картине «Времена года». Участники должны вспомнить стихи об этом времени года и исполнить их.

Конкурс 4 «Фразеологический оборот», что он обозначает.

«сесть в калошу» - попасть в нелепую ситуацию,

«водить за нос» - тянуть время, обманывать,

«надуть губы» - сильно обидеться,

«как снег на голову» - неожиданно,

«считать ворон» - тратить время зря,

«тянуть резину» - тянуть время.

Конкурс 5 «Составь рассказ о своем ребенке»

 Побеждает та команда, у которой самый интересный и правдоподобный рассказ.

Конкурс 6 «Конкурс капитанов»

Назвать как можно больше многозначных слов

Коса, замок, кисть, ключ, перо, ножка, кран, лук, гриф.

Жюри подводит итоги литературного КВНа, вручает награды.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание: «Речевое развитие ребенка, роль мелкой моторики»

Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают....

Выступление на родительском собрании "Речевое развитие ребенка - дошкольника"

Выступление на родительском собрании "Речевое развитие ребенка - дошкольника"....

Презентация к родительскому собранию "Речевое развитие ребенка"

Данный материал ориентирован на родителей с целью привлечь внимание к речевым проблемам детей. Что считается речевой нормой,  а что должно насторожить. Родительские страхи при определении ребенка...

Родительское собрание «Речевое развитие ребенка»

Своевременное развитие словаря - один из важных факторов подготовки к школьному обучению....

Родительские собрание «Речевое развитие ребенка 2–3 лет»

Цель: познакомить родителей с особенностями речевого развития детей раннего возраста; ознакомление и последующее применение родителями игр для речевого развития в домашних условиях....

Родительское собрание "Речевая готовность ребенка к школе"

Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:ЗвукопроизношениеФонематическое (слуховое) восприятиеФункции языков...